Оплата капремонта в Перми

Подавляющее большинство пермяков квитанции за капремонт не получает или не обращает на них внимания. Собираемость платежей в Прикамье на 1 июля составляет всего 9%. При таких мизерных сборах о восстановлении жилого фонда не может идти и речи, поэтому власти ищут способы замотивировать жителей края.

Пермяки не доверяют новой программе капремонта, не понимают, какая от нее польза, или просто не могут оплатить будущие работы из-за проблем с квитанциями. Итог – собираемость платежей за капремонт в регионе составляет на 1 июля всего 9%. По словам замминистра строительства и ЖКХ в Пермском крае Фаины Минх, за последние недели ситуация начала улучшаться. Напомним, что первые платежки пермяки начали получать еще в марте (за февраль). Способы мотивации жителей оплачивать квитанции обсудили на совещании представители краевого минстроя, регионального фонда капремонта, ТОСов, общественности и эксперты группы «Качество повседневной жизни» пермского отделения ОНФ.

Люди не знают, за что платить

Первая из озвученных проблем: недоинформированность населения. Пермяки получают квитанции, а за что платить и как будет действовать программа, не знают. Ответов на возникающие вопросы получить не могут, а значит, и желания платить нет.«Люди не могут найти ответы на те вопросы, которые у них возникают, – говорит член регионального штаба ОНФ в Пермском крае Елена Малютина. – Например, почему обязанность ремонтировать дома должна лечь на плечи собственников? Ведь когда они приватизировали квартиры, здания никто не ремонтировал, а ремонт государство должно было провести еще 10–15–20 лет назад. А ведь состояние домов ухудшилось. Теперь придется тратить на ремонт в два раза больше, чем в те времена. Также людям не ясно, откуда берутся такие расценки? Каким образом стоимость работ прогнозируется на 10 лет, хотя в магазинах цены меняются постоянно. Граждане не верят в долгосрочные программы, так как уже есть пример Пенсионного фонда. И это только половина вопросов, с которыми к нам обращаются».

На совещании было предложено распространять информацию о работе фонда и необходимости капремонта в местах скопления людей: в общественном транспорте, торговых центрах и так далее. При этом информация не должна быть написана «чиновничьим языком» – она должна быть максимально понятна для населения. Представитель краевого министерства пообещал подготовить брошюры и рассмотреть возможность размещения их в популярных у пермяков местах.

Можно, конечно, пытаться информировать людей через ТОСы. Но это не самый эффективный путь. «В прошлом году 4 млн рублей получил проект на информирование жителей о системе капремонта через ТОСы города. И что мы получили? Нулевую информированность. Не хватает квалифицированных кадров, чтобы отвечать на вопросы граждан. Нужно готовить эти кадры. В этом году выделено 1,9 млн рублей на информирование. Не нужно тратить эти деньги впустую», – считает председатель ТОС «Авангард» Светлана Кудинова.

Люди знают, но не хотят платить

Вторая проблема – это недоверие к новой системе капремонта. Есть ли гарантии, что собираемые деньги пойдут на качественный ремонт, а не исчезнут неизвестно где. Ведь зачастую людям приходили квитанции с неправильными счетами и данными. Какие будут капремонты, если фонд даже разослать правильные квитки не может? Нет четкой базы данных, и это подрывает доверие у граждан.

«Нужно посеять неуверенность в том, что это полный бардак», – считает руководитель пермской группы качество жизни Сергей Булдашов.
Сейчас правительство готовит сайт, на котором каждый пермяк сможет в своем личном кабинете следить за накоплением и расходованием средств. Но Интернетом пользуются далеко не все. Как же быть пенсионерам и жителям отдаленных территорий? Министерству и фонду предложили запустить горячую линию по возникающим вопросам. Но о ней тоже пермякам нужно будет как-то узнать. Да и станут ли на нее звонить люди? «Для того чтобы позвонить на горячую линию, люди должны быть заинтересованы в звонке, они должны получить какую-либо базовую информацию. Ее можно размещать на квитанции. Это тот первичный инструмент информирования, который должен работать», – считает депутат пермского Заксобрания Дарья Эйсфельд.

«Первые три месяца мы специально на квитанциях размещали текст договора, – ответила на предложение Фаина Минх. – Сейчас этот период закончился. Далее квитанции будут использоваться для размещения информации, которая будет меняться ежемесячно. Там будут ответы на часто задаваемые вопросы и так далее».
Однако тут всплывает еще одна проблема. Квитанции люди не получают и не хотят забирать. Они зачастую валяются у почтовых ящиков или вообще не попадают в подъезд. «В нашем доме квитанции за коммунальные услуги раскладывают в ящики, а за капремонт пачкой засовывают на входе в подъезд под табличку с номером», – рассказал заместитель гендиректора АО «Пермский центр развития предпринимательства» Артур Саматкин.

На заявление замминистра Фаины Минх, что как раз жители таких домов и должны звонить на горячую линию, Сергей Булдашов парировал: «Пермяки не будут жаловаться, что им не пришла квитанция. Они надеются, что она не придет, чтобы не платить. А если и придет квитанция, никто никогда не докажет, что ее доставили».

В итоге появилось предложение установить непродолжительный период времени (буквально пару месяцев), когда квитанции будут приносить в квартиры и отдавать непосредственно в руки собственников, буквально под подпись. Фаина Минх ответила, что это предложение будет рассмотрено, но возможность его реализации зависит от стоимости такой акции.

Фонд капремонта покажет хороший пример

«Фонд обеспечивает аккумулирование средств на капремонт, и из-за этого у нас возникает сразу две проблемы – начисление взносов и их оплата,– говорит и.о. генерального директора НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» Юлия Худякова. – Начисление взносов происходит в биллинговой программе на основании данных о собственниках. База данных была сформирована сразу из двух источников: баз Росреестра и ЦТИ. Как оказалось, ни одного достоверного источника нет и достоверность нашей базы в итоге тоже никем не подтверждена. И то, с чем мы сейчас столкнулись, – это множество проблем. Не было тестовой рассылки, сверки с источниками информации. Отсюда и неверная информация в квитанциях, две квитанции с разными счетами, получение квитанций не всеми жителями одного дома и так далее. Выход один – привести базу в корректный вид. Мы уже провели совещание по этому вопросу – первая корректировка должна быть закончена к 15 июля».
Руководитель фонда добавила, что данная работа над базой скорее всего сразу всех проблем не решит. Возможно, потребуется еще несколько этапов корректировок. Пени, кстати, пока порядка с базой не будет, не начисляют. Тем не менее даже если сейчас человек не платит по уважительной причине (несоответствия в квитанции), потом ему все равно придется решить проблему скопленного долга.

Также руководитель фонда рассказала, что мотивировать пермяков постараются хорошими примерами работ по капремонту: «Мы сталкиваемся также с неоплатой счетов по ряду причин. Я вижу такой способ решения: нужно провести фактические работы по капремонту в этом году и показать, осветить в СМИ, что мы работаем и ремонты проведены. Что мы не просто собираем деньги, а что-то делаем. Также я вижу выход в адресной работе с жителями Пермского края. Это работа и старших по домам, и представителей муниципалитетов, управляющих компаний с разъяснениями, что если вы не заплатите, ремонтов не будет. В этом году, если собственники домов не обеспечат 30% от стоимости, мы потеряем 70% господдержки. А также нужно рассмотреть возможность включения платы за капремонт в общую квитанцию. Так поступает 25 регионов, хотя это противоречит Жилищному кодексу».

При этом создается рабочая группа для внесения изменений в сам законопроект. Готовый пакет документов, по словам Фаины Минх, будет вносить на рассмотрение в Заксобрание губернатор Пермского края.

Контроль качества работ

Пермские ураганы уже показали, что выбор подрядчиков для капремонта не всегда оказывается удачным. К примеру, в апреле сорвало кровлю с дома по ул. Ленина, 87, ремонт которой был проведен всего несколько лет назад. Если и для новой системы капремонта отбор подрядчиков будет проходить на конкурсной основе «кто меньше предложит, тот и ремонтирует», летающих крыш станет еще больше. Однако, по словам Фаины Минх, за качеством будут внимательно следить.
«Сейчас на уровне Российской Федерации разрабатывается порядок отбора подрядных организаций. Изначально это было отдано на откуп субъектов, и у нас в Пермском крае такой порядок был определен: там есть акцент и на опыт, и на профессионализм участников рынка. Какой именно документ предложат на уровне РФ, говорить пока рано, но основная его цель – не допустить некачественных работ. При этом новые изменения в Жилищный кодекс устанавливают гарантийные обязательства подрядчика, в том числе и по капремонту на срок до пяти лет. Все мы прекрасно понимаем важность этого вопроса, поэтому прилагается максимум усилий, чтобы ужесточить ответственность подрядной организации, которая выйдет на капремонт, и чтобы уже на начальном этапе не допустить недобросовестных участников рынка. При этом контроль остается и за самими жителями, которые также будут принимать работы. И конечно, за специалистами технадзора», – отмечает Фаина Минх.