Основные результаты работы Министерства энергетики Российской Федерации за 2012–2017 годы

Общие вопросы энергетической политики

10 декабря 2016 года в Вене заключено Соглашение об ограничении добычи нефти между государствами Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК) и 11 странами, не входящими в картель, включая Россию. Это стало первым случаем совместной координации действий на мировых рынках странами ОПЕК и не входящими в картель производителями нефти.

Благодаря соглашению в 2017 году началась ребалансировка мировых рынков и снизился переизбыток коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов.

В 2017 году соглашение продлевалось дважды – 25 мая и 30 ноября – и действует до конца 2018 года. При этом в июне 2018 года будет рассмотрена возможность принятия дальнейших мер по корректировке объёмов добычи с учётом сложившейся ситуации на рынке и успешности усилий по восстановлению равновесия на нефтяном рынке.

В 2017 году на 19-й Министерской встрече Форума стран – экспортёров газа (ФСЭГ) Генеральным секретарём ФСЭГ был выбран и с января 2018 года назначен на двухгодичный срок заместитель Министра энергетики Российской Федерации. Назначение российского кандидата на пост генерального секретаря стало крупным успехом внешней энергетической политики страны, достигнутым в результате тщательной подготовительной работы.

В рамках двустороннего сотрудничества в сфере энергетики выделяются следующие ключевые результаты за 6 лет:

— подписание в 2014 году между Минэнерго России и Госэнергоуправлением КНР меморандумов о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по восточному и западному маршрутам, а также самого крупного в отечественной истории договора купли-продажи газа между ПАО «Газпром» и китайской CNPC, предусматривающего поставку в Китай по восточному маршруту более 1 трлн куб. м газа в течение 30 лет;

— участие в 2016 году катарского суверенного фонда Qatar Investment Authority в приватизации 19,5% акций ПАО «НК “Роснефть”»;

— подписание в 2016 году соглашения между правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток», а в 2017 году принятие положительного заключения Турции по оценке воздействия на окружающую среду в отношении морского участка газопровода «Турецкий поток»;

— достижение в 2017 году с Саудовской Аравией рекордного количества двусторонних договорённостей по 17 направлениям, в том числе в атомной энергетике (участие ГК «Росатом» в тендере на строительство АЭС в Саудовской Аравии);

— ратификация в 2017 году Ираном межправительственных соглашений о предоставлении ему экспортных государственных кредитов для финансирования проектов по сооружению ТЭС «Сирик» и электрификации железнодорожного участка Гармсар – Инче-Бурун.

Также в 2017 году состоялось подписание Российско-Саудовской «дорожной карты» торгово-экономического и научно-технического сотрудничества на среднесрочный период и «дорожной карты» по реализации проектов в сфере восстановления и развития объектов электроэнергетики на территории Сирии.

С 2014 года реализуется утверждённый распоряжением Правительства от 3 июля 2014 года №1217-р план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК» на период до 2018 года. В рамках «дорожной карты» ведётся отбор и реализация в отраслях ТЭК масштабных проектов, направленных на внедрение комплексных отраслевых решений, находящихся в высокой степени технологической зрелости, способных дать значительный экономический эффект. Всего с 2015 по 2017 год одобрено 20 проектов.

Также в рамках реализации «дорожной карты» в октябре 2016 года впервые со времён СССР Минэнерго России утвердило Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года. Он определяет перспективные области научных исследований и технологических разработок, а также задаёт целевые ориентиры для участников отрасли по развитию и внедрению инновационных технологий и современных материалов в ТЭК.

В контексте формирования «энергетики будущего» в России в сентябре 2016 года Советом при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России утверждена «дорожная карта» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы. Реализация предусмотренных ею пилотных проектов призвана вывести российские компании на перспективные глобальные технологические рынки. На текущий момент уже утверждено четыре таких проекта.

Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов

За 6 лет добыча нефти и газового конденсата выросла на 5,3% – до 546,5 млн т в 2017 году. В 2016 году был поставлен национальный рекорд – 547,7 млн т.

Достичь этого удалось в том числе благодаря проводимому совершенствованию налогообложения в сфере нефтедобычи в целях стимулирования освоения новых видов нефтяных запасов.

По данным Минэнерго России, в соответствии с постановлением Правительства от 26 сентября 2013 года №846 в 2014 году запущен механизм предоставления льготы по таможенной пошлине на экспорт нефти для месторождений, расположенных в новых регионах. С 2012 по 2017 год добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла на 41,5% – с 49,4 до 69,9 млн т.

Благодаря реализации Плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе и в российской части дна Каспийского моря, утверждённого распоряжением Правительства от 7 июня 2014 года №987-р, добыча нефти на российском шельфе с 2012 по 2017 год увеличилась на 76% – с 14,6 до 25,7 млн т.

Принятые меры государственной поддержки в части стимулирования добычи на месторождениях, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, позволили увеличить добычу на них с 2014 по 2017 год на 16,6% – с 32,6 до 38 млн т.

Сегодня ключевой задачей является стабилизация добычи на действующих месторождениях в Западной Сибири, где она падает из-за роста обводнённости и естественного истощения. Для предотвращения падения добычи нефти на таких месторождениях разработана концепция введения налога на дополнительный доход от добычи нефти (НДД). Соответствующий законопроект 27 ноября 2017 года внесён Правительством в Государственную Думу.

Новая система налогообложения учитывает реальную себестоимость разработки. Стимулирование добычи на зрелых месторождениях предотвратит её падение, увеличит инвестиции и в итоге бюджетные поступления, в том числе – в региональные бюджеты. Введение НДД вовлечёт в разработку до 5 млрд т нефти к 2025 году для поддержания достигнутых уровней добычи, повысит коэффициент извлечения нефти.

Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность

За 6 лет глубина переработки нефти в России выросла на 10,2 процентного пункта – до 81,3%. Достижение такого показателя стало возможным благодаря реализуемой компаниями топливно-энергетического комплекса с 2011 года программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. За 6 лет построено и реконструировано 78 установок вторичной переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах России, в том числе в 2017 году завершены строительно-монтажные работы на 8 установках.

С января 2016 года совершён переход на обращение дизельного топлива только высшего – 5-го экологического класса. С июля 2016 года аналогичный переход осуществлён в отношении автомобильного бензина.

Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии

За 6 лет ввод новых энергомощностей в России составил около 30,9 ГВт, прирост установленной мощности – 23,3 ГВт.

За тот же период ввод электросетевого оборудования крупнейшими отраслевыми компаниями составил порядка 21,8 тыс. км линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше и 111,9 тыс. МВА трансформаторных мощностей.

Среди наиболее крупных введённых и модернизированных объектов: Богучанская ГЭС мощностью чуть менее 3 ГВт, Няганская ГРЭС мощностью 1,3 ГВт, Пермская ГРЭС мощностью 0,9 ГВт, Южноуральская ГРЭС-2 мощностью 0,8 ГВт, а также ряд объектов на атомных электростанциях, среди которых есть уникальные, в том числе энергоблок №6 с реактором ВВЭР-1200 поколения 3+ на Нововоронежской АЭС-2 мощностью 1,2 ГВт и энергоблок №4 с реактором на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС мощностью 0,9 ГВт.

Значительный вклад в обновление фондов электрогенерации внёс механизм, стимулирующий инвестиции в отрасль и обеспечивающий выполнение обязательств инвесторов по вводу генерирующих мощностей, – договоры о предоставлении мощности (ДПМ).

Успешная реализация программы ДПМ позволила за 6 лет обновить основные фонды по отрасли на 15%. В целом по России на сегодняшний день с начала реализации программы в 2010 году реализовано более 130 проектов, введено почти 30 ГВт мощностей, и ещё более 6 ГВт будут введены до 2020 года. Обновление фондов позволило значительно – на 7% к 2010 году – снизить расход удельного топлива на отпуск электроэнергии и повысить надёжность работы оборудования.

ДПМ – один из самых масштабных и успешных инструментов привлечения инвестиций в российской экономике. За весь период реализации программы в сектор электроэнергетики привлечено свыше 2 трлн рублей инвестиций. Благодаря ДПМ получили развитие отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.

С 2021 года постепенно начнёт завершаться срок выплат по ДПМ для тепловых мощностей. Реинвестирование высвобождающихся средств позволит до 2030 года провести глубокую модернизацию около 40 ГВт установленной мощности ТЭС без дополнительной финансовой нагрузки на потребителей.

По итогам состоявшегося 14 ноября 2017 года совещания по развитию электроэнергетики у Президента России В.В.Путина принято решение разработать механизмы привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики.

Федеральным законом от 23 июня 2016 года №196-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. В соответствии с документом Правительство получило полномочия совершенствовать требования к подготовке электротехнического оборудования, многие из которых не пересматривались с 1980-х годов. В развитие Федерального закона №196-ФЗ в 2016–2017 годах принят ряд нормативных правовых актов Правительства и Минэнерго России, направленных на совершенствование механизмов обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики страны.

За 6 лет количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 14,8%, а в электрических сетях с номинальным напряжением 110 кВ и выше – на 23%.

За последние годы принят большой пакет нормативно-правовых документов и изменений в законодательство, направленных на укрепление платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. Федеральным законом от 3 ноября 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» предусмотрена неустойка за неисполнение обязательств по своевременной оплате электрической энергии и услуг по её передаче, обеспечение обязательств по оплате ресурсов, а также увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры, безучётное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов.

С 2016 года начала работу утверждённая постановлением Правительства от 27 августа 2015 года №893 модель долгосрочных отношений на рынке мощности – по итогам торгов мощностью формируются четырёхлетние контракты, что даёт понятные ценовые ориентиры для производителей и покупателей энергии.

3 апреля 2013 года распоряжением Правительства №511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на создание максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. В рамках стратегии создано ПАО «Россети», осуществлена консолидация сетевых активов, реализуется координация технической, инвестиционной, финансовой политики. Принято решение о поэтапном прекращении действия договоров «последней мили». К настоящему времени оно реализовано везде, за исключением 4 субъектов Федерации (Забайкальский край, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Амурская область), где действие механизма «последней мили» продлено до 2029 года.

Ещё одной задачей, выделенной Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (ТСО). В рамках решения этой задачи на первом этапе предусмотрено уменьшение количества ТСО, на втором – их консолидация под воздействием экономических механизмов. В целях снижения количества территориальных сетевых организаций Правительством утверждены постановлением от 28 февраля 2015 года №184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Применение этих критериев при тарифном регулировании на 2016–2017 годы уже привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1872 единиц.

В течение трёх последних лет АЭС России устанавливают рекорд по выработке электроэнергии. Объём атомной генерации в энергобалансе страны составляет 18,9% (в 2005 году – 15,8%). Выработка российских АЭС в 2017 году составила 202,868 млрд кВт·ч. Примерно столько же вырабатывали все атомные станции СССР, включая АЭС Украины, Литвы и Армении.

За последние годы в России и за рубежом при участии России построены 12 новых атомных энергоблоков: 3-й и 4-й энергоблоки Калининской АЭС; 2-й и 3-й энергоблоки Ростовской АЭС; 1-й и 2-й энергоблоки АЭС «Куданкулам» (Индия); 1-й, 2-й и 3-й энергоблоки АЭС «Тяньвань» (Китай); экспериментальный реактор на быстрых нейтронах CEFR (Китай); 1-й блок АЭС «Бушер» (Иран); 1-й блок Нововоронежской АЭС-2; блок на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС.

В декабре 2017 года осуществлены физические пуски новых энергоблоков: 4-й энергоблок Ростовской АЭС и 1-й энергоблок Ленинградской АЭС-2.

Сданный в феврале 2017 года в промышленную эксплуатацию 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС – первый в мире энергоблок поколения 3+, его мощность – 1200 МВт. Он полностью отвечает «постфукусимским» требованиям безопасности.

Инновационный блок №4 Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800 стал научным полигоном по отработке «быстрых» реакторных технологий и новых типов топлива. БН-800 и другие быстрые реакторы представляют собой новую технологическую платформу для перехода к замкнутому ядерному топливному циклу в атомной энергетике.

Федеральным законом от 23 июня 2016 года №196-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. В соответствии с документом Правительство получило полномочия совершенствовать требования к подготовке электротехнического оборудования, многие из которых не пересматривались с 1980-х годов. В развитие Федерального закона №196-ФЗ в 2016–2017 годах принят ряд нормативных правовых актов Правительства и Минэнерго России, направленных на совершенствование механизмов обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики страны.

За 6 лет количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 14,8%, а в электрических сетях с номинальным напряжением 110 кВ и выше – на 23%.

За последние годы принят большой пакет нормативно-правовых документов и изменений в законодательство, направленных на укрепление платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. Федеральным законом от 3 ноября 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» предусмотрена неустойка за неисполнение обязательств по своевременной оплате электрической энергии и услуг по её передаче, обеспечение обязательств по оплате ресурсов, а также увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры, безучётное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов.

С 2016 года начала работу утверждённая постановлением Правительства от 27 августа 2015 года №893 модель долгосрочных отношений на рынке мощности – по итогам торгов мощностью формируются четырёхлетние контракты, что даёт понятные ценовые ориентиры для производителей и покупателей энергии.

3 апреля 2013 года распоряжением Правительства №511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на создание максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. В рамках стратегии создано ПАО «Россети», осуществлена консолидация сетевых активов, реализуется координация технической, инвестиционной, финансовой политики. Принято решение о поэтапном прекращении действия договоров «последней мили». К настоящему времени оно реализовано везде, за исключением 4 субъектов Федерации (Забайкальский край, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Амурская область), где действие механизма «последней мили» продлено до 2029 года.

Ещё одной задачей, выделенной Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (ТСО). В рамках решения этой задачи на первом этапе предусмотрено уменьшение количества ТСО, на втором – их консолидация под воздействием экономических механизмов. В целях снижения количества территориальных сетевых организаций Правительством утверждены постановлением от 28 февраля 2015 года №184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Применение этих критериев при тарифном регулировании на 2016–2017 годы уже привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1872 единиц.

Возобновляемая («альтернативная») энергетика

В течение 6 лет в России реализуется последовательная политика в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – солнечной и ветрогенерации, малых гидроэлектростанций. В 2014–2016 годах в России введено более 130 МВт новой мощности ВИЭ, при этом преимущественно все объекты – солнечные электростанции (СЭС). В 2017 году построено ещё более 140 МВт – больше, чем за предыдущие два года, из них более 100 МВт приходится на СЭС, а 35 МВт – на первый крупный ветропарк в Ульяновской области.

В 2017 году благодаря сложившейся конкуренции на рынке ВИЭ удалось значительно снизить среднюю величину плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности: в солнечной энергетике этот показать упал на 10,7% по сравнению с 2015 годом, в сфере ветрогенерации – на 33,6% к 2015 году. При этом использование ВИЭ уже сегодня экономически оправданно в изолированных и труднодоступных энергорайонах Российской Федерации, в частности на Дальнем Востоке.

Наряду с решением задач повышения надёжности энергоснабжения изолированных территорий, приоритетным направлением развития ВИЭ в России является освоение передовых технологий и компетенций с прицелом на дальнейший экспорт высокотехнологичной продукции.

В солнечной энергетике уже создана полная цепочка – от науки и производства фотоэлектрических модулей до строительства и эксплуатации СЭС. 3 июля 2017 года в Новочебоксарске запущено производство солнечных панелей на основе отечественной гетероструктурной технологии. Модули имеют КПД выше 22% и входят в мировую тройку лидеров по эффективности в серийном производстве. В настоящее время уже заключаются экспортные контракты.

19 сентября 2017 года введена в эксплуатацию первая солнечная электростанция, построенная с использованием гетероструктурных модулей, – Майминская СЭС в Республике Алтай, имеющая 100-процентный уровень локализации.

В ряде российских научных центров ведётся разработка технологий для создания солнечных ячеек перовскитного типа.

В секторе ветроэнергетики уже сейчас налажено производство ветроэлектрических станций мощностью от сотен ватт до десятков киловатт. В 2016–2017 годах с приходом на рынок новых крупных игроков получил дополнительный импульс развития сектор производства установок большой и средней мощности.

30 ноября 2017 года «Росатом» создал партнёрство с голландской компанией. В его рамках к 2022 году должен быть обеспечен трансфер технологий производства ветроустановок мощностью 2,5 МВт и 4,5 МВт.

В рамках развития в России возобновляемой энергетики, в том числе с учётом позитивных мировых практик, опыта технологических решений и законодательных механизмов, 22 июля 2015 года Российская Федерация стала членом Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA). Первыми результатами совместной работы стала подготовка Глобального доклада по ВИЭ 2030 (REmap 2030), а также «дорожной карты» «ВИЭ 2030. Перспективы развития возобновляемой энергетики для Российской Федерации».