Р.А. Исмаилов. За чистую страну

Государственное регулирование / РЭЭ №1, 2017

За чистую страну

Рашид Исмаилов

В соответствии с распоряжением Министра Российской Федерации М.А. Абызова, курирующего деятельность Открытого правительства сформирована Рабочая группа по экологии и природопользованию при Экспертном совете при Правительстве РФ. Группу возглавил Рашид Исмаилов, директор Центра зеленых стандартов, член Общественного совета при Минприроды России.

Директор Центра зеленых стандартов, член Общественного совета при Минприроды России

Рашид Айдынович Исмаилов

Новый формат экспертной работы в Открытом правительстве по экологическому направлению позволит структурировать нашу деятельность, увеличить масштаб и горизонт планирования решаемых задач, и главное – включиться активно в те треки, которые находятся сейчас в ведении Правительства. Мы сможем заниматься стратегическими задачами, решение которых могут дать значительный природоохранный эффект в перспективе. Например, экологизация транспортной системы России или создание механизма обеспечения экологической открытости российского бизнеса. Анализ и оценка условий Парижского соглашения для различных отраслей экономики, оптимизация проведения госэкоэкспертизы, совершенствование системы расширенной ответственности производителя, внедрение природоохранных инструментов в работу госкомпаний и другие.

Очень важная задача — это контроль и мониторинг приоритетного проекта «Чистая страна», ну и конечно, будем внимательно следить за реализацией Плана основных мероприятий по Году экологии. Мы выбираем сейчас контрольные точки, где есть необходимость нашего экспертного сопровождения или участия. Дальше будем наблюдать за ходом реализации проекта, где есть проблемные места, где мы можем включиться. У нас небольшой экспертный состав, но очень весомый, в нем представлены, пожалуй, ведущие эксперты федерального уровня. И за каждым из них есть свой пул специалистов и коллективы, которые будут подключаться в зависимости от поставленной задачи.

Другим ключевым направлением является реализация поручений Президента России Владимира Путина по итогам заседания декабрьского Государственного совета. Это целый комплекс экспертно-аналитической деятельности. Это и подготовка предложений о применении «зеленых» финансовых инструментов российскими институтами развития и публичными компаниями, о стимулировании внедрения российскими институтами развития и организациями практики экологически устойчивого развития, о применении публичными компаниями, государственными организациями, корпорациями и компаниями с государственным участием добровольных механизмов экологической ответственности; о раскрытии публичными компаниями, государственными организациями, корпорациями и компаниями с государственным участием предусмотренной международными стандартами нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; по разработке нормативов качества окружающей среды с учетом оценки рисков причинения вреда здоровью человека на основе санитарных норм и правил, а также с учетом качества отдельных компонентов природной среды исходя из природного фонового состояния территорий и акваторий.

Также это разработка предложений по учету при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий Правительства РФ на 2017–2025 годы в качестве одной из основных целей переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека, обратив особое внимание:

  • на использование системы индикаторов устойчивого развития, определение механизмов достижения целей и поэтапное решение задач экологически устойчивого развития территорий регионов на период до 2030 года и на перспективу до 2050 года;
  • на установление целевых показателей энергоэффективности экономики в целом и по основным ее секторам, а также на реализацию комплекса мер по повышению такой энергоэффективности, включая создание и использование возобновляемых источников энергии, развитие микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии;
  • на учет влияния введения механизмов, обеспечивающих экологически устойчивое развитие, на деятельность хозяйствующих субъектов.

Мы готовим предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 года, и обязательств России в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды; о внесении в законодательство РФ изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие в том числе:

  • разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов;
  • разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
  • особенности проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных метеорологических условий.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации будет предложено внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие:

  • проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиционных проектов, в том числе в части, касающейся определения мест размещения объектов планируемой хозяйственной деятельности;
  • уточнение порядка выдачи комплексных экологических разрешений, в частности исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения;
  • установление уполномоченным органом срока проведения государственной экологической экспертизы в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • получение комплексных экологических разрешений с учетом программ оснащения предприятий автоматическими и техническими средствами контроля выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также предоставление предприятиям времени на разработку соответствующих проектов и закупку необходимого оборудования;
  • определение понятия «экологическая информация», порядка доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных.

И, наконец, предложение о принятии мер по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), предусматривающими, в том числе, использование ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в целях получения, обработки и передачи навигационной информации при транспортировании отходов и опасных грузов, а также систем контроля приема отходов на объектах, используемых для их обработки, обезвреживания, утилизации, размещения.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик