О.Н. Лукерчик. Государственные инвестиции в строительство. Как считать эффективность?

Энергия женщины / РЭЭ №1, 2017

Государственные инвестиции в строительство. Как считать эффективность?

Екатерина Сергеева

Методические документы, определяющие порядок расчета стоимости строительной продукции, не менялись уже более 10–15 лет, и опирались на давно устаревшие документы. В 2016 году Минстрой России анонсировал выпуск обновленных редакций практически всех сборников государственной сметно-нормативной базы: укрупненных сметных нормативов, федеральных норм и расценок. Об этом рассказывает наша сегодняшняя гостья Ольга Николаевна Лукерчик.

Член Общественного совета при Минстрое России, Председатель Правления АО «ЦНС»

Ольга Николаевна Лукерчик

– Ольга Николаевна, Вы – Член комиссии по технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России. Скажите, в чем актуальность вопросов, над которыми работает комиссия?

– Современные политические и экономические вызовы требуют от государства и бизнеса повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг. Сегодня очевидна необходимость инвестиций в строительство новых современных объектов, а также реконструкцию и модернизацию существующих комплексов. В таких условиях особое значение приобретают задачи эффективного управления этими инвестициями на всех этапах жизненного цикла проекта. Снижение капитальных затрат, применение новых технологий, широкое использование современных материалов и оборудования, продвижение российского производителя, активное внедрение отечественных разработок и инноваций. Интересно отметить, что, начиная с 2010 года, растет удельный вес инвестиций в строительство у государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Система ценообразования и сметного нормирования необходима, чтобы определять стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта на всех этапах от планирования и проектирования до заключения и сопровождения договоров с подрядчиками. Проблема в том, что действующая сегодня система не удовлетворяет современным требованиям, мешает внедрению новаций, не дает определить объективную стоимость строительных материалов и механизмов, и другие факторы при планировании стоимости инвестпроектов на весь период строительства, и не позволяет четкого контролировать работу подрядных организаций.

– Вы говорите, что одна из основных проблем строительства заключается в устаревшей системе. Что в этой ситуации нужно делать государству и бизнесу?

– С момента запуска реформы системы в 2015 году эти проблемы обсуждаются на различных площадках Минстроя России и отраслевых объединений. Необходимо привлечь все профессиональное сообщество к разработке справочников расценок, чтобы в результате работы появился работающий инструмент бюджетного планирования и контроля. Со своей стороны «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» активно участвует в разработке новой системы ценообразования для предприятий и поднимает на обсуждение тему на различных площадках, например, в рамках Форума Региональных Строителей, который состоялся 7 декабря 2016 года при поддержке Общественной палаты РФ и Деловой России.

При обсуждении остро стоит вопрос выпуска обновленных редакций сборников сметных нормативов по отраслям, которые являются основой для сметных расчетов. Но без обновления методической базы и запуска мониторинга стоимости строительных ресурсов они останутся лишь цифрами. В настоящий момент активно обсуждаются разработанные сборники государственной сметно-нормативной базы (ГСНБ): укрупненных сметных нормативов, норм и расценок.

К моменту реформирования сборники государственной сметно-нормативной базы полноценно не обновлялись с момента перехода к базовым ценам в 1984 году (больше 30 лет), а их регулярное хаотичное дополнение новыми нормами и расценками привело к большому числу неточностей и противоречий. Более того, номенклатура объектов в сборниках укрупненных сметных нормативов не соотносилась с целевыми и инвестиционными программами, которые реализует государство и компании с госучастием, а их применение для расчета затрат на строительство носило рекомендательный характер.

Методические документы, определяющие порядок расчета стоимости строительной продукции, не менялись уже более 10–15 лет, и опирались на давно устаревшие документы. К тому же с момента их выпуска появились принципиально новые технологии выполнения и учета проектных, изыскательских, строительно-монтажных и ремонтных работ. Методики требовали полной идеологической и технологической переработки, а в отношении проектных и изыскательских работ – создания заново. То есть у участников инвестиционной деятельности в строительстве вообще отсутствовали методологическая база и инструменты для произведения объективных расчетов. Стоимость стройки стала не гибкой, а «резиновой». В этой ситуации для Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации было единственно возможным вести обновление ГСНБ и МДС параллельно между собой, координируя процессы разработки через функциональные рабочие группы под управлением Научно-Экспертного совета при Минстрое России. Не менее важно было закрепить основы терминологии систем ценообразования и сметного нормирования в действующем законодательстве.

Однако, в ходе работы выяснилось, что при разработке методических основ системы ценообразования и сметного нормирования необходимо принимать во внимание интересы большего числа заинтересованных сторон, чем предполагалось на старте, и увязать между собой положения различных межведомственных методик. Это привело к увеличению сроков разработки и утверждения пакета методических документов.

– Какие конкретные шаги предприняты в 2016 году, чтобы решить проблему устаревшей базы?

– Обновленная редакция ГСНБ позволит сблизить отраженный в нормативах состав работ, ресурсов и материалов с реально выполняемыми и используемыми на строительных площадках. Следовательно, позволит повысить достоверность и точность сметных расчетов, их однозначность для заказчиков, подрядчиков, бюджетных и контролирующих органов. Выпуск обновленной редакции сборников является прекрасным результатом работы в 2016 году.

При этом, утвержденные в текущем периоде сборники будут иметь короткий период действия из-за заложенных в них алгоритмов, основанных на действующих сегодня подходах. Однако, отрицать пользу и необходимость выпуска документов переходного характера в условиях полномасштабной переработки методической базы, как минимум, неразумно, т.к. в дальнейшем данные документы будут обновлены при получении полной обновленной методической базы и запуска реального мониторинга цены строительных ресурсов. Процедуры внедрения новых методических документов и выпуск основанных на них сборников сметных норм и нормативов будет существенно облегчен и ускорен за счет той кропотливой работы, которая проводилась в 2016 году и продолжается сейчас функциональными рабочими группами, независимыми экспертами, отраслевыми и профессиональными ассоциациями. Основная часть работы (загрузка новых ресурсно-технологических моделей, коэффициентов пересчета и индексов) будет носить технический характер, опираться на результаты системных изменений, которые удалось достичь в 2016 году.

Строительная отрасль затрагивает практически все направления деловой активности, а значит ее реформа требует активной обратной связи от всех вовлеченных сторон. Также в работе по формированию новой методологии сметного нормирования и прогнозирования крайне необходимо организовать обмен сведениями о применяемых современных технологиях строительных работ, материалах, конструкциях, перспективных разработках между саморегулируемыми и проектными организациями, ассоциациями производителей строительных материалов и конструкций, крупными производственными корпорациями и объединениями, компаниями с государственным участием, имеющих высокий уровень корпоративной культуры и осуществляющих целенаправленную техническую политику и Государственными органами власти. Чем выше уровень консолидации усилий и взаимодействия всех участников на этапе закладки фундамента, тем меньше риск получить здание, не отвечающее ожиданиям и потребностям его пользователей, – это азбука строительства. И профессиональному сообществу под руководством Минстрой России предстоит в ближайшем будущем доказать эту азбучную истину.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик