Энергосервис как инструмент реализации проекта «Умный город»

Трибуна энергоэффективности / РЭЭ №1, 2019

Энергосервис как инструмент реализации проекта «Умный город»

Ляшук Вячеслав Филимонович

За последние несколько лет, пожалуй, мало какая тема привлекала к себе столько внимания и так активно обсуждалась на разных площадках, как цифровизация, в целом, и проект «Умный город», в частности. В рамках данной статьи мы не будем касаться самих определений данных понятий, водораздела между цифровизацией и автоматизацией и того факта, что даже эксперты, пользуясь одними и теми же терминами, зачастую имеют в виду абсолютно разные вещи.

Заместитель Председателя Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Ляшук Вячеслав Филимонович

Цифровизация, так или иначе, предполагает работу с данными, причем достоверными данными. В статье 13 принятого в 2009 году Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» указано: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию». К сожалению, данный вопрос так и не решен до конца: многие бюджетные учреждения до сих пор оплачивают энергоресурсы на основании нормативов. С одной стороны, установка прибора учета – позволит экономить бюджетные средства, оплачивая только в действительности потребленные энергоресурсы, с другой – самих бюджетных средств не хватает на установку необходимого для экономии прибора учета.

При этом механизм, позволяющий – пусть не полностью – решить данный вопрос за счет привлечения внебюджетных средств, существует. Например, в рамках энергоэффективных мероприятий при реализации энергосервисных контрактов на экономию тепловой энергии устанавливаются, в сумме с другими мероприятиями, и приборы учета (если они отсутствуют). Кроме того, в рамках того же проекта чаще всего внедряется и диспетчеризация. Таким образом, энергосервис вполне может быть финансовым инструментом внедрения системы достоверного учета и мониторинга потребления энергоресурсов на уровне каждого бюджетного учреждения. Без привлечения дополнительных бюджетных средств. При должной проработке вопроса с инвесторами и достижении, если не стопроцентного, то широкого охвата подведомственных администрации объектов, в рамках таких проектов можно внедрять системы достоверного учета и мониторинга потребления энергоресурсов бюджетных учреждений на уровне города и области.

Кроме того, при реализации мероприятий в рамках энергосервисных контрактов, направленных на экономию энергоресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения, вполне возможно внедрять часть инфраструктуры проекта «Умный город». Можно не только устанавливать более современные и экономные светильники, но и ставить радиомодули на корпус каждого светильника, датчики экологического мониторинга окружающей среды и т.п. При этом создается «ячеистая» сеть, состоящая не только из множества «умных» светильников, но и других устройства «умного» города.

Это неминуемо приведет не только к снижению расходов на энергоресурсы, но и к повышению качества и эффективности управления территориями за счет оперативного доступа к достоверной и актуальной информации. И, кроме того, такой подход может стать основой для построения на уже имеющейся платформе региональной информационной системы, которая станет основой для цифровой трансформации на уровне каждого региона.

Практика показывает, что наиболее продвинутые заказчики по энергосервисным контрактам (в лице администраций разных уровней) уже начали движение в этом направлении. Например, в октябре 2018 года Управлением муниципальных закупок администрации города Кирова был объявлен конкурс на оказание услуг по проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования электрической энергии системы наружного освещения для нужд муниципального образования «Город Киров».

По требованиям Технического задания конкурсной документации исполнитель должен будет не только заменить светильники на энергосберегающие, но и установить автоматизированную систему управления наружным освещением с функциями коммерческого учета электроэнергии (АСУНОиКУЭ), которая должна, в числе прочих функций, включать возможность управления на базе календаря восхода и захода солнца. При этом исполнитель должен организовать дистанционный учет электроэнергии и автоматическую передачу данных на сервер АСУНОиКУЭ. Кроме того, на магистральной части модернизированной системы освещения вместе с каждым светильником по требованию заказчика должен быть установлен модуль индивидуального управления, позволяющий дистанционно с центрального диспетчерского пункта регулировать мощность каждого светильника как индивидуально, так и группой по беспроводным каналам передачи данных, обеспечивать мониторинг состояния каждого светильника и собирать данные о потреблении электроэнергии с приборов учета, а также обеспечивать мониторинг состояния оборудования шкафов. А это уже «ячеистая» сеть, необходимая для обмена информацией между устройствами «умного» города. И это будет сделано в рамках энергосервиса, то есть возврат вложений инвестора будет осуществляться из средств, сэкономленных заказчиком в период срока действия контракта.

Уверен, это не единственный пример. Их пока не так много, но они есть. Остается надеяться, что такие проекты будут пополнять созданный Минстроем России банк лучших решений для «умных» городов и тиражироваться.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик