Приоритетные направления развития Арктической зоны России

Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020

Приоритетные направления развития Арктической зоны России

Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Викторович Крутиков подводит итоги работы Министерства за год и рассказывает об изменениях и ожиданиях в связи с принятием важных законов по устойчивому развитию арктических территорий.

Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики

Крутиков Александр Викторович

В начале 2020 года Россия вступила в процесс принятия основополагающих законов по развитию Арктической зоны.

Определены 10 приоритетных направлений развития Арктической зоны России. Сегодня эти приоритеты закреплены в новой арктической стратегии России – двух указах Президента Российской Федерации. Вся Арктическая зона России стала самой большой в мире – свободной экономической зоной. Для этого за год принято 5 федеральных законов.

Сегодня любой бизнес – от мала до велика – реализующий в российской Арктике новый инвестиционный проект – может получить широкие налоговые льготы, административную, инфраструктурную и финансовую поддержку от государства.

Наша цель – чтобы в каждом арктическом регионе появились крупные инвестиционные проекты, создающие принципиально новые возможности для роста экономики, а значит и улучшения условий жизни людей.

Несмотря на тяжелейший для экономики год мы значительно продвинулись к этой цели.

 

Крупные инвестпроекты регионов

Принято решение о строительстве на севере Карелии нового высокотехнологичного целлюлозного комбината. Группа Сегежа вложит в него более 86 млрд рублей. Их заявка на получение статуса резидента Арктической зоны уже одобрена.

Совокупные инвестиции в 5 крупных проектов на территории Мурманской области превысят 220 млрд рублей. Следует отметить проект по расширению Ковдорского ГОКа, реализация которого повысит экономическую устойчивость моногорода Ковдор и позволит приступить к его комплексному социальному обустройству. Проект уже получил статус резидента Арктической зоны и станет первым проектом в Арктике, получившим льготное финансирование со стороны Фонда развития Арктики и Дальнего Востока.

В Архангельской области федеральную поддержку на развитие инфраструктуры в объеме 7 млрд рублей получит проект освоения Павловского месторождения. Льготы, инфраструктура от государства, в совокупности с новыми технологическими решениями, позволили инвестору кардинально пересмотреть экономику проекта и принять решение о его реализации.

На Ямале принятые законы позволят в ближайшие 10 лет запустить еще минимум 5 проектов, сопоставимых с «Ямал СПГ».

Благодаря льготам в Красноярском крае начато освоение новой нефтяной провинции в Арктике – «ВостокОйл» Роснефти, – который станет крупнейшим экономическим проектом в Российской Федерации. К строительству инфраструктуры при поддержке государства уже в начале следующего года приступает и инвестор Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре.

Первый – пусть пока и не самый большой проект – появился и в Арктической зоне Якутии, где до этого были сложности с экономическими проектами.

Это освоение оловянного месторождения «Ручей Тирехтях». Льготы позволили инвестору принять решение о начале работы. На Чукотке собран проект освоения Баимской рудной зоны.

Правительством приняты принципиальные решения о создании необходимой для него инфраструктуры. В совокупности все эти проекты загрузят работой тысячи российских предприятий в сфере судостроения, машиностроения, производства строительных и других материалов. Один пример, чтобы было понятно, что это не преувеличение – на реализуемые арктические проекты «Новатэка» сегодня по всей стране работает 800 предприятий, на которых занято 95 тыс. работников. И в этом смысле роль Арктики в развитии экономики страны будет только нарастать.

Особый экономический режим Арктики нацелен и на развитие малого и среднего бизнеса. Ключевые льготы для него – это снижение до 3,75% размера страховых взносов (это самая низкая ставка в России), 10-летние льготы по налогу на прибыль, значительное снижение ставок по упрощенной системе налогообложения. Сегодня в целом по всей Арктике в нашей работе 230 инвестиционных проектов, из которых 192 – проекты малого и среднего бизнеса. Это совершенно разные отрасли – туризм, сервис, производство, сельское хозяйство, медицина и др.

33 проекта с инвестициями 178 млрд рублей уже получили статус резидента Арктической зоны, в том числе 23 проекта на 18 млрд рублей – малый и средний бизнес.

 

Об освоении шельфа

Мы будем интенсифицировать изучение и освоение шельфа. Для этого нужно развивать конкуренцию и технологии. Ключевой вызов – технологии. Сегодня сроки геологоразведки на шельфе достигают 10 лет. За счет развития отечественных технологий этот срок может быть уменьшен вдвое.

Мы начали работу над проектом строительства плавучей буровой установки высшего ледового класса, производительность которой может быть в 2 раза выше существующих аналогов. Задача развития собственных буровых технологий будет одной из приоритетных в ближайшие 15 лет.

 

Севморпуть – глобальный
транспортный коридор

За счет активного освоения минерально-сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по СМП, а значит будет развиваться его инфраструктура и судостроение. С учетом принятых решений, нет сомнений в достижении объема в 80 млн тонн в 2024 году. Более того в 2030 году он может достичь уже 120 млн тонн, а к 2035 году – 160 млн тонн.

В ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Но именно удовлетворение их потребности в ледоколах, навигации и связи, безопасности создаст базу для круглогодичного прохождения судов с коммерческой скоростью. А это самое необходимое (правда, недостаточное) условие для переключения на СМП международных грузов.

Мы ставим перед собой цель сделать Севпормуть глобально конкурентоспособным транспортным коридором и начиная с 30-годов наращивать объем международных перевозок.

 

СМП – драйвер развития

Уже сегодня принято решение о строительстве Северного широтного хода, готовится проект СШХ-2, получат развитие и другие ж/д магистрали, повышающие экономическую эффективность перевозок в случае их переключения на СМП. Особое внимание в стратегии будет уделено рекам – естественным транспортным магистралям,б ез них жизнедеятельность в Арктике не мыслима. И уже реализующийся проект строительства Жатайской верфи для строительства речных судов – первый шаг. В течение 15 лет нам предстоит полностью обновить речной флот для судоходства на северных реках.

Особое внимание уделяется телекоммуникационной инфраструктуре. Уже на первом этапе реализации стратегии мы должны полностью закрыть проблему доступа в Арктической зоне к скоростному и дешевому интернету. Интенсивное развитие СПГ позволит нам решить проблему газоснабжения сначала побережья Арктической зоны, а затем и более удаленных населенных пунктов.

 

С участием РАН

Будет подготовлена комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития Арктики. В ближайшие 15 лет будут нарастать негативные последствия деградации вечной мерзлоты. Сегодня мы не готовы адекватно отвечать на этот вызов. Экономический ущерб уже сегодня измеряется десятками и по некоторым оценкам сотнями миллиардов рублей. С командой российских ученых-мерзлотоведов ведется работа над созданием государственной системы мониторинга и прогнозирования деградации вечной мерзлоты.

Второе направление – сбережение здоровья людей в Арктических условиях. Новые экономические возможности предполагают переезд в тяжелейшие для физики человека условия Арктики десятков тысяч наших граждан. Мы не можем себе позволить ухудшать их здоровье и сокращать продолжительность жизни. Вместе с Минздравом России мы договорились о проработке проекта создания здравоохранения в Арктике на базе Северного медицинского университета.

 

О молодых кадрах

В течение ближайших 15 лет в Арктической зоне России мы ожидаем запуск нескольких сотен средних и крупных проектов, в рамках которых будет создано до 200 тысяч новых рабочих мест. И это рабочие места для граждан России. Чтобы решить проблему кадров мы должны сделать работу на Севере вновь популярной среди молодого поколения, привлекать на работу в Арктику людей со всей страны. Ответственная за этот вопрос структура  будет ежегодно готовить долгосрочный прогноз потребности в кадрах для Арктики, заниматься вместе с регионами изменением набора специальностей и контрольных цифр приема под эту потребность, модернизировать инфраструктуру образования.

 

О повышении качества жизни

Главой государства поддержано изменение ряда принципов финансирования медицины в удаленных территориях. Новые подходы должны заработать в середине следующего года. Председателем Правительства также уже поддержана разработка новой программы субсидирования местных авиа­перевозок.

Отдельная задача – выстроить эффективную систему поддержки северного завоза, главным результатом которой должен стать своевременный завоз продуктов питания, лекарств и топлива по среднерыночным ценам. В стратегии мы предложим направлять налоги от новых проектов в Арктике на повышение качества жизни в регионе.

 

О туризме

Более 13 млрд рублей готовы вложить в туристические проекты в Арктике шесть частных инвесторов. На сегодняшний день мы уже заключаем обязывающие инвестиционные соглашения. Это шесть инвесторов, которые будут реализовывать инвестпроекты в области туризма, развития туризма в Арктической зоне, и вкладывать в эту сферу частные инвестиции. Резидентами Арктической зоны хотят стать еще 36 инвесторов в сфере туризма. Это те, кто готовит сегодня заявки на получение статуса резидента: турбазы, гостиницы, кемпинги. Если все это вместе взять – 42 проекта, то это 18% от портфеля всех инвестиционных проектов, который у нас сформировался после принятия законов о поддержке бизнеса в Арктике. Министерство будет поддерживать все эти проекты, чтобы они состоялись и начали приносить практическую пользу с точки зрения развития экономик регионов.

 

О коренных народах

В рамках новой арктической стратегии мы запустим программу государственной поддержки экономических проектов коренных народов, поддержки их занятости. Отдельное направление – развитие северного оленеводства, которое сегодня переживает не лучшие времена. Будем заниматься доступностью медицины, образования,  государственных услуг, спорта и т.д.

Важнейшая задача – создать прозрачные механизмы участия коренных народов в принятии решений по реализации экономических проектов, если таковые затрагивают их интересы.

Будем развивать институт этнологической экспертизы. Вместе с ФАДН России мы возобновляем международный проект «Дети Арктики», цель которого – создать условия для всестороннего развития молодого поколения коренных народов Севера, в том числе путем гуманитарных и культурных обменов с народами других арктических государств. Этот проект станет одной из наших ключевых инициатив в Арктическом совете.

 

Об экологии

Наращивание хозяйственной деятельности в нашей арктической зоне будет сопровождаться жестким экологическим контролем, внедрением современных стандартов рационального природопользования. Мы продолжим развитие сети особоохраняемых природных территорий, генеральную уборку Арктики, ликвидацию накопленного в предыдущие годы ущерба, будем поддерживать деятельность экоактивистов.

 

Диалог в формате Арктического совета

Ключевым региональным форматом в Арктике мы продолжим считать Арктический совет, председательство в котором перейдет России в 2021 году. Уже сейчас мы активизируем работу в этом формате, но председательство – это совершенно другая возможность. Мы намерены предложить всей Арктике очень содержательную повестку, связанную с ее устойчивым развитием, реализацией крупных межгосударственных экономических и социальных проектов. Мы будем работать открыто, принимать решения не в московских кабинетах, а только по результатам открытых всесторонних обсуждений, в первую очередь, на местах.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик