Метановых АЗС в России станет больше на 20 процентов

Число АЗС, где водители смогут заправить автомобиль с газобаллонным оборудованием (ГБО) сжатым газом — или метаном — вырастет в России на 20 процентов в течение этого года. Больше всего заправок откроют в Санкт-Петербурге, Астраханской, Ростовской и Челябинской областях, Москве и Ставропольском крае (от пяти до восьми заправок в каждом регионе).

Об этом говорится в материалах минэнерго к заседанию рабочей группы по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива. Всего в этом году российские компании построят или реконструируют 76 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) и доведут их общее число до 430. Это облегчит владельцам автомобилей с ГБО поиски дешевого и качественного топлива, а также увеличит потребление метана на транспорте (в прошлом году показатель составил 600 миллионов кубометров).

Госпрограмма по развитию рынка газомоторного топлива утверждена и работает в 50 регионах из 85. В шести субъектах РФ программу только разработали, еще в шести действуют свои, аналогичные проекты. К началу этого года парк автомобилей на метане насчитывал примерно 212 тысяч, следует из данных ГИБДД. Большая часть из них — 127 тысяч — «легковушки», еще 67 тысяч — грузовики и около 17 тысяч — автобусы. Регионы рассчитывают в ближайшие три года обновить 27 тысяч машин на природном газе, в том числе десять тысяч автобусов.

Участники рынка намерены развивать все направления. Так, «АвтоВАЗ» хочет начиная с 2018 года выпускать минимум по две тысячи легковых машин на метане, но для повышения спроса советует не только расширять сеть АГНКС, но и вводить субсидии на покупку автомобилей с ГБО, а также ставить больше пунктов переосвидетельствования баллонов. Почти все участники совещания отметили привлекательную цену метана: она с 2015 года держится у отметки 16 рублей за кубометр, в то время как литр дизеля подорожал на десять процентов, оценили в петербургском ГУП «Пассажиравтотранс».

Освоение газомоторной техники в регионах в основном происходит через закупки на нужды общественного транспорта. Например, в Башкирии каждый пятый автобус сегодня ездит на метане, чуть меньше — 14 процентов — на пропан-бутане, остальные используют дизельное топливо. За последние три года ГУП «Башавтотранс» закупило 200 автобусов на метане.

Среди плюсов в регионе отметили дешевизну топлива, экологичность и безопасность ГБО, а также удлиненный интервал техобслуживания. Правда, последний «плюс» перекрывает цена вопроса. Кроме того, в зависимости от региона остро ощущается малый запас хода, заметили в ООО «АДМ» (занимается выпуском автобусов на метане во Владимире). Одна заправка позволяет проехать до 350 километров, что вдвое хуже возможностей дизельных автобусов.

Столичный ГУП «Мосгортранс» уже много лет экспериментирует с внедрением техники на газомоторном топливе, чтобы к 2020 году успеть выполнить план правительства о доведении доли городского пассажирского транспорта на газу до 50 процентов. Столичный опыт показывает, что при переводе автобусного парка на метан надо обеспечивать заправку прямо на территории парка, иначе выгода неочевидна. В Санкт-Петербурге для удобства используют передвижные автогазозаправщики, которые рассчитаны на заправку 15 машин. Минус — очень долгая заправка (более получаса).

Воздвиженская Александра

Источник: Российская Газета