С.А. Боровков, М.В. Степанова. Пять шагов к светлым и безопасным дорогам

Трибуна энергоэффективности / РЭЭ №2, 2018

Пять шагов к светлым и безопасным дорогам

Еще классик замечал, что дороги представляют собой вечную российскую проблему. Сегодня мэрам городов, да и органам исполнительной власти регионов по-прежнему остро необходимы технологии и финансовые инструменты для модернизации дорожного хозяйства, в частности дорожного освещения.

Генеральный директор «Лайтинг Бизнес Консалтинг»

Сергей Александрович Боровков

Отраслевой эксперт

Мария Вячеславовна Степанова

Многочисленные исследования показывают, что дорожное освещение может помочь сократить количество аварий в ночное время на треть. Хотя на уровень аварийности влияет не только освещение дорог, но и их качество, организация дорожного движения, культура вождения, качество обучения водителей и ряд других факторов, тем не менее, значительная часть дорожно-транспортных происшествий в темное время суток связана именно с ошибками восприятия дорожной ситуации водителем. Способы улучшения ситуации – организация качественного освещения дорог. И для этого сегодня есть и технологические, и управленческие решения.

В 2016 году Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова (ООО «ВНИСИ») при поддержке отраслевой консалтинговой компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» подготовил аналитический отчет о влиянии освещения дорог на безопасность дорожного движения.

В России только за 2015 год количество ДТП составило 184 000, при этом большое количество ДТП случается в темное время суток. Многочисленные международные исследования показывают, что степень тяжести ДТП почти в три раза выше в ночное время и в сумерки на неосвещенных дорогах, чем на тех же дорогах в дневное время, и втрое сокращается при наличии дорожного освещения. Ухудшение условий видимости является основной причиной наездов на пешеходов и велосипедистов, причем количество таких ДТП превосходит даже число аналогичных аварий из-за состояния алкогольного опьянения.

Сеть дорог в нашей стране довольно обширна. В то же время на 1 км дорог общего пользования в России установлено 4,2 светоточки. В таких странах как Норвегия, Великобритания и Голландия, где освещение дорог признано важным компонентом дорожной безопасности, показатели аварийности самые низкие в Европе. Например, в Голландии установлено 28 светоточек на 1 км дорог.

При этом показатель смертности в ДТП на 1 млн автомобилей в Российской Федерации оказался наибольшим среди рассмотренных стран – 666,2 погибших (самый низкий уровень в Великобритании – 57,3).

В среднем по Российской Федерации уровень освещенности муниципальных улиц составляет 68,4% (соотношение общей протяженности освещенных улиц к общей протяженности улиц). В федеральных округах европейской части России доля освещенных улиц выше (75–80%, а в отдельных городах 100%), в то время как в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах эта цифра менее 50%.

Согласно данным российского ГИБДД, в темное время суток происходит почти 40% ДТП с более высоким удельным уровнем смертности, чем в дневное время.

Анализ показывает зависимость между числом ДТП и интегральным коэффициентом освещенности (учитывает количество автомобилей, число погибших, общую протяженность дорог, протяженность освещенных участков дорог). Поэтому одним из способов снижения количества и степени тяжести ДТП в ночное время является оптимизация освещения. Установлено, что положительное влияние освещения на сокращение количества ДТП становится заметным, когда уровень яркости дорожного покрытия увеличивается в пределах от 0,5 кд/кв. м до 2,0 кд/кв. м. В Российской Федерации есть большой потенциал для снижения числа ДТП и числа погибших в них за счет увеличения количества освещенных дорог и качества освещения на них.

Шаг 1. Изучаем нормативную базу

За последние несколько лет российская нормативно-техническая база в области дорожного освещения была существенно модернизирована и гармонизирована с европейскими и мировыми аналогами.

  • 2011 г. – обновлен обязательный к применению свод правил СП 52.13330.2011 (раздел, посвященный освещению улично-дорожной сети городов и сельских населенных пунктов)
  • 2013 г. – введен ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (более детально изложены требования к освещению проезжей части улиц и дорог, площадей, транспортных развязок и пешеходных пространств)
  • 2015 г. – технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (минимальный набор требований по искусственному стационарному освещению автомобильных дорог общего пользования)
  • межгосударственный стандарт ГОСТ 33176-2014 (технические требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования искусственным освещением)
  • предварительный национальный стандарт ПНСТ 27-2015 (нормы и методы расчета дорожного освещения)
  • предварительный стандарт ПНСТ 28-2015 (требования к архитектурному и функционально-декоративному освещению объектов придорожного сервиса)

Основным нормируемым параметром освещения является средняя яркость дорожного покрытия и равномерность ее распределения, и лишь при несоответствии характеристик дорожного полотна требуемым для измерения яркости применяется нормирование по средней освещенности.

Вне населенных пунктов также нормируется средняя яркость дорожного покрытия, а также общая и продольная равномерности яркости дорожного покрытия. Также должно быть обеспечено выполнение нормируемых параметров освещенности (средней освещенности на дорожном покрытии и равномерности освещенности). Прописаны в документах особенности нормирования дорог с нестандартной геометрией, дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и т.д.

Отдельно стоит изучить нормы по пешеходным переходам и также оценить их выполнение. Общей практикой, к сожалению, является необустроенность и недостаточная освещенность пешеходных переходов, что ведет к неготовности водителя встретить их на дороге.

Отдельную проблему представляет не проводящийся на регулярной основе пересмотр категорийности улиц, и с этого необходимо начать в муниципалитете, прежде чему реализовывать проект модернизации освещения. Когда-то бывшие дворовые проезды становятся улицами и городскими магистралями, но категория, позволяющая требовать повышения качества освещения и яркости, часто остается устаревшей. Неадекватная реалиям категорийность улиц не позволит сделать расчеты необходимой освещенности при реализации проекта, а это риск не добиться необходимого результата, даже несмотря на потраченные время и средства.

Шаг 2. Проверяем светильники

Несколько советов заказчикам и покупателям светотехнического оборудования, как обеспечить выбор добросовестного поставщика и качество приобретаемой продукции, дал Евгений Долин, Генеральный директор – член Правления Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС).

  1. Задайте вопрос поставщику, может ли он предоставить документ на продукцию, подписанный руководителем компании-изготовителя, подтверждающий заявляемые продавцом потребительские свойства (ТУ изготовителя).
  2. Попросите сертификаты ЕАС на электромагнитную совместимость и электробезопасность.
  3. Проверьте, что вам предлагают именно то изделие, на которое выданы сертификаты и представлены Технические условия. Отличия в одном знаке или букве уже требуют внимательного изучения ТУ.
  4. Если это действительно то изделие, необходимо попросить заверенные копии или оригиналы протоколов испытаний на представленный сертификат. В 90% случаев, к сожалению, поставщик затрудняется представить такие протоколы, и это повод, увы, с этим поставщиком расстаться.
  5. Если предыдущий уровень пройден, и протоколы представлены, пора поинтересоваться, где производятся эти светильники, можно ли посмотреть это производство (вопрос вполне закономерный для таких крупных заказчиков как, например, муниципалитет). Добросовестный поставщик будет рад отвезти заказчика на производство. А если это не отечественное производство, то официальный дистрибьютор представит видеоролики и другие материалы и обязательно – договор о дистрибуции.
  6. Если есть желание или требование покупать отечественное, можно запросить документ, подтверждающий статус российского происхождения продукции (присваивается Минпромторгом России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 719).

Шаг 3. Собираем проект

В условиях недостатка бюджетных средств многие муниципалитеты России ищут варианты модернизации уличного и дорожного освещения. Одним из них является энергосервисный контракт.

Особенность этого инвестиционного инструмента заключается в том, что основные риски несет Исполнитель – он выступает инвестором, производит замену светильников или установку дополнительных, а расчеты с ним Заказчик производит только по факту достигнутой экономии потребления электроэнергии, поскольку современные светодиодные светильники в несколько раз эффективнее традиционно используемых.

Практика энергосервиса все активнее применяется в российских регионах и городах. Несмотря на определенные сохраняющиеся сложности, с каждым годом все большее количество муниципалитетов пользуются преимуществами этого механизма.

Рекомендациями по организации на местах работы для успешного применения энергосервисных контрактов делится эксперт-практик Павел Карастелин: «Подобные проекты должны реализовываться через механизм муниципальных закупок, что регулируется федеральным законом № 44-ФЗ. При этом существенное значение для размещения закупки и успеха всего проекта имеет, прежде всего:

  • компетенция уполномоченного органа исполнительной власти региона, ответственного за подготовку и реализацию энергосервисных проектов;
  • мотивация ответственных в органах местного самоуправления,
  • выбор на этапе подготовки проекта «правильной» энергосервисной компании, взаимодействие с которой позволит, как минимум, подготовить грамотное техническое задание и потенциально достижимые условия контракта.

Начальный этап работы по энергосервису практически везде одинаков:

  • потенциальный инвестор презентует проект технического решения лицам, принимающим решения;
  • потенциальный заказчик предоставляет необходимую (достаточную) информацию об установленном на объекте оборудовании (либо заполняет согласованные опросные листы (не сильно обременительные в части подготовки информации);
  • затем потенциальный инвестор проводит обследование объекта с выездом на место (очень показательный момент с точки зрения компетенции потенциального инвестора);
  • готовит проект конкурсной документации;
  • согласовывает с лицами, принимающими решение существенные условия и проект контракта.

И здесь, как показывает практика, важно не терять контроль за процессом и обеспечивать постоянное движение, а также коммуникацию между инвестором и сотрудниками на местах, занимающимися проектом. Из опыта, оптимальный вариант – жесткий контроль первого лица за сроками подготовки закупки.
Сложившееся у многих уважаемых, но все же сторонних участников мнение о повсеместной отрицательной практике энергосервисных проектов в наружном освещении не должно стать причиной однозначного отказа от этого уникального инструмента. Нужно просто учесть имеющийся опыт (и отрицательный здесь наиболее ценен), включить голову (это потенциальным заказчикам), а иногда и умерить личные мотивации».

Шаг 4. Учимся на примерах

Один из проектов, признанный удачным как со стороны заказчика, в том числе самих жителей, так и профессионального светотехнического сообщества, это модернизация уличного освещения в городе Владимире.

Он реализуется именно на базе энергосервисного контракта. Срок действия контракта – 9 лет, на протяжении этого срока 1% экономии ежемесячно остается в распоряжении Заказчика, после окончания срока всей экономией будет пользоваться заказчик. Было модернизировано освещение 296 улиц – заменены 13 647 светильников с лампами ДНаТ на светодиодные отечественного производства, компании «Световые технологии». Плановая экономия электроэнергии – не менее 58%, фактическая экономия за уже прошедший период – в среднем, 63–65%. Совокупная экономия за срок действия контракта ожидается в размере более 45 млн кВт*ч, экономия на платежах за электроэнергию, расчетно, составит более 226 млн рублей. Срок окупаемости проекта без учета роста тарифа – 9 лет. C учетом субсидирования – 5,92 лет.

Для контроля работы новой системы, сбора данных о потреблении электроэнергии, регулирования режимов были установлены системы АСКУЭ и АСУНО.

Среднее увеличение освещенности составило 20–22%. Изменился главный показатель качества света – индекс цветопередачи (с 20 до 70). Параметры освещенности проверялись комиссией в составе представителей ГИБДД, Управления ЖКХ администрации города, областного Фонда энергосбережения и энергоэффективности. Отдельная комиссионная проверка была проведена аккредитованной лабораторией. Все значения соответствуют нормативам и превышают значения ГОСТ и СП.

Алексей Аникин, генеральный директор компании «Световые Технологии ЭСКО», исполнителя проекта: «Информация о характеристиках городских улиц и дорог практически отсутствовала. Создать картину по номиналу используемых натриевых ламп не представлялось возможным, т.к. доминировали лампы ДНаТ мощностью 70–100 Вт, не всегда выполнявшие норматив по освещенности проезжих частей города. Мы не просто заменили светильники, а сделали расчеты освещенности в зависимости от категорийности дорог для исполнения норм освещенности согласно ГОСТ 55706-2013 и СП 52.13330-2011».

Шаг 5. Премия «Золотой Фотон»

В определенном смысле этот шаг помогает проще пройти несколько предыдущих в части обеспечения качества светильников и добросовестности подрядчика, потому что в светотехническом сообществе появился собственный фильтр.

В 2017 году впервые была учреждена Евразийская светотехническая премия «Золотой Фотон», призванная, определив лучшие компании светотехнической отрасли и их инновационные и энергоэффективные продукты по ряду номинаций, дать конечным заказчикам ориентиры при выборе, показать возможности максимального удовлетворения их потребностей и высоких стандартов качества продукции.

Лауреатство или победа в Премии – это своеобразный знак качества, который поможет потребителям на местах определиться и выбрать добротную светотехническую продукцию. Премия получила поддержку Министерства энергетики и Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии.

«На сегодняшний день на рынке присутствуют несколько тысяч производителей светотехнической продукции, и у каждого из них свой уровень качества. У конечного потребителя нет правильного инструмента, чтобы выбрать высококачественный и технически совершенный продукт. Премия «Золотой Фотон» – как раз и есть этот инструмент, который гарантирует качество и дифференцирует производителей. Для органов исполнительной власти и государственных заказчиков Премия может стать гарантией соответствия заявленным характеристикам, став решающим фактором в выборе поставщика при осуществлении государственных и муниципальных закупок», – отмечает Владимир Габриелян, Президент компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг», учредителя Премии.

В настоящее время закончен прием заявок. За победу борются почти четыре десятка компаний, в том числе признанные лидеры отрасли. Среди номинаций – «Светильник уличный консольный для наружного освещения», «Энергосервисный контракт», «Улично-дорожное освещение», «Энергосервисная компания».

Все номинированные продукты проходят проверку в аккредитованных лабораториях на соответствие заявленным параметрам качества. Информация о лауреатах премии – компаниях и продуктах – будет опубликована в СМИ, а также всегда доступна на сайте Премии, так что специалисты на местах смогут ознакомиться с лучшими примерами продукции и проектов и сделать выводы.

Надеемся, в российских городах будет все больше успешных проектов, а в результате – освещенных и безопасных дорог.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик