С.В. Разворотнева. Все зависит от инициативы и энергии каждого!

Энергия женщины / РЭЭ №1, 2017

Все зависит от инициативы и энергии каждого!

Екатерина Алексеёнок

НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно­-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль», – некоммерческая организация, деятельность которой направлена на решение проблем в жилищно­коммунальной сфере, повышения эффективности работы отрасли, улучшения качества жизни граждан. Сегодня мы беседуем с исполнительным директором НП «ЖКХ-Контроль» Светланой Викторовной Разворотневой.

Исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль»

Светланой Викторовной Разворотневой

– Светлана Викторовна, расскажите, чем занимается Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

– В первую очередь мы осуществляем правовую поддержку собственников, помогая им добиться качественных услуг от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Активно мониторим ситуацию в сфере ЖКХ в каждом регионе страны. Итоги этого мониторинга, а также наиболее острые проблемы и вопиющие случаи нарушения прав граждан мы доводим до сведения федеральных органов власти, СМИ, что также способствует решению отдельных проблем. Подавляющее большинство руководителей региональных центров общественного контроля, из которых состоит наша сеть, входят в состав лицензионных комиссий, общественных советов при региональных министерствах ЖКХ, получая дополнительные возможности влияния на ситуацию.

Одна из ключевых тем общественного контроля – капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД). И здесь мы выстроили тройной уровень контроля. Помогаем собственникам проанализировать сметы и перечни работ, если капитальный ремонт проходит в их доме, оценить качество проведенных работ. Представители региональных центров общественного контроля входят в состав попечительских советов Фондов капитального ремонта, контролируют отбор подрядчиков, проводят выборочные опросы среди собственников домов, в которых прошел капремонт. На федеральном уровне НП «ЖКХ-Контроль» ежегодно формирует рейтинг информационной открытости региональных операторов. Это является хорошим стимулом для регионов улучшать работу по информированию населения.

Наши представители в обязательном порядке участвуют в приемке домов по программам переселения. Нашими активистами были выявлены существенные нарушения в более чем 50 сданных домах на конец 2016 года – в Амурской, Архангельской, Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Томской, Свердловской областях, Пермском, Краснодарском и Красноярском краях, Республиках Коми, Марий-Эл, Бурятия, Хакасия, Чувашской Республике, Еврейской Автономной области. Мы добились, чтобы их включили в реестр «На контроле» Фонда содействия реформированию ЖКХ (который финансирует программу переселения) и добиваемся, чтобы все дефекты были устранены.

– В «ЖКХ-Контроль» хорошо налажена обратная связь с конечными потребителями услуг – простыми гражданами. С какими проблемами к вам обращаются наиболее часто?

– За прошлый год в наши региональные центры поступило более 32 тысяч обращений. «Лесенка» вопросов­-лидеров выглядит так: первое место – качество коммунальных услуг, потом по порядку – начисление платы за жилищно­-коммунальные услуги, вопросы управления МКД; неудовлетворительное состояние МКД, вопросы по организации и проведению капитального ремонта.

– Удается ли оперативно реагировать на все запросы потребителей?

– Ко многим горящим и вопиющим случаям мы привлекаем внимание федеральных телеканалов. И этого бывает достаточно. Так в ноябре жителям Подмосковья после серии репортажей телеканала Москва­-24 администрации городов оперативно отремонтировали текущие крыши и установили батареи, снятые для капитального ремонта. В Щелковском районе, который за новогодние праздники просто погряз в мусоре, после публикации обличительных текстов и фотоматериалов тоже все решилось – появились контейнеры и исчезли завалы. Вообще средства массовой информации – наш союзник. Мы и просветительскую работу через них ведем, и помощь оказываем во многом благодаря им. Ежеквартально в региональных и федеральных СМИ (включая радио и интернет-­издания) у нас выходит более тысячи оригинальных материалов.

– Насколько хорошо у вас развита региональная сеть представительств? Есть ли шансы у жителей регионов решать свои проблемы с вашей помощью?

– Наша сеть охватывает 84 субъекта. В регионах созданы наши центры на базе профильных НКО и СРО. В свою очередь они за минувший год сумели подключить заинтересованных активистов в муниципалитетах и районных центрах. Так что сеть включает уже более полутора тысяч человек. На территориях, где получилось наладить взаимодействие нашего центра и органов власти – работа поставлена на качественно более высоком уровне. Многие регионы пошли дальше контроля федеральных программ по переселению из аварийного жилья и капитального ремонта – начали разработку дополнительных проблемных тем, которыми раньше никто и нигде не занимался. Например, возврат общедомового имущества, неправомерно захваченного муниципалитетами – этот вопрос впервые поднял наш костромской центр еще 2 года назад. Теперь эта практика успешно распространилась на Ленинградскую и Калининградскую область. Проблему завышенных общедомовых начислений по электроэнергии успешно решил наш ярославский региональный центр – они добились того, что каждый дом, где были подозрительно высокие счета, разобрали буквально «до костей» и нашли в индивидуальном порядке корень зла – где-то потери, где-­то незаконные подключения извне, где­-то воровство соседей. В результате размеры платежей откорректировали и все встало на свои места. Карельский региональный центр успешно борется с некачественной холодной и горячей водой в регионе – это проблема еще советская, но с каждым годом качество ресурса становится все хуже, а цена на него все выше. В прошлом году, когда количество сероводорода в воде превысило норму в 65 раз, наш центр вынудил администрацию г. Сегежа остановить зимой ее подачу, промыть котлы вместе с системой, очистить воду. Все собственники, которые зафиксировали в актах этот факт и обратились за перерасчетом, его получили. Наш центр через региональные СМИ постоянно консультировал жителей по этому вопросу.

Шансы получить нашу помощь и решить проблемы есть всегда. Но нужно понимать, что хозяин в доме – собственник и только он принимает решение, как ему жить. Делается все это на общем собрании. Это значит, что собственник должен действовать сам – мы его грамотно консультируем, какие шаги в каком порядке нужно предпринять с юридической точки зрения. Все зависит от инициативы и энергии каждого. Если что-­то идет не так, можно обратиться к нам. Общественники подскажут, есть ли в конкретной ситуации нарушение закона и как исправить ситуацию. Ну, а действовать дальше должен сам жалобщик.

– Этой зимой регулярно происходили массовые отключения теплоснабжения из­-за сильных морозов. Вы смогли чем­-то помочь людям в рамках своей компетенции?

– Да, мы принимаем сигналы на наши «горячие линии» в регионах. Вся информация аккумулируется и оперативно направляется в соответствующие органы власти и контрольно­-надзорные службы. На особом контроле находилась ситуация в Ижевске – теплопроводящие сети там сильно изношены и в прошлом году там было особенно много прорывов. Мы помогли подключить к решению этой проблемы федеральное министерство и консультировали граждан, как добиться перерасчета за недополученную услугу и проведенные в холоде дни. Сейчас городские власти ведут работу по передаче неэффективных теплосетей в концессию. Предполагается, что это должно улучшить ситуацию. Этой зимой были выявлены случаи отключений в Московской, Ярославской, Нижегородской областях. Мы докладывали обо всех на селекторе Минстроя России, писали местным администрациям. Благодаря нашим обращениям эти вопросы начали решаться гораздо быстрее.

– Одна из самых острых тем сегодня – подготовленный Министерством юстиции законопроект, по которому можно будет изымать за долги единственное жилье. Каково Ваше отношение к таким мерам воздействия?

– Законопроект предусматривает лишать жилья не всех, а лишь тех, собственников, у которых есть лишние квадратные метры (двойная норма). Кроме того отчуждение единственного жилья должно быть обосновано – если долг не превышает 5% от кадастровой стоимости квартиры, то на нее не могут наложить взыскание. После проведения торгов собственник получает сумму не ниже минимальной (необходимой для покупки другого жилья) – ее определяет суд. Далее в течение 3 месяцев он может сам приобрести на эти деньги новую недвижимость, если этого не произошло, то органы муниципальной власти объявляют конкурс на покупку недвижимости. Если купить не удастся, то суд исковую квартиру не изымет.

Хотя лично я считаю, что вместо такой борьбы с должниками логичнее было бы просто приостанавливать им подачу услуг, если это касается долгов за ЖКУ. Сегодня, как мы знаем, ограничения возможны только в сфере электроснабжения и водоотведения. Хотя появление обязательной «единой платежки» (эту меру предлагает Минстрой, подготовивший законопроект) позволит отключать электричество за любые долги в сфере ЖКХ. Но нужно помнить, что пока продажа единственного жилья – это только инициатива, которая проходит общественное обсуждение до 12 сентября. Какой текст в итоге окажется в Думе, зависит, в том числе от нас с вами, активных граждан, которые имеют возможность его прокомментировать. Найти документ можно на сайте regulation.gov.ru.

Вообще­-то моя главная идея – люди могут остаться без собственности, но они не должны остаться без крыши над головой. Прежде чем принимать подобный закон, государство должно создать эффективную систему обеспечения жильем нуждающихся. В соответствии с действующим законодательством, это обязанность органов местного самоуправления. Но у них нет маневренного жилья и денег, чтобы его строить. Без эффективного развития арендного сектора закон принимать нельзя.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик