Проблемы соблюдения баланса в освоении Российской Арктики, законодательное регулирование

Российская Арктика / РЭЭ №2, 2020

Проблемы соблюдения баланса в освоении Российской Арктики, законодательное регулирование

Гость редакции – Юрий Иванович Важенин, член Наблюдательного совета Межрегионального научно-технологического, делового и образовательного партнерства «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Юрий Иванович рассказывает о  вопросах и проблемах нормативного правового регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации; проблемах баланса освоения минерально-сырьевых ресурсов  и экологии в Арктике, возможностях привлечения инвестиций в добычу твердых полезных ископаемых и аспекты экономической привлекательности; а также проблемах стимулирования научно-технических разработок для Арктической зоны РФ. 

Член Наблюдательного совета Межрегионального научно-технологического, делового и образовательного партнерства «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

Юрий Иванович Важенин

Прежде всего, надо отметить, что в последние годы к Арктике приковано внимание не только арктических государств, но и, едва ли, не всего мира. Такая мировая заинтересованность заставляет Россию ускоряться в принятии стратегических решений освоения Арктики.  

На государственном уровне предпринимаются попытки систематизировать законодательство в этой сфере. Они не всегда удачны и  связаны даже не со сложностью написания новых законов, постановкой задач, а, прежде всего, с определением цели. 

Какую все-таки цель мы ставим перед собой?  

Во-первых, для бизнеса необходимо прописать понятные условия игры. Инвестиции пойдут только тогда, когда законодательство станет прозрачным и понятным, когда инвестор будет понимать, что государство не нарушит правила игры. И здесь задача государства эти правила прописать таким образом, чтобы не возникло ни  у кого желания и возможности перекроить все за одну минуту. 

Во-вторых,  важно не навредить, соблюсти баланс. Ведь что мы имеем?  Хрупкую природу Арктики, сложную экосистему, которую очень легко нарушить, если действовать без оглядки и  только в интересах сиюминутной выгоды. 

В феврале 2019 года Минвостокразвития России было наделено новыми полномочиями по развитию Арктической зоны Российской Федерации. Приняв эстафету от Минэкономразвития по законотворческой деятельности в этой области, специалистами Минвостокразвития России был разработан и внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, призванный стимулировать развитие Российской Арктики. Одновременно велась работа по разработке основ государственной политики и стратегии развития Арктической зоны до 2035 года  (рис.1). 

Как сообщил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов: «В 2019 году система государственного управления приведена в соответствие с вызовами в сфере развития Арктической зоны: пересмотрен состав и полномочия арктической Госкомиссии, наше министерство наделено полномочиями по развитию Арктики, принято решение о расширении компетенций институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону. Теперь идет работа над документами стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ – 7 мая 2020 года Стратегия развития Арктики до 2035 года внесена в Правительство Российской Федерации». 

Он напомнил, что документ разработан в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных указом Президента России 5 марта 2020 года. Стратегия определяет основные направления и задачи развития Арктической зоны России, а также механизмы, этапы и ожидаемые результаты их реализации. 

Выступая на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» (Санкт-Петербург, 9 – 10 апреля 2019 г.), Президент Российской Федерации отметил, что новая Стратегия развития российской Арктики до 2035 года должна объединить мероприятия российских национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского. В проекте Стратегии следует учесть и специфику проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера. 

Особое внимание в проекте Стратегии должно быть уделено развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры. Это является основой, необходимой для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. Должна быть продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично. Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, следует развивать коммуникационную и береговую инфраструктуру, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания. 

Кроме того, для наращивания капиталовложений в регионе, запуска новых проектов планируется использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, которые успешно апробированы в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Прежде всего, это льготные ставки налога на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, упрощенный порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестиционных проектов.  

Проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определяет правовой режим этой территории, меры господдержки предпринимательской деятельности на её территории и порядок её ведения. Изменения в Налоговый кодекс устанавливают налоговые преференции для инвесторов. Изменения в другие документы также определяют порядок и преференции для резидентов.  

Документ готовится ко второму чтению в Государственной Думе с большим количеством поправок. В качестве замечаний отмечено, что  в первоначальном варианте документа упор был сделан на далеко не самый ущербный и неприбыльный бизнес – добыча углеводородов, производство СПГ, газохимия.   В неодинаковых условиях оказывается бизнес разных направлений, необходимо чтобы поддержка была для всех предпринимателей и мелких и средних и крупных.   

Наделение существенными льготами одних в ущерб другим отраслям и компаниям ведет к перекосу конкуренции и недополучению в регионах налоговых поступлений. 

Вместе с тем, важно понимать, необходимы ли  преференции всему бизнесу, осуществляющему деятельность в Арктике? 

Достаточно ли, например, льгот для компаний по добыче твердых полезных ископаемых, редкоземельных металлов? При том, что Россия, имея всю таблицу Менделеева, вынуждена от 50 до 90% редкоземельных металлов закупать за границей. 

Однако нужно отметить, что проблемы закупки за границей редкоземельных металлов может и не быть. Возможно, закупать в Китае выгодней и нет необходимости вкладываться в разработку своих месторождений, и собственная разработка дороже и менее рентабельна. Важно понимать, сколько нам необходимо добывать и где для обеспечения собственной безопасности. У России должен быть хотя бы проект на случай ухудшения политической обстановки. Возможно, льготы для разработки месторождений твердых полезных ископаемых, редкоземельных металлов нужно обосновать с учетом стратегического резерва. Здесь нужно не забыть и о хрупкой экологии Арктики. Добыча твердых полезных ископаемых – это всегда огромный вред экологии. Пример тому Мурманская область, где 98 % отходов составляют отходы горно-промышленного комплекса. Разработка новых месторождений тянет за собой обязательство по утилизации отходов, сохранения экологии Арктики и значительных затрат. 

Вектор льгот необходимо  направить на науку,  разработку новых технологий, их апробацию на полигонах, дотации машиностроителям, создание опытных образцов. Здесь крайне необходимы льготы и стимулирование. Для развития новых технологий и применения их в Арктике необходимо стимулировать всю цепочку от научно-исследовательских работ, создания опытных образцов  и испытания на полигонах до логистики и производства.  

Очевидно, что научные учреждения, институты, производство и т.п. совсем не обязательно должны физически присутствовать на территории Арктической зоны.  На законодательном уровне нужно  дать возможность резидентам Арктической зоны привлекать на льготных условиях научно-исследовательские институты,  производства и другие организации не находящиеся на территории Арктической зоны, но выполняющие работы, услуги для Арктики.  

Все это даст толчок к развитию отечественной науки и технологий, даже уже разработанных, созданию новых квалифицированных рабочих мест и не только в Арктике, но и в других регионах.  

Сложным остается вопрос допуска компаний, открывших месторождения к их разработке. В статье  9 Закона Российской Федерации «О недрах», установлено,  что пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть только российские юридические лица, имеющие опыт работы на  континентальном шельфе не менее пяти лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах или голосующих акциях составляет более чем пятьдесят процентов. Этим требованиям соответствуют только две российские компании – ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть», которые уже оформили лицензии практически на все перспективные участки Баренцева моря и моря Лаптевых.  

Для расширения количества российских компаний, которые частично допускаются на морские акватории «для геологического изучения недр внутренних морских вод и территориального моря», был принят Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. № 355-ФЗ, предусматривающий также последующее предоставление права для разведки и добычи выявленных запасов УВС. Однако при этом открытым остался вопрос о допуске новых компаний на разработку открытых ими месторождений или частей, которые могут простираться на континентальный шельф (рис. 2). Без решения этого вопроса вряд ли какая компания согласится инвестировать миллиарды рублей, чтобы подарить открытое им новое месторождение УВС или его часть непонятно кому.  

В широком плане, Арктике требуются понятные и справедливые правила игры, учитывающие баланс между освоением территорий и сохранением экологии, учитывающие интересы коренных малочисленных народов, обеспечивающие стабильность и позволяющие безбоязненно вкладывать средства, инвестировать в добычу, производство и инфраструктуру. Экономические игроки – и крупные, и средние, и малые – должны пользоваться равной защитой закона и государства, равным доступом к инвестиционным и прочим ресурсам для ведения бизнеса. Пока что с этим, к сожалению, имеются сложности. 

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик