О.Н. Епифанова. Актуальные вопросы рационального природопользования

Российская Арктика / РЭЭ №2, 2018

Актуальные вопросы рационального природопользования

31 января 2018 года в Салехарде прошло координационное совещание «Актуальные вопросы рационального природопользования в свете экологической и экономической безопасности Арктической зоны и районов Крайнего Севера Российской Федерации», на котором выступила с докладом заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Николаевна Епифанова.

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Ольга Николаевна Епифанова

Арктика – одна из самых уязвимых экологических систем в мире. Здесь любое воздействие приводит либо к очень долгому периоду восстановления, либо к необратимому изменению. Поэтому мы понимаем масштабы рисков и возможных последствий технологических катастроф, в том числе как следствие изменения природно-климатических условий. В том числе поэтому в структуре Экспертного совета выделена отдельная сфера законодательного регулирования, связанная с природными ресурсами Севера.

Мы рассчитываем на координацию и кооперацию наших усилий. Уникальная система требует уникального правового регулирования. Я не открою Америки, если скажу: чем более уязвима экологическая система, тем более жесткими должны быть экологические стандарты и механизмы обеспечения их реализации. Нужны законодательные запреты на ряд действий – к примеру, запрет захоронения отходов в Арктической зоне. Кроме того, современное законодательство в области природопользования, как пишет профессор В.И. Богоявленский, не учитывает нового уровня знаний о процессах, происходящих в недрах при их разработке.

Есть и другие правовые пробелы. Например, перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установлены только для атмосферного воздуха, водных объектов и почв. То есть наше законодательство не рассматривает объекты животного мира в качестве источников поступления стойких органических загрязнителей в организм человека. Это приводит к тому, что мигрирующие виды диких животных, птиц и рыб выведены за рамки государственного мониторинга окружающей среды по токсикологическим показателям.

При таком подходе невозможно выявить концентрации органических загрязнителей в компонентах природной среды, определить источники загрязнений, рассчитать различные риски для здоровья жителей Севера и Арктики. Напомню, что до 80% рациона коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляют именно мигрирующие виды животных, рыб и птиц. А это негативное воздействие носит уже трансграничный характер, что является вызовом не только для нашей страны, но и для любого государства, которое занимается освоением Северных и Арктических территорий.

Я затронула всего лишь небольшую часть проблем, связанных с экологической безопасностью. Но и из этого ясно, что без соответствующего законодательного и политического обеспечения эту проблему не решить.

Сегодня я хотела коснуться еще одной темы. Как справедливо отмечал министр финансов Израиля, важны не столько объемы и источники инвестиций, сколько доля и локализация дивидендов. Можно привлечь китайский капитал и американские технологии, но не менее важно, кому и где от этого станет лучше жить. И это не только проблема российского Севера, но и России в целом.

Мировой тренд последних десятилетий свидетельствует об устойчивой тенденции, когда привлечение иностранных инвестиций, например, в развитие Восточной Европы, ведет к уменьшению национального богатства. Только за период с 2010 по 2016 год отток доходов и прибыли от национальной собственности (за вычетом входящих потоков) составил в среднем 4,7% ВВП в Польше, 7,2% – в Венгрии, 7,6% – в Чехии, 4,2% – в Словакии, уменьшив, таким образом, в том же самом объеме национальный доход этих стран.

Четверть национального капитала в целом, включая недвижимость и более 50% крупных предприятий, сменило национальных собственников на иностранных. Иностранных собственников, и это неудивительно, мало волнуют экологические проблемы сланцевого газа, риски внедрения новых технологий на территории других стран.

К сожалению, объявленные Правительством приоритеты пространственного развития страны, такие как специализация, дифференциация и конкуренция отдельных зон и производств этих проблем не решает. В данном случае, спасение утопающих – дело рук и ног самих утопающих.

Я надеюсь, что комплексный подход к мобилизации и конвертации природного и социально-экономических потенциалов Арктики и Севера для их преобразования в приращение национального богатства России станет предметом нашего с вами общего внимания и усилия. Могу заверить, что Президент РФ поддерживает данную позицию.

При этом необходимо признать, что сегодня мы серьезно уступаем нашим конкурентам не только в технологическом, но и в концептуальном подходе к комплексному освоению богатств российского Севера. И дело здесь не только в технологической зависимости, в разведке, добыче, сервисе, переработке и реализации углеводородов, но и в способности формировать и локализовать глобальные цепочки добавленной стоимости в границах национальной юрисдикции России. При этом способность формирования и локализации глобальных цепочек добавленной стоимости ОЭСР оценивает не только как принципиальное условие, но и как сам факт наличия национального суверенитета.

Отцы-основатели цифровой экономики, включая блокчейн, прямо пишут, что их стратегической целью является формирование информационных платформ, обеспечивающих интервенцию в пространства национальных юрисдикций для извлечения природных, экологических и социальных богатств в собственных интересах, как правило, в офшорных зонах. Фактически это боевые технологические платформы, реализующие концепции «Ценностного вампиризма» и это не мое, а их определение.

Сегодня во всем мире активно разрабатываются отраслевые антологические платформы, вплоть до образования специальных международных институтов и комиссий. Реализация данных подходов уже сегодня позволяет вдвое сократить период освоения новых месторождений от разведки до реализации. У нас сегодня на таком уровне антологический стандарт реализуется компанией «Лукойл».

Насколько мне известно, ряд крупнейших компаний с государственным участием планирует объединить усилия с соответствующей европейской комиссией в формировании собственных антологических стандартов, совместимых с международными, с целью формирования общенационального центра компетенции, с учетом специфики отраслей. Наша задача как законодателей федерального и регионального уровня предусмотреть соответствующие нормы и для этого активно включиться в данную работу.

Ну и, конечно, в самое ближайшее время мы ожидаем доработанный проект Федерального Закона «О развитии Арктической зоны РФ». Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, безусловно, станет приоритетом работы депутатского корпуса и Экспертного Совета, который я возглавляю.

Уверена, что сегодняшнее Координационное совещание станет продуктивной площадкой для выработки рекомендаций по законодательному обеспечению рационального природопользования в свете экологической и экономической безопасности Арктической зоны и районов Крайнего Севера, послужит делу развития Арктики и Севера в целом, объединению наших усилий в обеспечении конкурентоспособного стрессоустойчивого развития российского Севера.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик