Механизм обеспечения качества в теплоснабжении

Государственное регулирование / РЭЭ №4, 2020

Механизм обеспечения качества в теплоснабжении

Интервью генерального директора Ассоциации производителей качественной продукции для теплоснабжения, эксперта секции по законодательному регулированию коммунального теплоснабжения ЭС при комитете Госдумы РФ по энергетике, члена научно-технического совета секции 7 «Совершенствование государственного энергетического надзора» Ростехнадзора, помощника депутата Комитета ГД РФ по энергетике, кандидата технических наук Василия Ивановича Поливанова.

Генеральный директор Ассоциации производителей качественной продукции для теплоснабжения, эксперт секции по законодательному регулированию коммунального теплоснабжения ЭС при комитете Госдумы РФ по энергетике, член научно-технического совета секции 7 «Совершенствование государственного энергетического надзора» Ростехнадзора, помощник депутата Комитета ГД РФ по энергетике, кандидат технических наук.

Поливанов Василий Иванович

– Для России, 2/3 территории которой находится в зонах холодного и очень холодного климата, вопросы теплоснабжения весьма актуальны. Как сейчас строится система организации бизнеса в теплоснабжении? Какова роль государства, и за отвечает собственно бизнес?

– Я бы не подчёркивал значимость и актуальность теплоснабжения в увязке с «2/3 территории находится в зонах холодного климата». Теплоснабжение – это вопрос комфорта проживания, и он связан не только с отоплением, но и с горячим водоснабжением, и услуга теплоснабжения вообще должна оказываться качественно – в любом регионе, независимо от климатических условий.

Система организации теплоснабжения, в том числе и как бизнеса, регулируется отраслевым федеральным законом ФЗ-190 «О теплоснабжении». Вопросы организации теплоснабжения, обеспечения его безопасности устанавливаются подзаконными актами, правилами и требования ко всем участникам процесса теплоснабжения. Государственной задачей является и организация работы систем контроля исполнения всеми участниками установленных правил и требований, и ответственности за их несоблюдение. Пока же системы работают так: требуем – одно, контролируем – другое, спрашиваем – избирательно и на уровне государства – ответственности не несём. Считаю, что на вопрос «какова роль государства?» – вы получили ответ.

Вторая часть вопроса – «за что отвечает собственно бизнес?». Ответ найдём в нормативных правовых и технических актах, принимаемых правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти. ФЗ – 190 определил ключевую роль единых теплоснабжающих организаций (ЕТО), которые уполномочены быть гарантом поставок тепловой энергии, теплоносителя. На ЕТО возложены обязанности обеспечить безопасное и качественное теплоснабжение потребителей. Для исполнения этих задач на теплоснабжающие и теплосетевые организации возложена масса обязанностей, которые изложены в подзаконных актах. Перечисляя их только по названиям – сегодня заполним «мелким почерком» не один десяток страниц. Посмотрим, что останется после «регуляторной гильотины».

На проведенном в конце 2019 г. в Уфе Российском энергетическом форуме генеральный директор Башкирской генерирующей компании Александр Александрович Симановский организовал обсуждение ключевого вопроса: «Что есть теплоснабжение – бизнес или социальная обязанность?». В ходе обсуждения участники дискуссии пришли к однозначным выводам:

а) государство декларирует, что теплоснабжение – это бизнес и пытается создать условия для привлечения в эту сферу частных инвестиций;

б) сфера теплоснабжения является зарегулированной, политизированной отраслью, в которой отсутствуют, необходимые для развития бизнеса и долговременные, единые для всех участников процесса, подходы к правилам работы, и степень свободы в принятии решений, и обеспеченные государством гарантии исполнения государством же установленных требований.

Сложившиеся в условиях рыночной экономики взаимоотношения государства с теплоснабжающими организациями являются для них социальной нагрузкой, не создающей условий для достижения одной из основных целей бизнеса – обретения финансовой независимости.

 

– Какие основные направления повышения эффективности в теплоснабжении сегодня предлагаются?

– В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект распоряжения Правительства «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации». Проект комплексного плана 11 августа 2020 г. разослан для согласования в федеральные органы исполнительной власти.

Проектом плана предложены направления государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии, в том числе в сфере теплоснабжения и в секторе ЖКХ.

Комплексный план предусматривает и модернизацию, и внедрение передовых технологий, в т.ч., комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, современных средств передачи тепловой энергии, теплоизоляционных материалов, современных приборов учета потребления тепла, цифровых информационных систем.

Комплексным планом определены целевые показатели повышения энергетической эффективности в теплоснабжении, а том числе, потери в тепловых сетях к 2030 году должны составить 8% против 9,6% в 2017 году. Снижение объема потребления тепловой энергии собственниками жилых помещений – не менее, чем на 15%. Предусмотрено развитие индивидуального учета и регулирования тепловой энергии в многоквартирных домах и введение запрета на строительство многоквартирных домов без автоматизированных узлов управления и погодного регулирования потребления тепловой энергии.

Введение требований к схемам теплоснабжения, в части установления предельных минимальных показателей энергоэффективности и показателей использования установленной тепловой мощности муниципальных котельных, позволит и повысить эффективность муниципальных котельных, и закрывать неэффективные котельные. Введение ограничений на строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне радиуса эффективного теплоснабжения позволит повысить долю выработки тепловой энергии в комбинированном цикле, что также повысит эффективность теплоснабжения.

 

– Недавно принята Энергостратегия страны до 2035 года. Каковы в ней приоритеты в сфере теплоснабжения? За счет чего можно решить обозначенные задачи?

– Энергетическая стратегия России является основным документом стратегического планирования в сфере ТЭК. Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя, в том числе и теплоснабжение.

Приоритетными задачами в сфере теплоснабжения ЭС-2035 являются:

             обеспечение экономически эффективного сочетания использования систем централизованного теплоснабжения с развитием распределенной генерации электрической энергии и интеллектуализацией энергетических систем, а также с использованием местных ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии;

             повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации;

             создание системы управления рисками в области безопасности, обеспечение взаимодействия системы с государственными информационными системами, системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

             повышение надежности и эффективности функционирования теплосетевого комплекса.

В комплексе ключевых мер, обеспечивающих решение задач теплоснабжения, приоритетным является применение, с учетом региональных особенностей, модели отношений в сфере теплоснабжения с ценообразованием на основе принципа «альтернативной котельной», а также:

             распространение лучших практик использования альтернативных источников теплоснабжения, в том числе, геотермальных источников тепловой энергии, использование систем рекуперации воздуха, низкопотенциального тепла;

             экономически обоснованное развитие магистральных сетей теплоснабжения, в том числе в рамках реализации национальных проектов и национальных программ.

Показателями решения задач в сфере теплоснабжения определены:

             количество регионов, внедривших модель «альтернативной котельной»:

  • 2018 год – 1; к 2024 году – 35; к 2035 году – 65.

             ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в ценовой зоне теплоснабжения, к базовому уровню (2018 г.):

  • к 2024 году – 5 %; к 2035 году – 5 %;

             ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в неценовой зоне теплоснабжения, процентов к базовому уровню:

  • к 2024 году – 2,1 %; к 2035 году – 2,3 %;

             удельный расход топлива при производстве тепловой энергии:

  • к 2024 году – 164,2 кг/Гкал; к 2035 году – 159,3 кг/Гкал.

Обозначенные в ЭС – 2035 задачи будут решаться путем:

             совершенствования нормативно-правового и технического регулирования в сфере теплоснабжения;

             мониторинга, оценки и прогнозирования, в том числе в долгосрочной перспективе, состояния объектов теплоснабжения;

             совершенствования государственного управления отраслью, реализации комплекса правовых, политических, организационных, информационных, производственных и иных мер, направленных на управление рисками;

             законодательного закрепления основ государственного регулирования цен (тарифов), предусматривающее долгосрочное (не менее 5 лет) тарифообразование;

             внедрения метода эталонных расходов (бенчмаркинга) в сфере регулирования тарифов на услуги энергетической инфраструктуры;

             повышения уровня платежной дисциплины потребителей;

             освоения новых технологий;

             расширение участия организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, в развитии системы профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

 

– Имеется ли потребность в современных методиках? Что дают эти Методики теплоснабжающим организациям?

– У теплоснабжающих, теплосетевых (ТСО) и специализированных организаций имеется потребность организовать с участием органов власти, в т.ч., надзора, разработку и принятие типовых методик по применению новых технологий, проведению отдельных видов работ, испытаний, инструментальных измерений и диагностических исследований на тепловых сетях (Методики), обеспечивающих исполнение обязательных требований. АКТС предлагает ТСО и специализированным организациям разработку своих стандартов, технических условий, инструкций, программ и т.д., осуществлять на основе типовых методик, публично разработанных с участием специалистов и профессионалов отрасли.

Проведенные в 2019-м году, в рамках научно-исследовательской работы по государственному заданию, аналитические исследования подтвердили потребность ТСО в методиках. Поднадзорные ТСО и специализированные организации обращались в территориальные органы службы за согласованием свыше трехсот методик и программ. Учитывая наличие потребностей в методиках, АКТС, во взаимодействии с Ростехнадзором разработало концепцию развития законодательной и нормативной системы обеспечения безопасности теплоснабжения. В рамках концепции предусмотрено ведение реестра методик специализированных работ и специализированных организаций, осуществляющих деятельность сфере теплоснабжения.

По мнению АКТС вошедшие в реестр методики могут быть эффективно адаптированы в систему «Региональные методические документы», что позволит исключить применение эксплуатирующими и специализированными организациями документов, не отвечающих требованиям безопасности, предупреждать появление аварий в системах теплоснабжения, снизить риск нарушения теплоснабжения для социально– значимых потребителей и населения, сократить число пострадавших при таких ситуациях лиц.

Организации, внедряющие новые технологии, оказывающие услуги, производящие оборудование и материалы, соответствующие требованиям, изложенным в методиках, могут включаться в региональные каталоги отечественного оборудования и материалов.

Применение методик позволяет исключить неоднозначность толкования правоприменительной практики по обеспечению безопасности теплоснабжения, снизить бюджетные расходы и тарифные затраты ТСО на производственную деятельность.

Методики могут стать составной частью стандартов профессиональной деятельности и основой для разработки программ обучения персонала, допускаемому к выполнению работ на объектах теплоснабжения, а также программ повышения квалификации.

Реализация изложенных принципов применения методик признана целесообразной Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

 

– Какова возможная роль региональных центров энергосбережения в создании методик и их реализации?

– Как я уже говорил выше, сегодня готовится к утверждению комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Этим планом предусмотрено функционирование и региональных центров энергосбережения, и национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России (Центры), что, на мой взгляд, безусловно, заслуживает всяческой поддержки.

Одной из функций этих центров будет обеспечение реализации типовых энергоэффективных проектов в рамках подпрограммы «Д» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Реализация же определённых правительственными документами задач возможна при условии разработки и применения типовых методик.

Участие в работе по методологическому обеспечению организаций, осуществляющих деятельность в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения, является одним из направлений взаимодействия АКТС с центрами. АКТС имеет опыт сотрудничества с региональными центрами по энергосбережению на основе соглашений, в том числе с ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения им. Н.И. Данилова», СПб ГБУ «Центр энергосбережения», с ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области», с ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения».

Учитывая что в комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности предусмотренных ЭС – 2035, входят вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, применения организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий, приобретения энергоэффективного оборудования, совершенствования нормативно-правовой базы рынка энергосервисных услуг, наше взаимодействие с Центрами будет развиваться, и по мере создания новых центров – расширяться, и АКТС к такому развитию готова.

 

– Какие вопросы решает возглавляемая Вами Ассоциация производителей качественной продукции для теплоснабжения, и как удается реализовать заложенную в ее названии цель – производство качественной продукции для теплоснабжения?

Сегодня теплоснабжение вызывает большое количество нареканий в отношении качества предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Если просмотреть сводки по прохождению отопительного периода (любых годов) – во многих субъектах страны можно увидеть сообщения об отключениях, аварийности, о неполадках и их срочном устранении. Качественное теплоснабжение может предоставляться только на качественном оборудовании, с применением качественных технологий, оборудования и материалов. Качеством же, приведением продукции к соответствию стандартам и, собственно, разработкой единых типовых стандартов пока что мало кто занимается. АКТС одна из немногих таких организаций.

АКТС – Ассоциация производителей качественной продукции для теплоснабжения учреждена для объединения на своей площадке производителей, которые являются добросовестными поставщиками товаров и услуг для сферы теплоснабжения.

Целью Ассоциации является представление и защита общих, в том числе имущественных интересов своих членов, заинтересованных в развитии и модернизации теплоснабжения в России и координации их деятельности.

Также, что немаловажно, одной из целей АКТС является обеспечение долголетия службы объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок систем теплоснабжения поселений и городских округов РФ путем совершенствования системы технического регулирования и стандартизации, обеспечения функционирования системы оценки соответствия продукции установленным в стандартах требованиям.

Эта работа направлена на повышение эффективности и обеспечение безопасности теплоснабжения, жизни, здоровья и окружающей среды.

Доказанное качество продукции, подтверждение ее соответствия установленным требованиям, дает на рынке конкурентное преимущество. Тем более что мы помогаем предприятиям-членам АКТС по многим другим направлениям, напрямую влияющих на конкурентоспособность.

АКТС помогает партнерам и в плане получения актуальной информации в сфере теплоснабжения; и в области защиты интересов членов Ассоциации от недобросовестных изготовителей товаров и услуг; и в получении от ТСО значений показателей качества продукции; и в представлении интересов наших членов и партнеров в государственных учреждениях.

Практический пример эффективности совместной работы ТСО, органов власти и производителя – члена АКТС.

По обращению генерального директора ГК «Диаконт» Михаила Федосовского, АКТС организовала рассмотрение экспертами секции по законодательному регулированию коммунального теплоснабжения Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по энергетике (руководитель секции – депутат от Красноярского края Петр Иванович Пимашков) технологию применения внутритрубной диагностики находящихся эксплуатации трубопроводов тепловых сетей и оценки её эффективности. Заручившись позицией экспертов и руководителей теплосетевых организаций о целесообразности применения представленной технологии, АКТС и АО «Фортум» (вице-президент Парвиз Фарходович Абдушукуров) была организована работа по проведению в г. Тюмени натурных испытаний робототехники. После получения в ходе исследования подтверждения результатов о соответствии результатов исследования трубопроводов заявленным ТСО требованиям, на площадке АКТС с участием специалистов теплоснабжающих организаций регионов Российской Федерации была разработана методика «Внутритрубное диагностирование трубопроводов тепловых сетей». Методический документ был рассмотрен и одобрен научно-техническим центром при Ростехнадзоре (руководитель Петр Сергеевич Каныгин) и научно-техническим советом Комитета по энергетике и инженерному обеспечению города Санкт-Петербурга (Комитет). Руководитель Комитета Андрей Бондарчук утвердил методику в статусе регионального методического документа.

В результате программного взаимодействия АКТС и ГК «Диаконт», объем внутритрубного диагностирования трубопроводов тепловых сетей проведенных этой компанией в 2019-м году вырос более чем 2,5 раза по сравнению с 2017-м годом.

В августе 2020 г., по обращению члена АКТС компании ООО «СУ-87», подготовлена для рассмотрения на НТС Комитета методика «Организация проектирования, строительства и эксплуатации стальных трубопроводов тепловых сетей с внутренним и/или наружным антикоррозионным минерально-полимерным покрытием». После принятия НТС решения, что методике может быть присвоен статус «региональный методический документ» (РМД), комитетом будет выпущено распоряжение о применении РМД в Санкт-Петербурге в качестве стандарта организации.

Вот таким образом АКТС, двигаясь к своей цели, во взаимодействии с органами власти и организациями – членами и партнёрами (см. http://www.akts.su/), на практике реализует, в том числе, и организованное Минэнерго России движение #ВместеЯрче.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик