П.Н. Завальный. Развивая рыночную экономику, нужно действовать последовательно

Развивая рыночную экономику, нужно действовать последовательно

Ангелина Парафейникова

23 июля 2018 года обозреватель журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Ангелина Парафейникова посетила мультимедийную пресс-конференцию председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Павла Завального по итогам работы в весеннюю сессию. Мероприятие прошло в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике

Павел Николаевич Завальный

За отчетный период Комитет провел 30 заседаний, на которых экспертами было рассмотрено 133 вопроса. В последнее время утвердилась практика проведения расширенных заседаний по ключевым направлениям работы Комитета, которые сопровождаются выступлениями представителей федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов, а также представителей энергетических компаний.

В этом формате прошло два заседания:

  • «Итоги работы атомного энергопромышленного комплекса в 2017 году и перспективы развития. Вопросы законодательного обеспечения» – депутаты комитета по энергетике на выездном совещании обсудили с атомщиками итоги работы атомного энергопромышленного комплекса в 2017 году и законодательное обеспечение его развития на перспективу. Мероприятие прошло в Ленинградской области, в городе атомщиков Сосновый Бор.
  • «О деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по обеспечению выполнения обязательств российской Федерации перед Международной организацией ИТЭР по термоядерной энергии».

В плане законотворческой работы Комитета было более 15 документов. В течение всей весенней сессии Государственной Думой были приняты 9 федеральных законов, подготовленных комитетом:

  1. «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования»;
  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов безопасности при использовании атомной энергии»;
  3. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса (в части уточнения определения интеграционного сегмента ГИС ТЭК и дополнения перечня видов информации, подлежащей включению в ГИС ТЭК)»;
  4. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе»;
  5. «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования требований к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения);
  6. «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части корректировки требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения);
  8. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии»;
  9. «О внесении изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части наделения подведомственных государственных (бюджетных или автономных) учреждений полномочиями по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности).

По наиболее сложным и резонансным законопроектам традиционно проводятся круглые столы в рамках первого чтения для того, чтобы получить оценку этих документов со стороны бизнеса, сообщества экспертов, общественных организаций, профильных ведомств и регионов. Комитетом было проведено шесть круглых столов, в том числе одно выездное мероприятие, которое было посвящено развитию энергетики и платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы в Северо-Кавказском регионе, прошло в Республике Ингушетия.

По инициативе комитета и при активном участии представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, крупнейших отраслевых компаний и экспертного сообщества в Государственной Думе были вынесены к обсуждению следующие вопросы:

  • модернизация объектов электрогенерации;
  • реформирование и развитие конкурентных отношений в электроэнергетике;
  • законодательное обеспечение развития энергетического турбостроения;
  • законодательное обеспечение развития цифровой энергетики в России;
  • перспективы и проблемные вопросы развития гидроэнергетики в Российской Федерации.

Обсуждая какой-либо законопроект, Комитет принимает во внимание общую позицию коллег – все ли выражают поддержку. Документ откладывают, прорабатывают его более тщательно и решают, есть ли в нем необходимость, если подавляющее большинство против.
Активно шла работа 24 секций Экспертного совета.

Значительно активизировались в течение весны 2018 года традиционно поддерживаемые комитетом контакты с Бундестагом ФРГ, что мотивировано окончательным формированием органов федеральной власти Германии.

Задача государства в нефтяной отрасли сегодня – создание налоговых условий, которые простимулируют приток инвестиций в инновации, создадут возможность рентабельного поддержания и увеличения добычи, получение заданного уровня налогов в бюджет на долгосрочную перспективу. Законопроект о переходе на НДД, привязывающий налогообложение к экономическим показателям разработки месторождений, находится в доработке ко второму чтению. Когда он вступит в силу, начнется масштабный эксперимент и будет получен результат, а значит – начнется совершенствование всей системы налогообложения отрасли.

Нефтесервис, в том числе, независимый, может быть одним из локомотивов развития отрасли: в США именно этот сектор стал движущей силой сланцевой революции. Но ему нужно помочь встать на этот путь, в том числе, при помощи мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования, льготного кредитования отечественного оборудования, поддержки локализации зарубежных технологий.

В газовой отрасли регуляторная модель не отражает реальную конфигурацию отрасли, и стоящие перед ней проблемы. Необходимо ускорить принятие решений по либерализации рынка газа, переходе на новую систему ценообразования в отрасли с тарифным регулированием монопольных видов деятельности, развитием межтопливной конкуренции и установлением предельных цен на газ для промышленных потребителей с привязкой к углю и альтернативным видам топлива в конкретном регионе. Акцент в стимулировании газопотребления должен быть сделан на высокотехнологичные сферы – газопереработку, газохимию, производство СПГ, ГМТ, экономически эффективную газификацию.

Еще одним стратегически важным направлением остается электроэнергетика. Но и здесь есть свои специфические особенности, и Комитету предстоит большая работа в этой области: устранить неэффективные и неработающие механизмы. Например, неплатежи мешают поддержанию работоспособности электрогенерации, сетевого комплекса, газовой сферы, выполнению программ капитального ремонта, а также влияют на тарифы – если кто-то не платит за потребляемые энергоресурсы, за него вынужден платить другой, кассовых разрывов быть не должно. В результате страдает потребитель.

Если Россия развивает рыночную экономику, необходимо действовать последовательно до конца, так как никакое регулирование не заменит конкуренции. Только конкуренция способна сформировать референтные цены на продукцию.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик