Минэнерго России ведет мониторинг текущей ситуации на топливном рынке

19 марта в Минэнерго России состоялось очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. В заседании приняли участие представители ФГБУ «Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России», ФГБУ «Российское энергетическое агентство», ЦДУ ТЭК, АО «СПбМТСБ», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», нефтяных компаний и Российского топливного союза.

По сообщению САЦ Минэнерго, анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток.

Производство и поставка топлива на внутренний рынок также находятся на достаточно высоких показателях и постепенно увеличивается. Так, по данным ЦДУ ТЭК, в марте производство бензина 5-го экологического класса растет на 4,2% или 76,2 тыс. тонн по сравнению с мартом 2019 года. При этом, стоимость этого бензина с середины марта 2019 по середину марта 2020 года выросла гораздо ниже инфляции – в среднем на 1,9-2% до 43,1 рублей за литр бензина АИ-92 и до 46,14 руб/л топлива АИ-95.

Только по итогам прошедшей недели – с 11 по 17 марта – производство бензина обоих марок выросло на 3,4% до 799,1 тыс. т., при этом за весь март составило 1 877,2 тыс. т. 

Значительный объем производимого топлива – почти 80% – уходит российским потребителям – поставки бензина 5-го экологического класса за неделю выросли на 2% до 632,1 тыс. т, за март достигнув 1 592,0 тыс. т. При этом экспорт бензина за неделю составил 123,6 тыс. т, за март – 269,3 тыс. т. 

Растут и запасы бензина на нефтебазах и НПЗ – за прошедшую неделю они увеличились на 2,3%, по состоянию на 16 марта составив 1,7 млн т. Таким образом, запасы топлива находятся на стабильном уровне, обеспечивая регионам РФ достаточную топливную безопасность.

Аналогичная ситуация наблюдается и с дизельным топливом – растет как его производство, так и его отгрузки на внутренний рынок, а также запасы.

Так, общее производство дизеля 5-го экологического класса за прошедшую неделю с 11 по 17 марта выросло на 3,4% до 1 471,3 тыс. т, составив за март 3 564,7 тыс. т. В то же время отгрузка только российским потребителям выросла на 2% до 753,7 тыс. т, составив за март 1 826,7 тыс. т. При этом экспорт дизельного топлива за неделю составил 717,9 тыс. т, суммарно в марте — 1 745,4 тыс. т. 

Запасы дизельного топлива по состоянию на 16 марта также находятся на стабильном уровне в 2,6 млн т, за неделю увеличившись на 2,3%.

Существующий значительный запас дизеля и стабильность цен на него способны обеспечить все категории российских потребителей качественным топливом, в том числе удовлетворить растущий спрос со стороны сельского хозяйства. Так, согласно проведенному мониторингу в мелкооптовом сегменте, цены на летнее дизельное топливо в марте 2020 года по отношению к марту 2019 году изменилась лишь на 1,2%, сохранив доступность для мелкооптового потребителя.

Благодаря стабильному производству топлива и поставкам на АЗС цены в рознице также находятся в рамках инфляции и минимально изменяются с начала этого года. По данным Росстата, с 10 по 16 марта потребительские цены на бензин, в частности, на марки АИ-92 и АИ-95, остаются стабильными седьмую неделю подряд, то есть с конца января 2020 года. В целом же, по данным ЦДУ ТЭК, с начала года бензин марок АИ-92 и АИ-95 изменился всего на 0,2%, а дизель – на 0,2%, что гораздо ниже текущей инфляции в 0,9%. Благодаря ряду действующих мер – в первую очередь, демпфирующему механизму, обеспечивающему доходность поставок на внутренний рынок – розничные цены на топливо в 2019 году также находились в рамках инфляции и за весь год изменились на 3%.

Значительную роль в поставках на внутренний рынок играют и биржевые торги топливом. Так, по информации АО «СПбМТСБ», за прошедшую неделю с 11 по 17 марта крупные вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) увеличили поставки на биржу на более чем 37% до 499,4 тыс. т нефтепродуктов, в том числе нарастив на 36% до 190,8 тыс. т поставки бензина, на 31% до 214,7 тыс. т – поставки дизтоплива, на 39% до 64,7 тыс. т – авиатоплива, а также поставив 29,2 тыс. т топочного мазута, и, помимо прочего, 19,8 тыс. т СУГ.

Таким образом, предпосылки к росту топливных цен в 2020 году выше уровня инфляции – как в оптовом, так и в розничном сегменте – отсутствуют. 

Источник