Наша цель – энергетическая независимость региона

Гость редакции / РЭЭ №5-6, 2019

Наша цель – энергетическая независимость региона

Чукотский автономный округ – самый северо-восточный субъект страны, целиком входящий в Арктическую зону, он включен в состав приоритетных геостратегических территорий России. О проблемах и перспективах региона нам рассказала Первый заместитель Губернатора Чукотского автономного округа Алеся Андреевна Калинова.

Первый заместитель Губернатора Чукотского автономного округа

Калинова Алеся Андреевна

– Алеся Андреевна, охарактеризуйте состояние топливно-энергетического комплекса Чукотского автономного округа. Что он представляет собой сегодня? Какие основные проблемы стоят перед энергосистемой региона?

– Энергосистема Чукотского автономного округа имеет локальный характер, состоит из трех крупных разобщенных централизованных узлов: Анадырского, Эгвекинотского и Чаун-Билибинского и множества децентрализованных изолированных энергоузлов малых поселений.

Основные объекты генерации: Билибинская АЭС (филиал АО «Концерн Росэнергоатом») и электростанции АО «Чукотэнерго» (дочернее зависимое общество ПАО «Магаданэнерго»), представленные Анадырской ТЭЦ, Эгвекинотской ГРЭС, Чаунской ТЭЦ, а также эксплуатируемой АО «Чукотэнерго» на условиях аренды Анадырской газомоторной ТЭЦ. Производство электрической энергии (дизельная генерация) в отдаленных труднодоступных селах округа осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Наиболее проблемный из энергоузлов – Чаун-Билибинский, что обусловлено необходимостью замещения выбывающих мощностей и модернизации энергоузла в связи с растущими потребностями горнодобывающих предприятий, осваивающих месторождения Чаун-Билибинской промышленной зоны.

Основные генерирующие мощности в Чаун-Билибинском энергоузле: Чаунская ТЭЦ (34,5 МВт), введена в эксплуатацию в 1944 году, характеризуется высоким уровнем выработки ресурса и низкой эффективностью (расход Чаунской ТЭЦ на собственные нужды – 32,3%) и Билибинская АЭС (48 МВт), ввод энергоблоков в эксплуатацию в 1974–1976 годах. АО «Концерн Росэнергоатом» разработан комплексный план мероприятий по подготовке Билибинской АЭС к выводу из эксплуатации с поэтапным остановом всех энергоблоков к 2022 году.

Станции соединены воздушной линией электропередачи ВЛ 110 кВ Билибино – Комсомольский – Певек протяженностью 492 км, введенной в эксплуатацию в 70-х годах.

– Какие цели приоритетны для Чукотки на данном этапе?

– Основные проблемы отрасли определяют приоритетные задачи развития энергетики округа на ближайшую перспективу. Во-первых, необходимость обеспечения энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла в связи с полным выводом из эксплуатации в 2019–2021 гг. мощностей Билибинской АЭС и выработкой ресурса Чаунской ТЭЦ и, во-вторых, преодоление локальной замкнутости и изолированности систем энергообеспечения региона и повышение эффективности энергопроизводства, включая меры по снижению уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей.

В целях решения существующих проблем предусмотрен комплекс мер по модернизации Чаун-Билибинского энергоузла, включающих масштабные проекты строительства новых генерирующих мощностей для замещения выбывающих из эксплуатации Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ, их объединения в единую энергосистему с выходом на Магаданскую область:

  • строительство и установка плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в г. Певек, мощностью 70 МВт;
  • строительство энергоисточника в г. Билибино мощностью 25 МВт с внеплощадочной инфраструктурой;
  • строительство газомоторной теплоэлектроцентрали в г. Певек, мощностью 70 МВт с возможностью расширения до 250 МВт;
  • строительство ВЛ 110 кВ «Билибино-Певек»;
  • строительство ВЛ 220 кВ «Билибино – Кекура – Песчанка – Омсукчан» (энергомост Чукотка – Магадан).

Кроме того, предусмотрено проведение масштабных мероприятий по реконструкции инженерных сетей городов Певек и Билибино.

– Какие проекты существуют и реализуются на данный момент?

– В настоящее время в округе реализуется пять масштабных проектов.

  1. Строительство первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певек с береговыми инженерными сооружениями на базе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». В сентябре 2019 года плавучий энергоблок был доставлен по Северному морскому пути в морской порт Певек и пришвартован к месту своего постоянного базирования. Ведется его подключение к городским энергосетям, срок ввода ПАТЭС в эксплуатацию – до 30 декабря 2019 года.
  2. Строительство энергоисточника в г. Билибино с внеплощадочной инфраструктурой. Реализация проекта позволит обеспечить замещение тепловых и электрических нагрузок в г. Билибино после планового вывода Билибинской АЭС из эксплуатации, завершение строительства объекта планируется в 2021 году.
  3. Строительство двух одноцепных линий электропередачи ВЛ 110 кВ Билибино – Певек, что позволит обеспечить выдачу мощности, вырабатываемой ПАТЭС, из г. Певека до г. Билибино. Проект реализует ПАО «РусГидро», плановый срок ввода в эксплуатацию I цепи – 2023 год.
  4. Строительство ВЛ 220кВ «Билибино – Кекура – Песчанка – Омсукчан» (энергомост Чукотка – Магадан) позволит объединить Чаун-Билибинский энергоузел Чукотки и магаданскую энергосистему, что необходимо для развития масштабного промышленного кластера в Арктической зоне, включающего в себя строительство Баимского ГОК, золотоизвлекательной фабрики на месторождении «Кекура» и развитие лицензионной площади «Бургахчан». Энергетическая стратегия обеспечения Баимской рудной зоны была одобрена в Правительстве Российской Федерации и внесена в обновленную схему территориального планирования.

Строительство ВЛ предусмотрено в два этапа:

1) строительство ВЛ 110 кВ Билибино – Песчанка I цепь с отпайкой на ПС Кекура (плановый срок завершения – декабрь 2019 года);

2) строительство ВЛ 220 кВ «Омсукчан – ПП – Песчанка» и объектов технологического присоединения: ВЛ 220 кВ Омсукчан – РУ Усть-Среднеканской ГЭС и РП 220 кВ Омсукчан (плановый срок завершения – октябрь 2023 года).

  1. Газификация Анадырской ТЭЦ. Инвестиционный проект, реализуемый Правительством округа совместно с АО «Чукотэнерго», предусматривает перевод Анаырской ТЭЦ на комбинированное сжигание угля и природного газа, добываемого на Западно-Озерном газовом месторождении. Реализация проекта позволит повысить эффективность выработки электроэнергии за счет применения более экономичного вида топлива для всех потребителей Анадырского энергоузла. В 2018 году переведен на газ один котлоагрегат Анадырской ТЭЦ, ведется перевод на сжигание природного газа второго котлоагрегата, завершение работ планируется до конца 2020 года.

– В чем состоит основа развития Чукотки как арктического региона?

– Чукотский автономный округ – самый северо-восточный субъект страны, целиком входящий в Арктическую зону, включенный в состав приоритетных геостратегических территорий России.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года основу развития экономики региона составляет развитие горнодобывающей промышленности по кластерному принципу, с концентрацией производства в двух опорных зонах опережающего развития – Чаун-Билибинской и Анадырской.

Чаун-Билибинская промышленная зона (полиметаллическая) – включает месторождения цветных металлов (золото, серебро, медь, молибден, олово, вольфрам). Ключевой проект – освоение месторождений цветных металлов Баимской рудной зоны, в первую очередь, золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка» – крупнейшего месторождения меди на северо-востоке России, с горизонтом работы более 100 лет. Ресурсный потенциал оценивается в 27 млн т меди, 2000 т золота.

Анадырская промышленная зона (углеводородная) – включает месторождения угля, нефти, газа. Ключевой проект – освоение месторождений коксующегося угля Беринговского каменноугольного бассейна с ресурсами более 1 млрд тонн угля.

В целях обеспечения опережающего развития промышленных зон предусмотрено создание транспортной и энергетической инфраструктуры. Основные проекты в целях развития транспортной инфраструктуры:

– строительство трансмагистрали – автомобильной дороги «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь», которая пройдет через всю Чукотку, создав внутренний дорожный каркас региона, с подъездами до п. Эгвекинот, г. Билибино, г. Певек, вблизи осваиваемых месторождений Баимской рудной зоны, с выходом на Магаданскую область и Республику Саха (Якутия);

– развитие транзитного потенциала Северного морского пути, включая проект развития морского порта Певек и его терминалов, создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту Провидения;

– развитие воздушного транспорта, являющегося на Чукотке единственным круглогодичным способом внутрирегионального и межрегионального сообщения, предусматривающее проекты развития инфраструктуры аэропортов и авиапарка, развитие малой авиации.

– Какие основные направления работы для реализации государственной политики в сфере развития энергетики и теплоснабжения в Арктических зонах Вы считаете приоритетными?

– Для устойчивого экономического развития региона важно обеспечение доступности и возможности технологического присоединения к энергетической инфраструктуре для бизнеса и населения в допустимые сроки.

Особое внимание уделяется повышению энергетической независимости региона от дорогого завозного топлива. В этом направлении в регионе будут продолжены работы по внедрению использования технологий на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергосберегающих технологий при производстве, передаче и потребления энергии.

В первую очередь, это касается объектов жилищно-коммунальной сферы изолированных отдаленных сел, потребляющих значительные объемы привозного топлива и имеющих наибольшее плечо доставки его из портов.

Правительство округа во взаимодействии с компанией «Hevel» ведет проработку проектных решений по развитию электроэнергетики с использованием ВИЭ – солнечной энергии. Проект предполагает возможность использования гибридных установок, с применением дизельного топлива и энергии солнца для обеспечения потребностей малочисленных отдаленных труднодоступных сел Чукотки.

Необходимо отметить высокий потенциал развития возобновляемой энергетики на территории округа с использованием энергии ветра. Расчетные ветровые энергоресурсы Чукотского автономного округа достигают 1,5 трлн кВт•ч в год и отличаются высокой стабильностью. На большей части территории округа средняя годовая скорость ветра составляет 4–6 м/с. На юго-восточном побережье Чукотки средняя годовая скорость ветра достигает 6–9 м/с. Реализация таких проектов потребует от региона учета высококвалифицированных кадров и технических решений у компаний, планирующих инвестировать и эксплуатировать объекты энергетической инфраструктуры. Для обеспечения мониторинга управления и обслуживания оборудования и объектов генерации на основе ВИЭ с учетом значительной разрозненности размещения объектов на территории округа предполагается внедрение в округе централизованной цифровой платформы.

Для замещения дорогого завозного угля и дизельного топлива в качестве источников энергии централизованных энергосистем и обеспечения допустимого экономически обоснованного тарифа для промышленных потребителей необходима дальнейшая проработка вариантов по замещению используемых на текущий момент видов топлива на более дешевые решения с использованием газа и нефти. В первую очередь, за счет активно развиваемых в настоящий момент экспортных маршрутов сжиженного природного газа (СПГ) компании НОВАТЭК по Северному морскому пути. В сентябре 2019 года на полях Восточного экономического форума между Правительством Чукотского автономного округа и ПАО «НОВАТЭК» подписано соглашение о взаимодействии, предусматривающее внедрение инновационных технологий в сфере использования СПГ в качестве базового энергоносителя для распределенной генерации электрической энергии, морского транспорта, автомобильного транспорта и майнинговой техники.

Реализация проектов, направленных на повышение энергетической независимости региона от дорогого завозного топлива, должна быть подчинена целям снижения тарифной нагрузки на промышленных потребителей и уменьшения объема субсидий из регионального бюджета на покрытие разницы между тарифами для населения и затратами эксплуатирующих организаций.

– Чукотка, как и большинство северных регионов, требует колоссальных инвестиций. Какие меры принимаются для привлечения инвесторов? Применяются ли в регионе механизмы привлечения внебюджетного финансирования, такие как энергосервисные контракты?

– В округе создана нормативная база, определяющая механизмы поддержки инвесторов и гарантии неухудшения их положения при изменении внешних факторов.

В режиме проектного управления мы обеспечиваем координацию при реализации инвестиционных проектов, межведомственное взаимодействие, помощь при решении административных вопросов.

В целях привлечения инвестиций в двух стратегических зонах Чукотки созданы территории с особым режимом предпринимательства: территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Чукотка» в границах Анадырской и Чаун-Билибинской зоны и свободный порт Владивосток в границах городского округа Певек в Чаун-Билибинской зоне.

Для резидентов вышеуказанных территорий введены налоговые льготы и преференции федерального, регионального и муниципального уровня, применяются упрощенные административные процедуры.

Кроме того, используем механизмы государственно-частного партнерства. На мысе Обсервации с использованием данного механизма уже работает самая крупная в Арктической зоне России ветрогенераторная станция.

– Сейчас все чаще и чаще говорят о цифровизации. Как обстоит дело с внедрением цифровых технологий в вашем регионе?

– Развитие цифровых технологий на Чукотке сдерживается отсутствием высокоскоростных линий волоконно-оптической связи (ВОЛС), в настоящее время предоставление услуг связи на территории автономного округа осуществляется только по дорогостоящим спутниковым каналам связи. В связи с этим основными проблемами в работе операторов связи являются ограниченность спутникового ресурса и его высокая стоимость.

По поручению Правительства Российской Федерации Минкомсвязью России проработан вопрос о снижении стоимости доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Чукотского автономного округа.

Принято решение о строительстве подводной ВОЛС до Анадыря из Петропавловска-Камчатского, срок завершения проекта – декабрь 2022 года. Также прорабатываются варианты прокладки ВОЛС для обеспечения потребностей северо-западной Чукотки и альтернативные проекты.

Кроме того, по решению Правительства Российской Федерации, до момента прокладки ВОЛС предусмотрено предоставление субсидий операторам связи, предоставляющим услуги интернет-связи на территории Чукотки, в целях снижения тарифов на эти услуги для потребителей.

Реализация таких масштабных проектов позволит поднять на новый уровень качество связи на Чукотке, обеспечив доступный высокоскоростной интернет по приемлемым тарифам для организаций и населения. Это будет способствовать расширению использования возможностей применения современных цифровых технологий, предоставления электронных услуг.

Беседовала Екатерина Алексеёнок

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик