Н.М. Харитонов: «Только от всех нас будет зависеть, как мы минимизируем влияние санкций, проведем реальное импортозамещение и обеспечим опережающее социально-экономическое развитие Арктики»

Гость редакции / РЭЭ № 2, 2022

Н.М. Харитонов: «Только от всех нас будет зависеть, как мы минимизируем влияние санкций, проведем реальное импортозамещение и обеспечим опережающее социально-экономическое развитие Арктики»

В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал Председатель Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Н.М. Харитонов

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики 

Николай Михайлович Харитонов

Сейчас непростое время: западные страны наложили на нас очень серьезные экономические санкции, экономическая реальность существенно изменилась. Конечно, это повлияет на привлечение инвестиций в Арктическую зону, но только от нас с вами будет зависеть, как мы минимизируем влияние этих санкций, проведем реальное импортозамещение и обеспечим опережающее социально-экономическое развитие Арктики.  

Как вы слышали, подготовлен Указ Президента РФ о временном ограничении на выход иностранного бизнеса из российских активов. Уверен, что в конечном итоге выиграют те, кто не станет спешно сворачивать свои проекты в нашей стране.  

Будущее Арктики, ее устойчивое социально-экономическое развитие в новых условиях зависят от того, как мы будем дальше реализовывать гигантский потенциал этого уникального региона. Предстоит большая работа, особенно в законодательном плане. 

Много уже подготовлено:  

  • принят пакет федеральных законов о системе преференций в Арктике; 
  • утверждены Стратегия развития Арктической зоны РФ и новая комплексная
    Госпрограмма по Арктике; 
  • законодательно закреплена возможность получения жителями арктических регионов в безвозмездное пользование земельных участков площадью 1 га. 

С момента принятия закона о преференциях в Арктике Статус резидента Арктической зоны РФ сейчас имеют более 300 компаний, общий объем заявленных ими инвестиций превышает 370 млрд рублей, планируется создание почти 15 тыс. рабочих мест. 

Что касается бюджетного финансирования, то мы поддержали увеличение ассигнований на реализацию Госпрограммы по Арктике. Их объем на следующие 3 года составил 18,3 млрд рублей, в том числе 7 млрд руб­лей в 2022 году. При этом стоит особо подчеркнуть, что в структуре Госпрограммы наибольший объем приходится на федеральный проект по реа­лизации инвестиционных проектов. 

Не секрет, что по большинству жизненно важных показателей Арктическая зона средним российским уступает. Общая финансовая потребность для достижения среднероссийских показателей составляет 258 млрд рублей.  

Это и дополнительная потребность в кадрах более 182 тыс. кадров, из них 65,5 тыс. с высшим образованием, и уровень жизни, и многое-многое другое.  

Одними вахтовыми рабочими мы не обеспечим развитие Арктики. 

Необходимо создавать условия для развития предпринимательской деятельности, причем не только для крупнейших компаний. 

В кризисных условиях наиболее чутко на изменения рынка может реагировать средний и малый бизнес, он оказывается наиболее приспособленным к санкциям. 

В то же время сейчас численность индивидуальных предпринимателей в Арктической зоне составляет лишь 1,5% от общей их численности по стране. 

Стоит напомнить, что утверждена новая структура паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает четыре федеральных проекта. Предшествующие федеральные проекты досрочно завершены. Вместе с тем из перечня мероприятий по сравнению с предыдущей редакцией исключена задача по разработке и внедрению комплекса мер по сокращению дифференциации условий ведения предпринимательской деятельности субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.  

Должны быть определены направления и механизмы нормативного обеспечения выравнивания конкурентоспособности и стимулирования развития малого и среднего предпринимательства на этих территориях. 

Мы поставили перед Правительством РФ этот вопрос. 

Комитет видит, как предприниматели заинтересованы в мерах поддержки государства, и дают обратную связь, осознавая, что только совместными усилиями мы сможем реализовать многочисленные планы по развитию регионов, в том числе Арктического.  

Нельзя забывать и о коренных малочисленных народах. Развитие традиционных промыслов может стать точкой роста для устойчивого развития арктических и дальневосточных территорий и повышения уровня жизни местного населения.  

Важный вопрос – развитие Севморпути. Здесь важна синхронизация развития всех его частей. Неплохо строятся ледоколы, но нужно больше. Это хорошо показал кризис декабря 2021 года. Чтобы этого не было, нам нужно интенсифицировать строительство ледокольного флота. Гарантированный и надежный северный завоз возможен только при наличии флота. Это стратегический вопрос. 

Мы рассчитываем, что будет принят национальный план модернизации флота ледового класса, направленный на плановое восполнение убыли судов, занятых в арктических перевозках. 

До настоящего времени пока не удалось создать новую эффективную систему осуществления северного завоза. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок не позволяют сформировать единый хорошо работающий механизм для поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего Востока. Ситуацию осложняет отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза.  

В этих условиях необходимо законодательное регулирование этой проблемы. В декабре прошлого года мы ее подробно обсудили на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации.  

Было рекомендовано разработать законопроект Правительству РФ. Он будет внесен в Госдуму РФ в 2022 году.  

Закон «о северном завозе» определит, что это такое, кто его участники, каковы их обязанности, ответственность, как взаимодействуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. С тем чтобы была ответственность у перевозчиков в первую очередь обслуживать социальные грузы, у портов – переваливать социальные грузы, у регионов – заранее давать заявки на эти грузы. 

В наш Комитет Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики регулярно поступают предложения о внесении изменений в законодательство в части модернизации законодательства о концессионных соглашениях, правового регулирования условий использования на Крайнем Севере вахтового метода, по поддержке инвесторов Арктической зоны и т.д. 

Комитет намерен рассмотреть все необходимые в этой части изменения в законодательство. Они должны обеспечивать государственные гарантии инвесторам и работодателям, поддерживать малый и средний бизнес в Арктике, способствовать улучшению жизни граждан в Арктической зоне. 

Главная цель и приоритет для нашего Комитета – содействие достижений национальных целей развития. 

Убежден, что совместными усилиями мы сможем расширить законодательную основу для освоения и гармоничного развития Арктики, в т.ч. с учетом изменившихся экономических условий. 

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик