О развитии рынка энергосервисных услуг в России

Энергосервис на сегодняшний момент является ключевым механизмом в реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для его успешного внедрения потребовалась детальная проработка финансовых конструкций и законодательной базы. О том, с какими проблемами в настоящее время сталкивается рынок энергосервисных услуг,  рассказывает генеральный директор РАЭСКО Алексей Викторович Туликов.

– Алексей Викторович, как Вы оцениваете развитие энергосервиса в России сегодня? По каким направлениям развитие идет успешно? Где слабые места?

– За последние 10 лет энергосервис достиг значительных успехов и прочно занял место одного из ключевых, реально функционирующих механизмов привлечения инвестиций для повышения энергетической эффективности и модернизации инфраструктуры. Мы имеем конкурентную среду из более 200 участников рынка, в число которых входят как игроки с международным именем, так и различные отечественные компании. Это не только специализированные ЭСКО, но также поставщики оборудования, инжиниринговые компании, сетевые и энергосбытовые организации, государственные агентства. Среди исполнителей энергосервисных контрактов присутствуют даже физические лица, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. На рынке присутствует более 50 постоянных участников, заключивших несколько энергосервисных контрактов, в том числе в различных субъектах Российской Федерации.

Ведущим сектором для энергосервиса остается бюджетная сфера, в которой последние годы наблюдается ежегодный прирост количества заключенных контрактов. Каждый год заключается около 700 таких контрактов, которые в совокупности позволяют достигать до 5 – 9 млрд рублей экономии за весь срок их реализации.

Существенный объем рынка занимают проекты в сфере снижения потерь и организации учета на объектах сетевых организаций. Несмотря на то, что это единичные проекты, совокупная стоимость заключенных энергосервисных договоров в данной сфере уже превысила стоимость заключенных контрактов в бюджетной сфере. Набирает обороты рынок энергосервиса в сфере отопления жилых зданий и в сфере производства электрической энергии с использованием комбинации возобновляемых источников энергии и дизельных станций взамен старых ДЭС. Большой потенциал существует также для энергосервиса в сфере развития автономных источников производства электрической энергии для промышленных объектов.

Наиболее слабые места рынка энергосервиса находятся в финансовой плоскости и связаны с низкой платежной дисциплиной отдельных заказчиков и проблемами доступа к финансированию и рефинансированию для энергосервисных компаний. Здесь мы видим необходимость повышения ответственности заказчиков за нарушение сроков подписания актов достигаемой экономии и их оплаты, а также продолжения работы с финансовыми институтами в целях развития существующих и формирования новых финансовых продуктов для участников рынка энергосервиса.

– РАЭСКО активно участвует в мероприятиях по повышению энергетической эффективности зданий. Какие реальные шаги предпринимаются в этом направлении? Каковы итоги деятельности?

– Энергосервисные компании – члены РАЭСКО активно работают в направлении повышения энергетической эффективности систем отопления и освещения зданий и являются лидерами рынка по данному направлению. Энергосервисные контракты в отношении систем отопления и систем освещения зданий в настоящее время преобладают среди энергосервисных контрактов, заключаемых в бюджетной сфере.

Совместно с НОЭ мы выступали одними из разработчиков и участников реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. № 1853-р.

В частности мы участвовали в разработке изменений в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18), Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87), Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221).

Указанные изменения позволили придать дополнительный импульс для развития энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, повышения значимости данного направления не только для заказчиков, но и для проектировщиков и строителей, поставщиков материалов и оборудования. Также они стали стимулом для развития учебно-методической базы и проведения мероприятий по повышению квалификации участников жизненного цикла данных объектов.

Несмотря на то, что в настоящее время существуют попытки исключения ряда требований по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений из указанных нормативных правовых актов в рамках так называемой «регуляторной гильотины», РАЭСКО исходит из того, что требования энергетической эффективности должны пронизывать нормативно-правовую базу, начиная от законодательства о градостроительной деятельности и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и заканчивая законодательством о контрактной системе. Только в этом случае данные требования будут иметь реальную силу и влияние на повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.

– Вы выступаете за совершенствование законодательства в области энергосервиса, в том числе по конкретным направлениям, например, энергосервисные услуги для многоквартирных домов, для регулируемых организаций… Какие конкретные предложения и проекты предлагаете?

– Нам удалось достигнуть значительных успехов в развитии законодательства в области энергосервиса в бюджетной сфере. Сейчас это целостная система правового регулирования, которая создает условия для конкурентного развития рынка на пользу и заказчикам и исполнителям энергосервисных контрактов и обеспечивает защиту их интересов.

Мы поддерживаем усилия Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти в формировании планов развития законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятия данных планов, которые стимулируют развитие рынка энергосервиса в бюджетной и иных сферах.

Так, остаются некоторые шероховатости законодательства о контрактной системе, которые бы нам хотелось поправить, и в части оценки квалификации участников закупок, обеспечения исполнения обязательств по контрактам, снятия некоторых рисков при оплате контрактов.

По данным вопросам мы уже направили наши предложения в Минэкономразвития России в виде проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636».

В настоящее время наши усилия также направлены на установление более четкого разграничения в законодательстве энергосервисных контрактов и иных договоров, таких как договоры поставки, в том числе с монтажом. Это необходимо, чтобы специфические требования, которые предъявляются к поставке товаров российского происхождения, не создавали избыточных и непреодолимых барьеров для модернизации инфраструктуры с использованием механизма энергосервиса. Важно исключить попытки отдельных заказчиков использовать в качестве неценовых критериев оценки заявок показатели, слабо относящиеся к предметам контрактов, в угоду отдельных участников торгов, а также сбалансировать значимость ценовых и неценовых критериев.

Сохраняется потребность рынка в совершенствовании законодательства в области энергосервиса в многоквартирных домах и формировании менее противоречивой и более практичной правовой регламентации заключения и исполнения энергосервисных договоров в отношении систем отопления многоквартирного дома. Данные проблемы в целом не влияют на существующую и развивающуюся практику заключения энергосервисных договоров в отношении систем отопления многоквартирных домов в городе Москве и Московской области, а также в иных субъектах Российской Федерации, хотя и делают ее более рисковой и менее экономически эффективной, прежде всего из-за не решенного вопроса по льготам и субсидиям на оплату энергосервисных услуг. Здесь также следует отметить, что отдельные организационно-правовые вопросы могут быть успешно решены на региональном или муниципальном уровнях без привлечения федеральных органов государственной власти.

– Представители РАЭСКО неоднократно заявляли о необходимости разработки правил и стандартов энергосервисной деятельности, о необходимости типовых (модульных) контрактов. Удалось ли реализовать это? Что дают типовые контракты энергосервисным предприятиям, их партнерам?

– РАЭСКО активно занимается стандартизацией. Мы участвовали в разработке нескольких национальных стандартов по измерению и верификации энергетической эффективности, специфичных для энергосервисной деятельности, таких как стандарты ГОСТ Р 56743-2015, ГОСТ Р 56917-2016 и несколько стандартов по энергетическому менеджменту, включая ГОСТ Р 57913-2017 (ИСО 50015:2014).

Кроме того, эксперты РАЭСКО участвовали в разработке профессионального стандарта «Специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства» и работали над его внедрением.

Что касается внутренних документов РАЭСКО, то в настоящее время мы сконцентрированы на разработке различных методических материалов и разъяснений законодательства для энергосервисных компаний.

РАЭСКО готовило предложения по рекомендуемым формам энергосервисных контрактов, которые в начале 2017 г. выпустил Минэкономразвития России. Однако договорная база энергосервиса постоянно развивается и ранее разработанные рекомендуемые формы уже устарели. Энергосервисные контракты, которые заключали три – пять лет назад, существенно отличаются от тех, которые используются в настоящее время на закупках. По юридической технике и детальности условий они приближаются к строительным контрактам и концессионным соглашениям.

В этом году для членов нашей Ассоциации мы организовали подготовку типовых проектов энергосервисных договоров в отношении систем наружного и внутреннего освещения с учетом наработанной практики. Типовые контракты позволяют обобщить лучший опыт в данной сфере и предложить готовое решение исполнителям и заказчикам энергосервисных услуг.

– Признаем мы это или нет, но кадры по-прежнему решают все. Как Вы оцениваете кадры в области энергосервиса? Удалось ли организовать обучение экспертов?

 – Принятие профессионального стандарта «Специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства» создало условие не только для незавивисимой оценки квалификации специалистов, но и для развития высшего профессионального образования. В частности, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – бакалавр, магистр и специалист по строительным направлениям – разработаны с учетом данного профессионального стандарта.

По нашему мнению, рынок специалистов в данной области остается узким и испытывает потребность в дальнейшем развитии профессиональных кадров по различным направлениям энергосервисной деятельности.

Мы регулярно проводим лекции, в том числе совместно с НОЭ, для бюджетного сектора и коммунального комплекса. У нас в планах сделать в ближайшее время лекции для энергосервиса в промышленности и жилищном фонде. Из-за пандемии ряд очных образовательных мероприятий, которые мы готовили на весну этого года был отменен. Мы привыкаем работать в онлайн-формате.

– Как отмечается на сайте возглавляемой Вами Ассоциации, одна из задач РАЭСКО – совершенствование информационных основ оказания энергосервисных услуг. По каким направлениям необходимо совершенствовать информационные основы энергосервисных услуг? Насколько успешно идет эта работа? Какова ее конечная цель?

– Недавно мы презентовали разработанную РАЭСКО автоматизированную систему поддержки энергосервисной деятельности. Это внутренний портал Ассоциации, который направлен на информационную поддержку членов Ассоциации. Доступ к системе предоставляется членам Ассоциации в пределах членских взносов, а для иных лиц за отдельную плату.

Создание системы направлено на реализацию пункта 4.4. комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. № 703-р.

В системе представлена подборка действующих нормативных правовых актов и стандартов, методических и аналитических материалов, проекты документов, регулярные обзоры законодательства и судебной практики, обзоры рынка энергосервиса, формы энергосервисных договоров (контрактов), в том числе разработанные Ассоциацией, различные реестры, биржа проектов, образовательные материалы и презентации, онлайн-консультация и другие сервисы и материалы.

Информационное обеспечение оказания энергосервисных услуг, их популяризация, разъяснение особенностей данного механизма для исполнителей и заказчиков энергосервисных контрактов является залогом успешного развития данного рынка. Основная цель такого обеспечения – стимулирование роста рынка энергосервисных услуг через предоставление объективной и достоверной информации о состоянии и тенденциях его развития. Мы используем различные каналы такого информирования, начиная от нашего официального сайта и страницы в соцсети Facebook и заканчивая специализированным Telegram-каналом и сотрудничеством с традиционными средствами массовой информации.

По нашему мнению, традиционные печатные издания, такие как журнал «Региональная энергетика и энергосбережение», сохраняют важную роль в информационном обеспечении оказания энергосервисных услуг для профессиональных участников рынка, и мы рады возможности сотрудничества.

Беседовала Ольга Маланушенко