Необходимо ломать стереотипы в отношении ЖКХ!

Региональное управление / РЭЭ №2, 2019

Необходимо ломать стереотипы в отношении ЖКХ!

В октябре 2018 года Министром ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) был назначен Дмитрий Дмитриевич Садовников. Сегодня он рассказывает о том, какие задачи уже удалось решить за этот непродолжительный срок.

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)

Садовников Дмитрий Дмитриевич

– Дмитрий Дмитриевич, Вы занимаете этот пост около полугода, какие первоочередные задачи для себя определили? Есть ли уже конкретные результаты?

– На момент моего назначения в качестве министра первостепенной задачей было начало и прохождение отопительного сезона, в частности получение муниципальными образованиями паспортов готовности. Это архиважный документ, гарантирующий готовность населенного пункта к осенне-зимнему периоду. В наших суровых климатических условиях жизненно важно обеспечить бесперебойную работу всей коммунальной и электроэнергетической инфраструктуры. В текущем отопительном сезоне достигнут исторический максимум по получению паспортов готовности – 25 единиц. Для сравнения, за прошлые периоды максимум составил 15 паспортов.

Из целевых и стратегических задач необходимо отметить реализацию национальных проектов. Глава нашего государства поставил серьезные, амбициозные задачи в части обеспечения населения качественной питьевой водой и экологического благополучия – необходимо навести порядок в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. На сегодня реформа обращения с ТКО стартовала по всей республике, разрабатываются региональные программы по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.

Также одна из основных насущных задач на сегодняшний день – повышение престижа отрасли, проведение имиджевой политики с вовлечением всех категорий граждан в тему ЖКХ. Мы подошли к моменту, когда необходимо ломать сложившиеся стереотипы в отношении жилищно-коммунальной сферы.

– Одна из наиболее актуальных сегодня тем – это переход на новую систему ТКО с января 2019 года. Как в Якутии работает эта система?

– Как я уже сказал, в Республике Саха (Якутия), как и во всех регионах страны, внедряются новые правила обращения с ТКО. На территории республики действует пять региональных операторов, так как согласно территориальной схеме обращения с отходами в Якутии, регион поделен на пять зон.

Конечно, при старте реформы мы столкнулись с определенными трудностями. Обусловлено это тем, что система централизованного сбора и вывоза мусора налажена только в 7% муниципальных образований, в основном это административные центры. Отсутствуют объекты производственной переработки и утилизации ТКО. Более 96% образующихся отходов накапливается на полигонах и санкционированных свалках. В целом, требуется создание необходимой инфраструктуры. Мы в этом направлении будем работать в рамках реализации нацпроекта «Экология».

На текущий момент во всех зонах региональными операторами организована работа по сбору и вывозу мусора в многоквартирных домах. В частном секторе ведется работа с муниципальными образованиями по определению мест контейнерных площадок.

Из-за малонаселенности существует проблема отсутствия достаточных объемов образования отходов. У нас около 76% населенных пунктов, где численность населения менее 1000 человек. В большинстве сельских поселений в год образуется не более 500 тонн ТКО, что экономически невыгодно для создания и работы производств по обращению с отходами.

В планах – внедрение системы раздельного сбора полезных фракций в населенных пунктах республики, в том числе небольших сельских поселениях, вследствие чего возможно снижение платы для граждан.

– Для решения тех или иных задач в различные сферы привлекают инвесторов. По опыту других регионов видно, что в ЖКХ с этим сложно. Как у вас с этим обстоят дела?

– Одним из приоритетных направлений повышения качества коммунальных услуг мы видим в привлечении частных инвестиций в отрасль. Важную роль здесь играют концессии. С 2012 года в сфере коммунального комплекса Якутии действует восемь концессионных соглашений с общим объемом инвестиций 3,3 млрд рублей.

Благодаря последним изменениям законодательства о концессионных соглашениях в части особенностей подготовки и заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ, таких как долгосрочное тарифное регулирование, «поселенческие» тарифы, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, значительно повысилась инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ. Сегодня заключение концессии даже в отношении одной небольшой котельной сможет гарантировано обеспечить возвратность инвестиций концессионера. Также ведется работа по получению финансовой поддержки ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ.

– В Якутске остро стоит проблема обеспечения города качественной питьевой водой. Расскажите о реализации проекта по строительству водозаборных и водоочистных сооружений.

– Действительно в Якутске такая проблема отмечалась на протяжении нескольких лет, особенно остро жители ощущали ее в период половодья. В сентябре 2018 года введены в эксплуатацию водозаборные и водоочистные сооружения производительной мощностью 110 тыс. куб. м. в сутки, которые позволили решить вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой в столице республики. А это треть населения Якутии.

Решения по строительству водоочистных сооружений будут приниматься и по сельским, и по промышленным районам, по городам и поселкам, чтобы мы могли обеспечить наше население чистой водой. В рамках национального проекта «Экология» будет разработана региональная программа «Чистая вода» с привлечением средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных средств.

В 2019 году начнется строительство водоочистных станций в Вилюйской группе районов с привлечением средств АК «АЛРОСА». Также планируется модернизация систем по реконструкции сооружений водопроводно-канализационного хозяйства г. Нерюнгри.

– Какие мероприятия по энерго- и ресурсосбережению реализуются в Республике? Какие первостепенные задачи необходимо решить?

– Якутия занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по внедрению энергосервисных контрактов, в том числе по контрактам, включающим не только объекты потребления, но и объекты генерации и сети. За прошедший период заключено 267 энергосервисных контрактов по 484 объектам бюджетной сферы, коммунальной инфраструктуры и наружного освещения. В настоящее время действуют 152 энергосервисных контракта, остальные контракты завершены.

Ключевым направлением на ближайшую перспективу станет энергосбережение и энергоэффективные технологии. Для достижения максимального эффекта от энергосбережения требуется комплексный подход в жилищном фонде и на объектах генерации по принципу «генерация-сети-потребитель». Комплексный подход показал свою эффективность в Намском районе республики, где такой подход позволил добиться экономии до 70% от базового уровня потребления.

Сегодня наши подходы к внедрению энергосервисных контрактов в жилищном фонде услышаны на федеральном уровне. Принято решение о включении энергосервиса в актуализируемую Стратегию развития ЖКХ.

– В завершение разговора хотелось бы узнать о планах на 2019 год.

– В 2019 году планируется строительство и реконструкция котельных, в том числе перевод их на газовое топливо, заключение концессионных соглашений на коммунальные объекты. Планируется участие в разработке топливно-энергетического баланса Республики.

В целях повышения прозрачности начисления платы за ЖКУ, возможности личного контроля населением за начислениями в 2019 году планируется создание Единого информационного расчетного центра, в том числе посредством участия в проекте «Умный город».

С 2019 года планируется обеспечить синхронизацию Региональной программы капитального ремонта с Программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда, энергоэффективный капитальный ремонт, а также усиление взаимодействия с органами местного самоуправления.

По линии электроэнергетики продолжим работу с федеральными органами власти по вопросам реализации Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия), а также решению вопросов по определению источников финансирования строительства 3-го и 4-го пускового комплекса ВЛ-220 кВ Мирный-Сунтар-Нюрба для потребителей Вилюйской группы улусов и ВЛ-110 кВ Сулгачи-Амга для потребителей заречной группы улусов.

Беседовала Екатерина Жолудева

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик