Развитие авиаперевозок в Арктике

Российская Арктика / РЭЭ №5-6, 2019

Развитие авиаперевозок в Арктике

На прошедшей 21 ноября 2019 года в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) научно-практической конференции «Инновационные подходы комплексного развития аэродромов и аэропортов в условиях Арктической зоны и северных регионов России» Заместитель Губернатора Архангельской области Елена Кутукова рассказала о предложениях Архангельской области по созданию благоприятных условий для развития авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации.

Заместитель Губернатора Архангельской области – руководитель представительства Архангельской области при Правительстве РФ, к.э.н.

Кутукова Елена Сергеевна

Нормативное регулирование региональной авиации и воздушных линий в АЗРФ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 №463-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2024 годы)» в областном бюджете ежегодно предусматриваются субсидии транспортным операторам на компенсацию недополученных доходов, связанных с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров и багажа.

В связи с этим наблюдается ежегодное увеличение расходной части областного бюджета на возмещение недополученных доходов авиаперевозчиков, так в 2017 году сумма возмещения авиаперевозчикам составила 78,1 млн рублей, в 2018 году – 153,0 млн рублей, в 2019 году (план) – 213,6 млн рублей.

По прогнозам министерства транспорта Архангельской области увеличение расходной части областного бюджета на возмещение недополученных доходов авиаперевозчиков к 2025 году возрастет до 419,5 млн рублей (данные представлены в таблице 1).

В целях повышения транспортной доступности, качества обслуживания пассажиров, расширения поддержки местной и региональной авиации министерство транспорта Архангельской области поддерживает предложения рабочей группы по введению механизма субсидирования воздушных перевозок пассажиров на территории Арктической зоны за счет средств федерального бюджета.

Предлагаем ввести механизм софинсанирования с учетом фиксированной суммы в зависимости от дальности поездки и типа воздушного судна. При этом с учетом особенностей Архангельской области (часть населенных пунктов не находится в Арктической зоне) в порядке (механизме) рекомендуем обязательно предусмотреть, что субсидия предоставляется при наличии в маршруте хотя бы одной точки посадки/взлета (посадочной площадки, аэродрома) в Арктической зоне. Это позволит значительно расширить географию полетов в Арктической зоне и увеличить частоту полетов.

Предлагаем учесть предложения по изменению Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1242 (далее – Постановление №1242), следующего характера.

Предлагаем включить в Приложение №5 к вышеназванным Правилам в части установления коэффициента, учитывающего удаленность и труднодоступность территории для Архангельской области, по аналогии с Республикой Саха (Якутия), Камчатским краем, Магаданской областью и другими, а именно дополнить приложение №5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети пунктом следующего содержания:

Субъект Российской Федерации Значение коэффициента при условии, что пункт отправления (назначения) является аэропортом, объем перевозок через который в год, предшествующий отчетному, составил менее 100 тыс. пассажиров Значение коэффициента при условии, что пункт отправления (назначения) является аэропортом, объем перевозок через который в год, предшествующий отчетному, составил не менее 100 тыс. пассажиров
18. Архангельская область 2,1 1,8

В качестве обоснования можно отметить наличие ряда населенных пунктов Архангельской области в перечне населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации (Приложение №3 к Постановлению №1242).

Также предлагаем включить г. Архангельск в Перечень населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации (Северо-западный федеральный округ), (Приложение №3 к Постановлению №1242).

В качестве обоснования можно отметить, что в г. Архангельске расположена основная аэропортовая инфраструктура для Арктической зоны Российской Федерации.

При этом через аэропорты г. Архангельска обеспечивается транспортная доступность удаленных населенных пунктов, находящихся в Арктической зоне, в том числе через аэропорт «Васьково» – Мезенский, Приморский районы Архангельской области, через аэропорт «Архангельск» – архипелаг Новая Земля (аэродром Рогачево) и г. Котлас.

Инфраструктура санавиации. Предложения по изменению нормативных правовых актов

На территории Арктической зоны активно используются для выполнения санзаданий воздушные суда Л-410 УВП, Ми-8 и Ан-2. В 2018 году на территории Архангельской области было совершено 689 вылетов санавиации.

Приобретенный в 2017 году вертолет МИ-8МТВ-1, оснащенный медицинским модулем активно используется АО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» для перевозки пациентов в медицинские учреждения Архангельской области в рамках повышения качества медицинской помощи в труднодоступных районах.

Для повышения качества оказания медицинской помощи в настоящее время планируется приобрести в ПАО «ГТЛК» на 10 лет еще один вертолет МИ-8МТВ-1 общей стоимостью 618 млн руб. Ежемесячный платеж составит 5,2 млн руб., годовой платеж – 62,4 млн руб.

В рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» на осуществление закупок авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) жителям Архангельской области (далее – Федеральный проект) на 2019 год предусмотрено 116 621,8 тыс. рублей.

Для реализации Федерального проекта в 2020 году предусмотрено 142 878,0 тыс. рублей (увеличение средств на 22,5%), с учетом увеличения количества летных часов на 18% и с применением индекса инфляции цен, в 2021 году – 166 218,0 тыс. рублей (увеличение на 16,3% к уровню 2020 года), с учетом увеличения количества летных часов на 15,3% и с применением индекса инфляции цен. За 2017 год для выполнения санзаданий на вертолетах Ми-8Т и Ми8-МТВ-1 налет составил 1091 летный час.

В связи с этим предлагается включить в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1212, возможность предоставления субсидий на приобретение вертолетов, используемых для выполнения пассажирских перевозок и санзаданий.

Проблемы содержания инфраструктуры воздушного транспорта в АЗРФ

Необходимо также обратить внимание на высокий уровень расходов владельцев аэропортовой инфраструктуры на ее эксплуатацию, в том числе расходов на приобретение энергоресурсов, заработную плату персонала, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

На территории Архангельской области большинство аэродромов переведено в статус посадочных площадок. Обеспечение взлета-посадки и других услуг на посадочных площадках не является услугой аэропорта, в связи с чем, не подлежит государственному регулированию.

В рамках подготовки настоящих предложений проведен анализ расходов владельцев посадочных площадок. Так, ежегодные расходы на эксплуатацию посадочной площадки «Мезень», имеющую искусственную взлетно-посадочную полосу (ИВПП), склад ГСМ составляют порядка 7,8 млн руб. (2018 год).

Для сравнения средняя себестоимость содержания посадочной площадки с грунтовой взлетно-посадочной полосой составляют порядка 0,52 млн руб. в год. При этом доля затрат на оплату труда персонала составляет 65% от общего размера расходов.

С учетом Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, размер инфляции до 2020 года прирост цен составляет 5% в год, до 2025 года 3,9% в год.

В таблице 1 приведена динамика годовых расходов на содержание типовой посадочной площадки (в млн руб.).

Таблица 1

Показатель 2019 г. 2020 г. 2025 г.
Площадка с ГВПП 0,54 0,572 0,68
Площадка с ИВПП 8,1 8,58 10,25

 

С учетом существующей маршрутной сети в Архангельской области на большинстве посадочных площадок как с ГВПП, так и ИВПП осуществляется 2–3 оборотных рейса в неделю.

Между тем, территория и имущество площадок нуждается в постоянном обслуживании, расчистке от снега в зимний период, охране, текущем и капитальном ремонте. Расходы владельцев посадочных площадок в такой ситуации могут быть возмещены только за счет авиаперевозчиков, поскольку муниципальные образования в силу ограниченности бюджетов не могут нести данные расходы.

При этом, данная ситуация негативно сказывается на стоимости авиабилетов даже при условии их субсидирования. Ввиду незначительного пассажиропотока собственники распределяют расходы на их содержание пропорционально количеству обслуживаемых воздушных судов (доля аэропортовых сборов в общей стоимости рейса на местных воздушных линиях может достигать 15–20%).

Авиаперевозчики отмечают, что собственники аэропортовой инфраструктуры регулярно допускают резкое повышение ставок аэропортовых сборов, которые не регулируются государством, особенно в аэропортах и на посадочных площадках, обслуживающих одного авиаперевозчика. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос оптимизации тарифной политики на аэродромах, которые обслуживают до 2–3 регулярных рейсов в день.

В то же время в рамках взаимодействия по вопросу развития авиации авиапредприятия Архангельской области разработали механизм льготного тарифообразования для социально значимых авиарейсов. Предлагается законодательно закрепить данный механизм.

Меры Правительства Архангельской области по развитию региональных авиаперевозок. Состояние парка и потребность в воздушных судах

В 2018 году в парк основного авиаперевозчика АО «2-й ОАО» было приобретено в лизинг два новых воздушных судна типа Л-410УВП-Е20. Механизм поддержки обновления парка воздушных судов предусматривает более высокий уровень возмещения недополученных доходов в случае выполнения рейсов на приобретенных в лизинг воздушных судах на местных воздушных линиях. В связи с этим наблюдается ежегодное увеличение расходной части областного бюджета на возмещение недополученных доходов авиаперевозчиков.

В целях недопущения сокращения количества авиаперевозок на территории субъектов Арктической зоны, дальнейшего обновления воздушных судов и соответствующей инфраструктуры предлагается предусмотреть софинансирование из федерального бюджета перевозок на местных воздушных линиях в Арктической зоне. В свою очередь увеличение общего количества авиарейсов (в том числе субсидируемых) позволит проводить работу по оптимизации ценовой политики владельцев аэродромной инфраструктуры в отношении авиаперевозчиков.

В парке АО «2-й ОАО» эксплуатируются 5 воздушных судов Л-410 УВП, из них два воздушных судна приобретены в лизинг в 2017 году. Также планируется приобретение двух Л-410 УВП со сроком поставки до конца 2019 года. АО «2-ой ОАО» более 35 лет эксплуатирует воздушные суда Ан-2 различных модификаций (на данный момент в парке 7 воздушных судов), а также вертолеты Ми-8 в количестве 12 ед. и Ми-26 в количестве 4 ед.

По данным авиапредприятия ресурс имеющихся воздушных судов Ан-2 ориентировочно рассчитан на 5 лет эксплуатации. В связи с этим, с учетом имеющегося объема транспортного заказа авиапредприятию в течение 10 лет ориентировочно потребуется 10 воздушных судов аналогичного класса, в качестве которых рассматривается ВС-2ДТС «Байкал». На территории Архангельской области большое количество грунтовых взлетно-посадочных полос длиной до 1000 м, поэтому возможность эксплуатации на них воздушного судна ТВС-2ДТС «Байкал» – его основное преимущество для нашего региона.

Также для развития регионального авиасообщения для ряда направлений из г. Архангельска и г. Котласа необходимы воздушные суда, до 50–60 мест, которые имеют возможность использовать для взлета и посадки грунтовые и искусственные взлетно-посадочные полосы длинной до 1500 м. По предварительной оценке необходимо 3 воздушных судна данного типа.

В связи с выводом из эксплуатации воздушных судов ЯК-40 и Ан-24 в настоящее время существует проблема организации авиарейсов по маршрутам Архангельск – Мурманск, Архангельск – Сыктывкар, Архангельск – Вологда, Котлас – Санкт-Петербург.

Основной региональный авиаперевозчик, базирующийся на территории Архангельской области, – АО «Нордавиа-региональные авиалинии», выполняющее регулярные авиарейсы под брендом «Смартавиа».

Согласно перечню эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, размещенном на официальном сайте Росавиации, в парке авиакомпании имеется 15 среднемагистральных воздушных судов, в том числе Boeing-737-500 (6), Boeing-737-700 (3), Boeing-737-800 (6). До 2019 года АО «Нордавиа-РА» также эксплуатировало воздушные суда Ан-24.

В планах авиакомпании приобрести в 2020 году приобрести 4 воздушных судна Boeing-737-Next Generation, а также к 2025 году заменить имеющийся парк воздушных судов Boeing-737-500.

В случае внесения вышеизложенных изменений в Постановление №1242 возможно активное участие АО «Нордавиа-РА» в развития межрегионального авиасообщения из аэропорта «Архангельск».

Перечисленные мероприятия повысят позитивный эффект от введения нулевой ставки НДС на региональных (минуя Москву) и местных воздушных линиях, а также позволят снизить стоимость авиаперевозок для пассажиров.

При комплексном подходе (поддержка обновления парка воздушных судов, субсидирование полетов) местная и региональная авиация может стать еще одним драйвером развития территорий.

С учетом оптимизации ценовой политики владельцев аэродромов и посадочных площадок, поступлении в авиапредприятия достаточного количества необходимой авиационной техники кратно возрастет и количество перевозимых пассажиров и грузов, повысится транспортная доступность Арктической зоны.

Регулирование пассажирских перевозок воздушным транспортом

Предлагаем также инициировать разработку Федерального закона «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на территории Российской Федерации» по аналогии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разработка и утверждение данного Федерального закона позволит закрепить правовые нормы регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, а также организацию контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик