Гость Редакции / РЭЭ №1, 2020
Ружье заряжено, а нажать на спусковой крючок некому
Гость редакции – Президент АО «Управляющая компания «ГИС», руководитель представительства Национального объединения производителей строительных материалов в УРФО Александр Юрьевич Константинов.
– Александр Юрьевич, в освоении Арктики, важнейшая тема для всех северных территорий – строительство жилья, социальных объектов…
– Первая, и, наверное, самая большая проблема арктических регионов в том, что, на этих территориях нельзя строить по общим правилам. Однако, жить приходится именно по общим правилам: никаких отдельных нормативов для них не прописано.
В строительстве Арктики есть два основных проблемных направления – жилье и социальные объекты.
Наиболее массовый сегмент – жилье, особенно по программе переселения. Проект по переселению, на территории практически всех регионов, проблематичен. И даже к построенным домам часто имеются претензии. Т.е. снося один ветхий фонд, нельзя допускать строительство другого ветхого фонда.
Уточню, бетон бывает трех степеней долговечности: III – 25, II – 50 и I – 100 лет эксплуатации.
Но сегодня строительство домов идет по наименьшей начальной стоимости. В частности, вы делаете монолитный каркас, затем укладываете пеноблоки, утепляете это минеральной ватой и сверху – облицовка. Но у всех этих материалов разный жизненный цикл! Монолитный каркас простоит 50 лет. Пеноблок – 25 лет. Минеральная вата рассчитана на 15. И получается, что ввиду пористого материала, которым вы обшиваете этот дом, всего через 15 лет будете «вскрывать» его.
А на самом деле это может происходить и раньше, т.к. при постоянных переходах через ноль, происходит разрыв пористого материала, его осыпание, отслоение. Начинаются энергопотери, и с этим ничего не сделать.
При этом есть конструкция, разработанная в свое время для арктических территорий и используемая уже порядка 20 лет в жилых городках «Газпрома». В домах, построенных по этой технологии всегда тепло. Конструкция создавалась специально для Арктики.
Из конструкций БСС.ГИС построены в ЯНАО: Жилой комплекс на Вынгаяхинском месторождении на 312 мест, жилой комплекс Новозаполярный на 3500 мест, два жилых комплекса на 300 мест в г. Новый Уренгой, жилой комплекс на 200 мест на месторождении Нортгаз, четыре 40 квартирных дома и два 60-ти квартирных дома пос. Пангода, жилой дом с магазином в г. Губкинский, 112 квартирный дом в пос. Тарко-Сале. В г. Курган, Курганской области 47, и 44 квартирные дома.
И сейчас, когда объявлены грандиозные планы по строительству в Арктике, именно такие конструкции, прошедшие испытание временем и холодом, должны быть наиболее востребованы. Однако, по факту востребованы самые дешевые варианты. И это проблема, которая усугубляется с каждым годом.
С одной стороны, есть очень важное поручение президента России от 19 июля 2018 г. Документом предусмотрено в целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства обеспечить «переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования». Исполнитель поручения – правительство, непосредственный исполнитель – министерство строительства.
Действительно, министерство занимается этим вопросом, и, если лет через 10 этот самый «переход» к информационному моделированию произойдет, будет отлично. Даже несмотря на то, что срок исполнения поручения был обозначен 1 июля 2019 г.
На сегодняшний день мы имеем ситуацию, при которой только 1 января 2023 года по проекту (!) постановления правительства, планируется внедрение информационного моделирования. Уточню: информационное моделирование –это система управления, где учитывается все: и жизненный цикл, и стоимость в жизненном цикле на каждом этапе, и энергоэффективность – абсолютно все учитывается. Т.е. это тот метод, который непросто должен быть применим, а в первоочередном порядке – в Арктике. Потому что там сложная логистика, там, в принципе, дорого строить, и очень дорого эксплуатировать.
Так вот, оказывается, это метод будет применен с 1 января 2023 года только к объектам здравоохранения стоимостью от 500 млн рублей. Т.е. даже небольшие, но востребованные поликлиники не попадают под этот проект. С 1 января 2024 года список пополнят другие объекты социального значения: детские сады, дома культуры и т.д. Но тоже стоимостью от 500 млн рублей. А дальнейшая динамика не видна и не озвучена.
Что же мы имеем сегодня? С каждым построенным из сэндвич-панелей фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП), который не планируется через 15 лет сносить, страна теряет как минимум двойную – тройную стоимость.
Считайте сами: ФАПиз сэндвич-панелейна конкурсе стоит 4 млн 300 тысяч рублей. Мы на данном конкурсе с трехслойным железобетоном, с энергоэффективной конструкцией заявляем цену 5 млн 300 тысяч. И естественно, не проходим. Но у этого ФАПа жизненный цикл – 15 лет, у нашей конструкции – 50. Т.е. через 15 лет надо ставить новый фельдшерско-акушерский пункт. И стоимость этого действа – утилизация плюс новые работы –уже превышает как минимум нашу стоимость. А еще через 15 лет история повторится. И таким образом в жизненном цикле 50 лет стоимость ФАП из сэндвич панелей составляет 380 процентов к его начальной стоимости!!! Вот такая «экономия» бюджетных денег ввиду отсутствия системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства.
Почему не реализуется разумное требование Президента? Исполнение на местах будет только тогда, когда появится вся нормативная документация, считают чиновники и ждут, когда Минстрой подготовит всю «нормативку», что должно произойти к 1 января 2023 года. А вот ее применение к жилью и социальным объектам стоимостью ниже 500 миллионов рублей даже на горизонте до 2025 не предвидится.
– Т.е. получается странная ситуация: с одной стороны, всем муниципалитетам нужны деньги, все говорят об экономии, а с другой, дешевле…
– Вариант, который, на мой взгляд, наиболее приемлемый, но пока еще не реализованный – поиск пилотного региона по реализации внедрения информационного моделирования в строительстве. Это предусмотрено «дорожной картой» Минстроя.
Т.е. не дожидаясь всей нормативной базы, на основе существующей методики расчета жизненного цикла, подготовленного Национальным объединением проектировщиков, мы, Группа ГИС, готовы выступить как проектная организация и как производители строительных конструкций и материалов, представить информационную модель на конкурс.
Именно Арктические регионы, где проблемы строительства требуют к себе особого внимания, должны обратить внимание на предложенное решение в первую очередь.
Да, на региональном уровне придется на основании «пилота» вносить изменения в местное законодательство, но реализация эта будет ощутима. И там, где, вы снимаете вопрос по качеству строительства, там начинается другая жизнь, там отношение людей меняется. Согласитесь, для жителя небольшого населенного пункта есть разница, из чего построен, условно говоря, тот же фельдшерско-акушерский пункт. Если поставили капитальное строение – значит, власть видит перспективу этого населенного пункта, а если временное строение – люди подсознательно понимают, что это просто заткнули дыру и можно собирать вещи…
Не трудно посчитать, о каких деньгах идет речь, если, всего лишь, на одном ФАПе, только на этапе строительства и первого капремонта, государство теряет порядка 50 процентов стоимости. На этапе всего жизненного цикла, мы считали, получается до 280 процентов, в сравнении с первоначальной стоимостью. Добавим сюда же потери по энергетике. Они будут пиково возрастать по мере увеличения срока эксплуатации. Умножим это на число ФАПов в регионе.
Государственные корпорации, тот же Газпром, при реализации аналогичных проектов, почему-то не позволяет себе такого расточительства. Они строят из конструкций, которые изначально рассчитаны на 50 лет и более.
Еще добавлю, что у нас есть интересные решения, где ФАП совмещен с жилым модулем для врача. Есть модули МФЦ, совмещенные с магазинами, отделением почты или отделом полиции. Мы их называем – центры притяжения. Согласитесь это разумно, когда в небольшом населенном пункте применяется комплексное строительство. Есть отдельные решения для ЕДДЦ (Единый дежурно-диспетчерский центр), пожарных депо и даже овощехранилиц. И все это для Арктики!
– Как применить это на практике?
– Нужно волевое решение главы заинтересованного субъекта Федерации. Разговор с мэрами городов ни к чему не приводит, хотя сами они эту проблему озвучивают.
В Норильске порядка 200 домов под переселение, в Якутске – 300. В других городах Арктики тоже не лучше ситуация. И что же? Глава города не может в одиночку без поддержки субъекта принять такое решение. Дело, думаю, еще и в том, что спрашивают за программу переселения из ветхого и аварийного жилья с губернаторов. Будет глава субъекта уделять этому внимание, даст вариант решения – начнут действовать и мэры.
Не так давно в докладе вице-премьера Марата Хуснуллина Президенту страны прозвучала информация о том, что по реализации национального проекта «Жилье и городская среда», создан штаб, членами которого стали все губернаторы. Думаю, что вопросы системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства нужно выносить именно на этот штаб. И мы от объединения производителей строительных материалов инициируем, скорее всего, чтобы один из вопросов был как раз по обсуждению темы строительства в Арктике.
Задачи поставлены, ищем возможность начать диалог с первыми лицами, чтобы предложить выход из сложившейся ситуации. Есть проблема, есть ее решение – нет заказчика. При наличии такого числа проблемных объектов и поручения президента – нет заказчика. Парадокс!
Повторюсь, главную задачу сейчас мы видим в поиске заинтересованного, инициативного руководителя субъекта Федерации. Найдем –
тогда вместе с ним пройдем весь путь согласований: и по Минстрою, и по созданию модели, и по экспертизе.
И еще один немаловажный момент: когда мы эту цепочку запустим, – сразу же автоматически начнется история с развитием производства строительных материалов. Это понимают и в Минпромторге, где мы имеем поддержку.
Все это напрямую завязано на Арктику. Насколько государство заинтересовано, и по какому пути оно предлагает развивать северные регионы. Или это времянки, вахтовые методы или это, действительно, будут города для постоянного проживания. Мы создаем климат для устойчивой жизни и системы жизнеобеспечения именно такого долгосрочного периода.
Мы готовы дать решение. Нашему проектному институту – 62 года. Это – Смоленский Промстройпроект, который входит в нашу промышленную группу. Это институт, в котором 96 проектировщиков. Специалисты с опытом проектирования объектов в Арктике.
На днях эту проблему обсуждали с коллегами из Фонда развития Дальнего Востока. Видим их поддержку, и у них есть контакт с регионами Арктики. Но как бы мы не крутили, всегда упираемся в то, что регионы должны сами проявить инициативу к внедрению информационного моделирования в строительстве. Сам механизм есть. Но как говорится, «ружье заряжено, а нажать на крючок некому».
Справка:
АО «Управляющая компания ГИС» зарегистрирована в 2008 г. Основным видом деятельности является: «Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)». Юридическое лицо также зарегистрировано в таких категориях ОКВЭД как: «Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта», «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов», «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», «Деятельность по управлению холдинг-компаниями».