О.Н. Епифанова. Арктическим регионам необходимо налаживать сотрудничество

Государственное регулирование / РЭЭ №4, 2017

Арктическим регионам необходимо налаживать сотрудничество

Ольга Епифанова

5 июля 2017 года Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин подписал распоряжение о создании экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону РФ. Возглавила его Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Николаевна Епифанова.

В экспертный совет под руководством Ольги Епифановой вошли представители Архангельской области: заместитель губернатора Архангельской области Виктор Иконников и представитель главы региона по развитию Арктики Лев Левит, ректор САФУ Елена Кудряшова, мэр Северодвинска, председатель ассоциации «Арктические муниципалитеты» Михаил Гмырин и директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков. В Рабочую группу Экспертного совета вошла помощник депутата Госдумы С.Я. Есякова, Генеральный директор ООО «Системный Консалтинг» Тамара Ивановна Мордасова.

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Ольга Николаевна Епифанова

Арктическим регионам необходимо налаживать сотрудничество и вместе доносить свои проблемы до федерального центра. Предлагать решения этих проблем и находить новые пути развития. Мы создаем экспертную площадку в Госдуме для законодательного обеспечения и парламентского контроля решения задач, поставленных президентом страны по развитию региональной политики, в том числе в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и на Дальнем Востоке.

Основной задачей нового совещательного органа является подготовка предложений по совершенствованию законопроектов и иных документов, связанных с развитием районов Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока, и их экспертная оценка.

Миссия, география и сфера деятельности Совета определяется самим его наименованием: Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.

На сегодня в состав Экспертного совета входят 90 человек –
это представители федеральных и региональных органов власти, представители научного сообщества, государственных корпораций, крупного бизнеса, общественные деятели. Первое заседание Экспертного совета состоится 9 октября в Малом зале Государственной Думы.

Мы должны быть нацелены на то, чтобы способствовать реализации Основ государственной политики регионального развития РФ. Напомню, Указ был подписан Президентом страны в январе этого года. Он сформировал новое институциональное пространство для развития регионов и страны в целом. Приоритет – достижение социальных и экономических эффектов.

Правительство РФ сегодня активно работает над проектом стратегии пространственного развития страны, ее концептуальный вариант подписан Вице-премьером Д.Н. Козаком.

При этом очевидно, что территории опережающего развития, макрорегионы, агломерации и кластеры сами по себе не решают проблем конкурентоспособного и кризисоустойчивого развития регионов и страны в целом.

Нужно признать, что у нас, по большому счету, отсутствуют какие-либо эффективные институты, обеспечивающие межрегиональную и региональную отраслевую интеграцию. Федеральные целевые программы постепенно отмирают, а госпрограммы носят явно отраслевой характер. Они вместе с отраслевыми стратегиями слабо взаимоувязаны с пространственным и территориальным планированием развития регионов.

Я думаю, что наша региональная политика должна быть нацелена на интеграцию и согласование усилий власти, общества и бизнеса для приращения национальных богатств, в экономической и социальной сферах. Нам нужны, во-первых, институциональные механизмы обеспечения целевых эффектов безопасного устойчивого развития регионов, включая систему ответственности и полномочий за реализацию межрегиональных проектов и стратегий. Во-вторых, нам нужны эффективные законодательные механизмы, обеспечивающие реализацию межмуниципальных, межрегиональных, регионально-отраслевых инвестиционных проектов и контрактов.

При этом положения Указа Президента РФ «Об основах государственной политики регионального развития РФ» прямо предусматривают формирование межрегиональных соглашений (контрактов) в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов. Лучшие практики, включая семилетние Комплексные контрактные планы во Франции, импакт-контракты в США, а также практика закупки целевых эффектов через Специнвестконтракты Минпрома России для реализации приоритетов промышленной политики прямо свидетельствует о продуктивности данных подходов.

Глава государства уже обращал внимание федеральных и региональных органов власти на перспективность использования законодательных механизмов консолидированной ответственности за обеспечение целевых эффектов государственных контрактов, а не только закупок непосредственных результатов в виде продуктов и услуг.

В этой связи мы планируем в рамках Экспертного совета инициировать совместно с думским Комитетом по региональной политике подготовку предложений по законодательному обеспечению формирования и реализации межрегиональных соглашений. Целесообразным в этом плане представляется инициирование образования Фонда межрегионального развития для поддержки межрегиональных инвестиционных проектов и контрактов, аналогичного Фонду развития промышленности, созданному Правительством РФ в целях реализации приоритетов развития промышленности.

Да, у нас сегодня непростые внешние и внутренние условия для принятия решения такого масштаба, но мы тем более не должны упускать возможности для повышения эффективности и продуктивности бюджетных расходов. Это подтверждается и обсуждаемыми сегодня в Правительстве перспективами слияния Резервного Фонда и Фонда Национального Благосостояния. Сюда же можно отнести назревшую необходимость изменения пропорций и условий выделения регионам субсидий и субвенций.

Одной из основных задач нашего Экспертного совета является создание таких институциональных условий, которые позволяли бы комплексно решать региональные и отраслевые проблемы. Это сложная, как в правовом, так и в экономическом пространстве задача, и я надеюсь на нашу работу.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик