Подходы к обеспечению экологической безопасности в Арктике

Существует постоянная обеспокоенность состоянием окружающей среды в связи с социально-экономическим развитием Арктики. В перечне задач Государственной программы заявляется, что необходимо усилить координацию действий органов государственной власти по «сохранению и защите арктической среды, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности; улучшению экологического мониторинга арктической зоны Российской Федерации».

Сергей Михайлович Никоноров
Профессор кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.э.н.  

Существует постоянная обеспокоенность состоянием окружающей среды в связи с социально-экономическим развитием Арктики. В перечне задач Государственной программы заявляется, что необходимо усилить координацию действий органов государственной власти по «сохранению и защите арктической среды, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности; улучшению экологического мониторинга арктической зоны Российской Федерации».

Основные принципы и механизмы реализации Государственной программы основаны на «максимальном сохранении окружающей среды (применение экологических стандартов и технологий)». На 2021–2023 годы в перечне основных мероприятий Государственной программы планируется строительство экологического флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в АЗРФ. Однако в Государственной программе нет четких методов борьбы с экологическими рисками. Другая государственная программа «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы» включает две подпрограммы, подходящие для арктической зоны: «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» и проект «Чистая страна», который предусматривает меры по устранению накопленного ущерба окружающей среде. Россия признала накопленный экологический ущерб (промышленные отходы, ядерные отходы и т. д.) главной экологической проблемой Арктики.

Екатерина Эрнестовна Уткина
Аспирант экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

В Арктической стратегии России значится проблема оценки и устранения накопленного экологического ущерба. С 2010 года началась уборка российских арктических территорий. Министерство природных ресурсов и экологии России совместно с Советом по изучению производительных сил разработало проект программы по устранению источников негативного воздействия на загрязненные территории островов на 2012–2020 гг. По данным обследования Советом по изучению производительных сил в 2011–2012 гг., для полной очистки Земли Франца-Иосифа потребуется около 8,5 млрд рублей. Практические работы по вывозу мусора начались в 2012 году и продолжались каждый год в летнее время на полярных острова Баренцева моря и арктических территориях.

Земля Франца-Иосифа – пилотный регион «генеральной уборки» в российской Арктике – 44% накопленного ущерба уже ликвидировано. Русское географическое общество присоединилось к очистке Арктики, запустив «Программу очистки Арктики» на островах Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена, Врангеля и Новосибирских островов. Согласно национальному проекту «Чистая страна», накопленный ущерб окружающей среде будет устранен на архипелаге Земля Франца-Иосифа, загрязнение нефтью в Кузнецовской водоохранной зоне (Архангельская область). В 2014 году военные участвовали в очистке Арктики, вывозили собранный мусор с островов с помощью Северного и Тихоокеанского флотов, а также с других судов, которые обычно осуществляют поставки грузов, на северные территории.

В России действует общефедеральная целевая программа на 2014–2025 годы «Устранение накопленного экологического ущерба»; из 218,7 млрд рублей финансирования, 22 млрд рублей выделено на Арктику. Более того, хрупкая арктическая экосистема нарушается во время сбора мусора. Следовательно, существует необходимость действовать более осторожно в особо уязвимых местах.

Россия наиболее полно рассматривает вопросы охраны окружающей среды в Арктике в своих стратегических документах (Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и далее; Стратегия развития АЗРФ и национальная система безопасности на период до 2020 года). К сожалению, российское природоохранное законодательство прямо не упоминает арктическую зону. С одной стороны, механизмы, предусмотренные природоохранным законодательством – федеральными законами «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), – потенциально применимы к охране окружающей среды Арктической экосистемы. С другой – ни один из этих документов не учитывает специфику природно-климатических условий района и не устанавливает специфических экологических требований для хозяйственной деятельности в арктической зоне. То же самое и в федеральных законах «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.) и «О недрах» (1992 г.), где нет единой нормы, посвященной Арктической зоне.

Пробелы в правовом регулировании охраны окружающей среды Арктики в российском законодательстве – одна из главных тем дискуссий. Некоторые считают, что необходим фундаментальный федеральный закон, предметом правового регулирования которого станет защита окружающей среды АЗРФ. Другие считают, что природоохранные механизмы АЗРФ не требуют принятия конкретного закона, в основном необходимо внести поправки в уже действующее законодательство для обеспечения их реализации.

Еще одна проблема – отсутствие экологически чистых технологий или «зеленых технологий», которые необходимы в Арктике. Статья 12 Указа о стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года была опубликована в 2017 году и оставалась практически незамеченной. В этой статье говорится, что развитие «зеленых технологий» является одной из основных задач. В документе «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года» экология определена как один из национальных проектов на период до 2024 года. Среди целей этого проекта: эффективная обработка и удаление отходов, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах, улучшение качества питьевой воды для жителей и сохранение биологического разнообразия. Планируется также создание 24 охраняемых территорий площадью 5 млн Га. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации не содержат специальных правил об ответственности за загрязнение окружающей среды хозяйственной и иной деятельностью в АЗРФ, несмотря на то, что в Российской Арктической стратегии подчеркивается необходимость повысить ответственность предприятий, использующих природные ресурсы в Арктике.

Россия признает накопленный ущерб окружающей среде в качестве критической проблемы. С 2012 года происходит «общая очистка» арктических территорий от мусора советского наследия. В последние годы президент и правительство контролируют этот проект. Россия продолжает очищать Арктику, но этого недостаточно. Не хватает средств, чтобы сделать это быстро. Можно предположить, что Россия могла бы объединиться с международным экологическим сообществом, чтобы найти некоторые решения этой проблемы.

В России наблюдается очевидный дисбаланс, предпочитающий экономическое, а не устойчивое развитие. Экологическое измерение устойчивого развития часто остается в тени заявлений о социально-экономическом развитии. Существуют опасения по поводу экологической безопасности, возникающие на новом этапе социально-экономического развития АЗРФ. Таким образом, необходимо установить особый режим природопользования, охраны окружающей среды и мониторинга загрязнения в АЗРФ. Однако у России есть возможность участвовать в процессе разработки концепции устойчивого развития Арктики через Арктический совет. Рабочая группа по устойчивому развитию предлагает рассматривать Арктическую зону как индикатор состояния окружающей среды, который дает сигнал остальному миру о влиянии глобальных процессов. Экологические аспекты должны быть ключевыми для устойчивого развития Арктики. Актуальные проблемы окружающей среды существуют во всех циркумполярных странах. Поэтому необходимо наладить более глубокое международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Действительно, создание эффективной системы устойчивого развития возможно только при участии всех восьми арктических государств.