Путь от розетки

Будущее, где автомобили передвигаются бесшумно и не отравляют воздух, все ближе.

В 2017-м по всему миру продано более миллиона подзаряжаемых (plug-in) транспортных средств. В основном это чистые электромобили (BEV) — 734 000 штук, и их доля растет. Гибридных (PHEV) машин, которые сохраняют традиционный двигатель внутреннего сгорания, было продано 386 000. Совокупный рост «подзаряжаемого» сегмента в сравнении с 2016 годом составил 51 процент. Спрос растет в основном за счет господдержки, распространенной во многих странах, и возможного в недалеком будущем запрета на автомобили с неэкологичными двигателями.

Тесла-революция

Первые электромобили появились еще в конце XIX в., и поначалу они даже были популярнее бензиновых. Но машины с ДВС совершенствовались и в итоге победили: они были быстрее, легче и могли проехать большее расстояние на одной заправке. И, главное, не нуждались в многочасовых стояниях у розетки. На фоне топливных кризисов и ужесточающихся экологических норм интерес к электромобилям рос, но массовыми они так и не стали. Вплоть до начала 2010-х, когда были представлены Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf, передвигавшиеся на электротяге. На одной зарядке они могли проехать 100 с небольшим км, этого хватало для передвижения по городу.

Tesla Motors Илона Маска начала с более дорогого сегмента и более емких батарей и тем самым совершила революцию. Ее первой моделью был родстер, способный проехать около 400 км по американскому циклу EPA. В 2012-м начались продажи большого хэтчбека Model S, который в зависимости от емкости батареи мог проехать 335- 426 км. Позднее «дальнобойность» электромобиля еще выросла и превысила 500 км. Заправка на бесплатной зарядке-суперчарджере занимала час с небольшим. Помимо сравнимого с обычными автомобилями запаса хода Model S предлагала динамику суперкара. Чтобы разогнаться с места до 100 км/ч, полноприводной P100 D необходимо менее трех секунд. Умение обновляться «по воздуху», как смартфон, и продвинутая система автопилотирования довершают образ автомобиля будущего. За Model S последовал кроссовер Model X с необычными задними дверями, поднимающимися вверх, потом доступный седан Model 3 и даже грузовик.

«Наша задача — победить двигатель внутреннего сгорания», — говорит Илон Маск. Его эксцентричный характер повлиял на известность Tesla не меньше, чем впечатляющие характеристики ее моделей. Он отправляет свой родстер на Марс под музыку Дэвида Боуи, открывает патенты на электромобили, запускает ракеты в космос и работает над высокоскоростной магистралью Hyperloop. Аварии по вине клиентов, слишком доверившихся пробной версии автопилота, проблемы с качеством электромобилей не могут поколебать веру в Маска.

Китайский фактор

Самым популярным электромобилем в 2017 г. стала не Tesla Model S, а безвестный китайский BAIC EC-Series. Китай — крупнейший рынок автомобилей на новых источниках энергии (new energy vehicles, NEV), на него приходится больше половины от общего количества проданных в прошлом году машин. И самый быстрорастущий — плюс 71% в сравнении с 2016 годом. Все благодаря помощи, которую государство выделило и производителям, и покупателям. Тем самым оно стремилось улучшить экологию в крупных мегаполисах.

Желающий приобрести электромобиль получал субсидию от центрального правительства и дополнительную — от местных органов власти. Плюс номерной знак по льготной схеме. Поэтому большая часть электромобилей выпущена местными компаниями, а на долю Tesla в Китае приходится только 2%. Наибольшим спросом пользуются ситикары вроде BAIC EC и Zhidou D2 EV со скромным запасом хода и ценой чуть больше миллиона в переводе на рубли.

Гибридные войны

В Европе число подзаряжаемых автомобилей растет — более 300 тыс. штук за прошлый год и плюс 11%. В то время как спрос на традиционные машины снижается. Электромобили численно все еще уступают гибридам PHEV, те более универсальны: традиционный мотор обеспечивает им «дальнобойность», а емкая батарея позволяет проезжать определенное расстояние на электротяге и тем самым иметь доступ в «зеленые» зоны городов.

В то же время чисто электрический сегмент достиг 49% и растет активнее. Машины с нулевым выбросом пользуются большими льготами, а развитие сети зарядных станций делает их все более автономными. Самые большие льготы предлагает Норвегия — позволяют доходы от продажи нефти.

Например, «зеленые» транспортные средства освобождены от ввозных пошлин, дорожных налогов, оплаты парковки и магистралей. Благодаря такой политике гибриды и электромобили в 2017 г. стали популярнее традиционных машин, несмотря на то, что в холодном климате этой страны батареи хуже держат заряд.

Tesla Model S по результатам продаж в 2017 г. только на втором месте. Вдобавок в Германии ее даже лишили субсидий за искусственное занижение цены базовой версии. Первое место занял компактный электрохэтчбек Renault Zoe. На его успех повлияли и увеличение пробега с 240 до 400 км, и гибкие условия продажи, позволяющие, например, сэкономить и взять батарею в аренду с ежемесячными платежами.

Tesla лидирует на родном для себя рынке — США: Model S занимает здесь первое место, Model X — второе. Северная Америка — третий крупный рынок «зеленых» автомобилей: в 2017 г. здесь продано почти 200 тыс. подзаряжаемых транспортных средств, в основном чистые электромобили. Федеральное правительство предлагает налоговые льготы 7,5 тыс. долларов, а еще 11 штатов предлагают субсидии в размере от 1 до 5 тысяч. Третье место заняла новинка — Chevrolet Bolt c запасом хода около 400 км и сравнительно доступной ценой — 37,5 тыс. долларов. У новой доступной модели Tesla, Model 3, есть все шансы в этом году стать лидером рынка: автомобиль уже собрал несколько сотен тысяч предзаказов.

Два полюса России

В России также растет популярность электромобилей, продажи новых за год увеличились на 30%, а подержанных еще больше — на 70%. В количественном выражении результаты выглядят скромно: 82 и 914 штук соответственно. Согласно аналитическому агентству «Автостат», среди новых лидирует Tesla. Наибольшей популярностью пользуется кроссовер Model X, за который просят минимум 9 млн рублей. Тогда как Tesla Model S стоит минимум 3 миллиона. По данным Moscow Tesla Club, занимающегося продажей и обслуживанием электромобилей американской марки, такие машины покупают состоятельные люди, уже владеющие несколькими электромобилями. Nissan Leaf — на противоположном полюсе. Это лидер на рынке подержанных электромобилей. Его приобретают в основном жители Дальнего Востока из-за небольшой цены — от полумиллиона рублей за праворульный хэтчбек.

Mitsubishi первой начала официальные продажи электромобилей в России еще в 2013 г. Единственная модель i-MiEV оказалась дорогой и тесной, поэтому большим спросом не пользовалась. Не помогло даже двукратное снижение цены в связи с отменой ввозных пошлин. В 2016 г. продажи электромобилей были прекращены, но глава Mitsubishi в России Наоя Накамура обещал, что импорт i-MiEV может быть возобновлен, если российское правительство пойдет навстречу и предложит варианты по субсидированию или развитию зарядных станций. Renault и BMW — одни из немногих производителей, официально предлагающих в России электромобили, но продажи минимальны. Некоторое количество BMW i3 приобрел один оператор каршеринга. Первый серийный электромобиль российского производства Lada EL Lada был выпущен небольшой партией, но и это количество машин продать не удалось.

В Москве электромобили могут парковаться бесплатно, но это единственные льготы для их владельцев. Высокая цена не компенсируется госсубсидиями. С 1 сентября перестала действовать нулевая пошлина на ввоз таких машин. Владельцы электромобилей продолжат платить транспортный налог — на его отмене настаивало правительство, но Госдума отклонила поправку в Налоговый кодекс.
Еще один сдерживающий фактор — инфраструктура. Гипотетически электромобиль можно зарядить от обычной розетки, но этот процесс растянется на многие часы. Специализированных зарядных станций по всей России насчитывается три сотни, и по большей части они сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. В Приморье на тысячу электромобилей приходится только одна зарядная станция на острове Русский. В 2018 г. электросетевая компания «Россети» планирует установить около 200 новых станций, в основном в Москве и области. Тем не менее Nissan планирует начать в России продажи нового поколения электрического Leaf, а член правления Volkswagen Юрген Штакманн заявил, что не видит препятствий, чтобы в будущем продавать в крупных городах электромобили немецкой марки.

Электричество и льготы

Традиционные производители активно вкладываются в разработку «зеленых» моделей. Например, Porsche планирует удвоить инвестиции, а концерн Daimler — построить шесть заводов по производству электромобилей в Европе, США и Китае. В то же время спрос на электромобили держится в основном на субсидиях. Там, где их отменяли, будь то Дания, Нидерланды, Гонконг или американский штат Джорджия, отмечалось стремительное падение продаж. На постепенное сокращение льгот решился даже Китай.

Заботы об «электрификации» здесь переложат на крупные компании. С 2019 г. они во избежание штрафа должны предлагать не менее 10% электромобилей или гибридов от общего объема продаж. Эта квота будет увеличиваться и к 2025 г. должна достигнуть 25%.

Аналитики считают, что в скором времени субсидии будут не нужны. Согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance, к 2025 г. цены на электромобили и обычные машины постепенно сравняются. Такой же точки зрения придерживаются и в компании Renault. Электромобили подешевеют за счет развития технологий и увеличения объемов производства. Обычные автомобили подорожают из-за ужесточающихся норм по вредным выбросам.

Пока же эксперты с тревогой отмечают рост цен на кобальт, необходимый для производства аккумулятора, и серьезные капиталовложения производителей в разработку электромобилей. По оценкам Moody’s, на каждой продаже электромобиля в США его производители теряют 7-10 тыс. долларов.

Еще недавно европейские производители ставили на экологически чистые дизели, но в 2015 году разразился дизельгейт. Выяснилось, что концерн VW намеренно занижал вредные выбросы своих моторов. Это наглядно продемонстрировало, что современные дизели уже с трудом вписываются в жесткие экологические нормы. В европейских странах активно борются с неэкологичными автомобилями, а в нескольких странах вообще хотят рано или поздно запретить машины с ДВС. В то же время и у электромобилей находятся противники.

Так, глава автоконцерна FCA Серджио Маркионне считает, что рост числа электромобилей приведет к увеличению выбросов углекислого газа. Отчасти он прав — уголь все еще играет важную роль в выработке электроэнергии. В то же время в 2017 г. «зеленая» энергетика в Европе впервые обошла угольные электростанции.

Несмотря на впечатляющие результаты 2017 года, продажи подзаряжаемых гибридов и электромобилей — пока это капля в море машин с бензиновыми и дизельными моторами — менее двух процентов. Но уже к 2030 году, по прогнозам консалтинговой компании Boston Consulting Group, на электромобили придется половина глобальных продаж.

Батарея с запасом

Электромобили наращивают запас хода. Например, новый BMW i3 благодаря более емкой батарее способен проехать уже не 190, а 300 с лишним км по европейскому циклу NEDC, Nissan Leaf нового поколения увеличил дальнобойность с 250 до 378 километров. Toyota Mirai благодаря топливным элементам, где электричество вырабатывается от реакции кислорода и водорода, может пробежать около 600 км. В то же время японская модель требует специальной сети водородных заправок. Электромобили, играющие в более дорогом сегменте, как, например, Fisker EMotion или кроссовер FF91 от американо-китайского старта па Faraday Future, еще дальнобойнее. А по динамике и вовсе соответствуют суперкарам.

Еще один камень преткновения — долгое время зарядки даже с учетом специальных мощных терминалов.

Производители предлагают схемы с быстрой заменой аккумуляторов или каршерингом, где арендатор машины оставляет свой электромобиль на зарядной станции и пересаживается в заправленный, но автономность электрических транспортных средств все еще под вопросом. Заявленный запас хода в реальности оказывается меньшим и напрямую зависит от таких факторов, как температура окружающей среды, скорость, использование печки или кондиционера.

Известный гонщик и радиоведущий Никита Небылицкий, который сейчас проживает в Европе, утверждает, что развитая инфраструктура электрических зарядных станций уже позволяет ездить на дальние расстояния.

«Каждую неделю открываются десятки новых суперчарджеров, на их установку очередь. Это и выгодно, и престижно. Ты во всех тесловских картах, на их сайте, во всех навигационных программах и атласах типа Google и TomTom», — рассказывает Небылицкий.

В то же время он посчитал, что путь в 860 км на Tesla Model S займет на час больше, чем на автомобиле с ископаемым топливом. Впрочем, новые, более мощные суперчарджеры должны значительно сократить время «заправки».

Кузьмин Евгений