Санкции закрывают первый завод “Русала”

“Русал” опубликовал первую полугодовую отчетность со времени введения апрельских санкций США против компании и ее акционеров Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Как и ожидалось, во втором квартале резко сократился объем продаж алюминия, но на фоне высоких цен на металл EBITDA и чистая прибыль “Русала” заметно возросла. Но санкции уже оказали негативное воздействие на производство: на выпускавшем продукцию для США Надвоицком заводе “Русала”, который с апреля работал на склад, компания вынуждена начать консервацию мощностей.

6 августа “Русал” выпустил отчетность по итогам первого полугодия и второго квартала. Выручка за полугодие выросла на 4,8%, до $5 млрд, скорректированная EBITDA – на 14,4%, до $1,12 млрд. Чистая прибыль увеличилась более чем вдвое, составив $952 млн против $470 млн годом ранее. Второй квартал практически целиком прошел под знаком санкций: 6 апреля управление контроля зарубежных активов Минфина США (OFAC) включило Олега Дерипаску и подконтрольные ему активы, в том числе “Базэл”, En+ и “Русал”, в SDN-список. Его фигурантам запрещен бизнес с резидентами США и доступ к финансовой системе страны. В итоге за второй квартал “Русал” произвел 939 тыс. тонн алюминия, что на 2% больше, чем годом ранее, но продажи упали на 21,7%. Выручка компании в квартале сократилась на 8,7%, до $2,25 млрд. При этом EBITDA выросла на 8,2%, до $552 млн, чистая прибыль – на 44,2%, до $408 млн, что не в последнюю очередь может быть связано со скачком цены на алюминий на 18,2% (до $2,26 тыс. за тонну).

Санкции против “Русала” привели весной к ралли цен на металл, что считается одной из причин того, что изначальные условия ограничений США смягчили. Срок выхода из долга и акций компаний Олега Дерипаски, изначально ограниченный 7 мая, неоднократно продлевался – сначала до 6 июня, потом до 5 августа, а на прошлой неделе – до 23 октября, когда должна истечь и временная лицензия на ведение бизнеса с “Русалом”. Но в отчете компания предупреждает, что по-прежнему оценивает как весьма высокую вероятность того, что санкции окажут ощутимое негативное воздействие на ее бизнес, хотя его масштаб прогнозировать пока не готова.

“Русал” декларирует, что ищет новые рынки сбыта и активно развивает внутренний рынок. Отражением этого процесса можно считать рост доли сегмента “Россия и СНГ” по итогам первого полугодия с 24% до 29%. Но параллельно падают и продажи на зарубежных рынках. Доля США в продажах снизилась с 17% в первой половине 2017 года до 14%, Азии – с 17% до 13%. Источник “Ъ” на инвестрынке отмечает, что падение доли Азии отражает осторожность потребителей Японии, а также Тайваня и Кореи при взаимодействии с компанией, находящейся под санкциями. Вместе с тем, по его мнению, внутренний рынок имеет ограниченную емкость, и говорить о том, что доли продолжат перераспределяться, преждевременно.

При этом из-за санкций с августа “Русал” начинает консервацию электролизных мощностей на Надвоицком алюминиевом заводе ( НАЗ) в Карелии. Как пояснили в компании, в результате введения санкций НАЗ “лишился рынков сбыта и стабильных поставок сырья, продукция завода оказалась невостребованной, так как производство было полностью ориентировано на американский рынок”. Поэтому с апреля НАЗ работает только на склад, генерируя значительные убытки.

НАЗ, как и ряд других низкомаржинальных активов, доставшихся “Русалу” в результате объединения с СУАЛом Виктора Вексельберга, стоял в очереди на закрытие много лет, но в силу социального фактора останавливать его не решались. Еще в 2011 году “Русал” хотел закрыть НАЗ на фоне низких мировых цен на алюминий и высоких затрат на электроэнергию, вопрос об этом вновь подняли в 2013 году, намереваясь решить его за счет выкупа у ТГК-1 “Газпром энергохолдинга” Ондской ГЭС (купили в 2014 году). Сейчас “Русал” в Надвоицах развивает предприятие по выпуску алюминиевых радиаторов отопления и намерен также построить центр обработки данных (ЦОД), использующий энергию ГЭС. Предполагается, что сотрудники электролизного производства НАЗа будут трудоустроены на этих предприятиях.

Источник: КоммерсантЪ