Новые проекты в сфере ТКО

Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020

Новые проекты в сфере ТКО

Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Заместитель руководителя Проектного офиса, заместитель министра ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) Виктор Дмитриевич Романов

Заместитель министра ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия)

Романов Виктор Дмитриевич

В январе этого года в Республике Саха (Якутия) заработал Проектный офис по реализации проектов в сфере обращения с отходами. Создан он во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках национального проекта «Экология». Представляем интервью с заместителем руководителя Проектного офиса, заместителем министра ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) Виктором Дмитриевичем Романовым.

– Виктор Дмитриевич, Проектный офис создан почти год назад. Уже можно подводить какие-то конкретные итоги деятельности?

– Благодаря совместным усилиям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) и работе Проектного офиса по крупным объектам в городе Якутске утверждена программа строительства нового полигона, где предусматривается привлечение кредитных средств заказчиком – государственным унитарным предприятием – с последующим возмещением из государственного бюджета республики. Один из важных проектов – строительство мусороперегрузочной станции с элементами сортировки. На данный момент определен инвестор и заключено концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации станции. По проектной документации, мощность сортировки составит 150 тыс. тонн твердых коммунальных отходов в год и производством топлива из ТКО. Ввод станции намечен на первый квартал 2023 года. Мусороперегрузочная станция позволит сортировать до 100 % твердых коммунальных отходов Якутска. На станции организуют сортировку ТКО на фракции (стекло, пластик, металл, картон, бумага и так далее). Также проектом предусмотрено производство альтернативного топлива для выработки тепловой энергии. В настоящее время в рамках проектного офиса ведутся переговоры с международной японской фирмой «Хоккайдо Корпорейшн» для проработки комплексного решения по Нижнему Бестяху Мегино-Кангаласского улуса. При положительном решении результаты могут быть масштабированы. Это самое основное.

 

– Сейчас на территории Республики Саха (Якутия) реализовывается региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Республика Саха (Якутия)». Расскажите о целях и задачах проекта.

– Работа по данному проекту ведется согласно паспорту федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденному Протоколом заседания проектного комитета по нацпроекту «Экология» (от 21.12.2018 №3). Общее руководство осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задача национального проекта – формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Целью регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» является эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных по состоянию на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов (Республика Саха (Якутия). Приведу конкретные цифры. В соответствии с данным паспортом к 2024 году объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов должен составлять 0,0474 млн тонн., объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов – 0,1979 млн тонн, а обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами – 90%.

 

– Какова роль Проектного офиса по обращению с ТКО в этом проекте?

– Проектный офис осуществляет общую координацию реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Региональным проектом предусмотрено строительство 8 объектов:

             новый полигон и мусороперегрузочная станция с элементами сортировки в г. Якутске;

             полигон комплексной обработки ТКО в г. Вилюйск; станция обработки ТКО в п. Нижний Бестях;

             строительство межмуниципального полигона для твердых коммунальных отходов (ТКО)» г. Нюрба;

             межпоселенческий полигон ТКО и ПО Мирнинского района;

             межмуниципальный полигон комплексной обработки ТКО в г. Алдан;

             строительство мусороперерабатывающего комплекса на территории Нерюнгринского района.

– Какие проблемы влияют на внедрение комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами?

– Внедрение комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами сопряжено со следующими проблемными вопросами. Во-первых, необходимо учитывать региональные особенности. Влияют природно-климатические особенности территории, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения, низкая плотность населения. Во-вторых, негативно сказывается отсутствие инфраструктуры для полноценного внедрения услуги: контейнеры, надлежаще обустроенные контейнерные площадки, достаточное количество специализированной техники различного назначения. Региональные особенности отрицательно влияют на создание инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами и не позволяют обеспечить возврат инвестиций за счет экономически обоснованных тарифов, что обуславливает сложности в привлечении частных инвесторов. Проблемным вопросом назову отсутствие финансирования из бюджета на строительство объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов. Далее упомяну – отсутствие источников финансирования на изготовление проектно-сметной документации, необходимой для строительства объектов. Также сложный вопрос – определение земельных участков под строительство объектов ТКО. Расскажу о механизме. Для нового строительства ТКО необходимо, чтоб размещение объекта было предусмотрено градостроительной документацией, являлось объектом регионального или местного значения. При этом выделение земельного участка (в отсутствие на нем объекта) без торгов возможно при наличии концессии, или государственному (муниципальному) предприятию или учреждению на праве аренды или пользования, который в последующем будет вынужден выступить заказчиком строительства объекта. Строительство объектов ТКО в существующих условиях не является привлекательным и высоколиквидным, затраты на строительство не возмещаются быстро и в нужном объеме. Чтобы определить, подходит земельный участок под размещение объектов ТКО необходимо провести изыскательские работы, есть риски, что в результате изысканий учтенные в территориальной схеме обращения с отходами земельные участки не подходят под критерий размещения объектов ТКО. Кроме того, строительство объектов ТКО возможно только при наличии положительного решения по результатам государственной экологической экспертизы. К материалам, направляемым на государственную экологическую экспертизу, прикладывается протокол обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Существуют обоснованные риски, что на обсуждениях население выскажется против строительства объектов, в особенности, когда вновь построенный объект предполагает принимать отходы с нескольких поселений, районов. К проблемам определения мест размещения новых объектов ТКО можно отнести также:

             выбор земельного участка, соответствующий требованиям установленной санитарно-защитной зоны.

             выбор земельного участка, соответствующий требованиям Воздушного кодекса (в радиусе 15 км. от аэропортов вне зависимости от мощности аэропортов запрещено размещать объекты ТКО, так как возможно массовое скопление птиц).

Учитывая, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, подходящие земельные участки подпадают под категорию «земли лесного фонда», являющиеся федеральной собственностью. Перевод категории земель из лесного фонда в земли промышленности может занять от 1,5 до 2 лет.

Далее, открытым остается вопрос по внедрению новой услуги в небольших отдаленных населенных пунктах: небольшие села в одном муниципальном образовании расположены на значительном расстоянии друг другу, население рассчитывается по стат. данным. К примеру, по факту проживает намного меньше, отсутствуют индивидуальные предприниматели с техникой, готовые предоставлять транспортные услуги, с районных центров транспортировщики отказываются ехать в отдаленные небольшие населенные пункты. Как правило, в нарушение законодательства сельское население используют традиционный способ – сжигание небольшого количества отходов у себя во дворе, в старых бочках. Ну и опять же, нестабильное финансовое состояние региональных операторов обращения с ТКО.

Да, вопросов очень много, тем не менее, сложнейший начальный этап пройден. Перед нами стоят масштабные задачи создать работающую эффективную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Конкретные цели и показатели определены национальным проектом «Экология». При этом важно понимать, что достигнуть поставленных целей можно будет при равноправном партнерстве между бизнесом, населением и властью. Здесь необходим союз всех сторон. Это очень важно.

 

Беседовала Ольга Маланушенко

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик