Новгородский университет – ключевой ресурс развития региона

Региональное управление / РЭЭ №6, 2018

Новгородский университет – ключевой ресурс развития региона

Боровиков Юрий Сергеевич

В 2018 году на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого впервые в стране была запущена Фабрика пилотирования проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) и успешно прошел четырехмесячный образовательный интенсив от Университета НТИ «20.35». НовГУ выступает соорганизатором масштабных образовательных мероприятий регионального, федерального и международного уровня; только в декабре здесь прошли молодежный образовательный форум для участников чемпионатов Worldskills и международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch. О том, как университет может повлиять на социально-экономическое развитие региона и что значит быть «опорным» по сути, рассказывает исполняющий обязанности ректора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Юрий Сергеевич Боровиков.

ИО ректора НГУ им. Ярослава Мудрого

Боровиков Юрий Сергеевич

– Что представляет собой Новгородский университет сегодня?

– Это многопрофильный вуз из семи институтов и четырех колледжей, в котором обучается более девяти тысяч студентов (из них более шести тысяч по очной форме обучения). Из 486 преподавателей – 102 доктора и 315 кандидатов наук. Образовательный процесс реализуется по 113 образовательным программам и 48 специальностям. В последние годы выпуск специалистов из университета составлял чуть больше 1800 человек с высшим образованием и 450 человек со средним профессиональным.

При этом в Новгородской области остается порядка 64 процентов трудоустроившихся, а анализ ситуации в экономике области даже при первом приближении говорит о недостаточном уровне координации с текущими приоритетами регионального развития. Например, недостаточное количество кадров в сфере IT, педагогические кадры, идущие работать не по специальности или не в своем регионе и т.д.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в своем ноябрьском послании четко обозначил: «Мы все хорошо понимаем, что в долгосрочной перспективе конкурентные преимущества региона обеспечивает только развитие образования. Особые надежды мы возлагаем на Новгородский государственный университет. И, к счастью, эти надежды оправдываются. Я внимательно слежу, как настойчиво развивается наша концепция университетского города, как НовГУ становится центром научной, культурной и общественной жизни».

– Как университет взаимодействует с региональной властью?

– Мы можем смело сказать, что сегодня Новгородский университет – ключевой ресурс развития региона. И это действительно уникальная ситуация. Недавний пример: когда губернатор защищал проект по строительству аэропорта в Новгородской области, ключевым аргументом в пользу строительства было то, что у нас есть развивающийся университет. Аэропорт нужен для того, чтобы привлекать новых иностранных студентов (число их ежегодно растет), чтобы им было удобно до нас добираться. Эту программу утвердили, аэропорт у нас будет построен.

Новгородская область всегда была транзитным регионом. Находясь на пересечении крупных торговых путей, мы развивались, в этом и была наша сила. С тех пор мало что изменилось, если не говорить о технологиях. К нам по-прежнему многие приезжают и многие уезжают, с одной стороны у нас Москва, с другой – Санкт-Петербург. И мы должны научиться использовать этот фактор себе в плюс.

– Работает ли университет с другими вузами страны?

– С ведущими вузами Санкт-Петербурга мы заключили соглашения о сотрудничестве и тех студентов, что не прошли по конкурсу к ним, с радостью ждем у себя. Что мы предлагаем? Программы бакалавриата в сотрудничестве с ведущими вузами, после которых можно поступать к ним в магистратуру более подготовленными. Не говоря о том, что обучение в небольшом городе имеет ряд своих преимуществ.

В такой ситуации выигрывают все: мы повышаем общий уровень студентов и качество преподавания, так как понимаем, что для сильных студентов нужны сильные программы и сильные преподаватели. Для Санкт-Петербурга здесь своя польза: они выбрали стратегию развития магистратуры и, заключая соглашение с нами, могут быть уверены, что студенты, которые учатся у нас, придут потом к ним.

– Сегодня университет реализует много интересных проектов. Расскажите о них.

– Сегодня руководство Новгородской области воспринимает вуз как опору для себя, приняв нашу концепцию «Город-Университет». НовГУ превратился в крупную коммуникационную площадку для региональных, федеральных и международных мероприятий. Мы предоставляли свою площадку власти, бизнесу, общественности, академической, творческой интеллигенции для проведения разного рода мероприятий, и я уверен в том, что это, так или иначе, оказывает влияние на развитие университета и региона в целом. И неспроста наши победы – нас замечают, о нас начинают говорить.

Кроме того, университет стал проектно-технологической площадкой. Мы запустили фабрику пилотирования проектов Национальной технологической инициативы, ведем работу по открытию офиса цифровой экономики. НовГУ выиграл конкурс на создание инжинирингового центра радиоэлектронного прототипирования, основной задачей которого станет создание инновационного радиоэлектронного компонента для предприятий Новгородской области.

Еще один амбициозный проект, рассчитанный на несколько лет – Новгородская техническая школа (НТШ), образовательная площадка, осуществляющая подготовку профессиональных кадров для передовых технологий будущего. Это инициатива губернатора Новгородской области, поддержанная президентом. Открытие школы запланировано на 2021 год. Учредителями проекта выступили Правительство Новгородской области, Новгородский университет, Университет НТИ «20.35» и ассоциация WorldSkills Russia.

В Новгородской технической школе планируется создать 30 лабораторий, каждой из которой будут руководить мастера – ученые и специалисты всероссийского и мирового масштаба. Направления подготовки кадров НТШ позволят освоить компетенции, необходимые во всех ключевых отраслях экономики России: реверсивный инжиниринг, виртуальная и дополненная реальности, машинное обучение и большие данные, 3D биопринтинг, BIM технологии, квантовые технологии, робототехника, цифровые двойники, технологии беспроводной связи, кибербезопасность, нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей. В России по этим специальностям почти никто не готовит кадры. Есть локальные попытки, но мы хотим создать масштабный центр, в котором будут готовить специалистов разного уровня: школьников, студентов, выпускников, команды со всей России, которые захотят пройти дополнительное обучение по этим направлениям.
Планируется, что в НТШ будет обучаться порядка 3000 человек в год, и примерно 7000 человек – это гости, которые будут приходить на разовые мероприятия, открытые лекции и мастер-классы. Сейчас строится здание для школы при поддержке АК «Транснефть».

– Какая роль у студентов в процессе такой активной модернизации вуза?

– Самая важная! Задача Новгородского университета на 2019 году в проекте НТШ – создание у себя 10 лабораторий. Это будут и лаборатории по нейротехнологиям и техническим средствам реабилитации, и лаборатории для подготовки к чемпионатам WorldSkills, и принципиально новые лаборатории, например, биологический банк данных.

Необходимость запуска этих лабораторий уже сейчас, пока здание школы не построено, подтолкнуло к реализации еще один важный для нас проект – исследовательско-практическую агломерацию, которая займет весь первый этаж Политехнического колледжа. Там расположатся сразу несколько площадок: инжиниринговый центр, лаборатории WorldSkills, лаборатории технических средств реабилитации, рабочие классы с нашими партнерами, в частности, с «1С». Там же будет создан большой коворкинг-центр «Тетрис» для студентов всех специальностей.

Проект коворкинга выполняли студенты. Нам хотелось, чтобы ребята сами сделали такое пространство, в котором им было бы хорошо. Яркие, интересные, прорывные проекты создаются только на стыке разных отраслей, а студенты разных институтов и колледжей нередко даже не знакомы друг с другом, они живут буквально в разных мирах. Именно поэтому мы много внимания уделяем совместным программам разных институтов, институтов и колледжей.

Мы стараемся создать в университете атмосферу творчества, чтобы и студенты, и сотрудники чувствовали, что многочисленные перемены к лучшему, чтобы все они были максимально вовлечены в эти перемены.

Беседовала Марина Пуксант

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик