Ключевые тенденции на рынке теплоизоляции

12 декабря в Москве состоялся пресс-ланч, организованный компанией ТЕХНОНИКОЛЬ и посвященный перспективам развития рынка теплоизоляционных материалов в России и основным драйверам роста. Редактор журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Екатерина Алексеёнок приняла участие в мероприятии.

Представители компании ТЕХНОНИКОЛЬ – руководитель направления «Минеральная изоляция» Василий Ткачев, руководитель направления «Полимерные мембраны и PIR» Евгений Спиряков, коммерческий директор направления «Полимерная изоляция» Александр Рожин поделились своим видением развития рынка теплоизоляционных материалов в России. Несмотря на непростую экономическую ситуацию и спад на строительном рынке, ключевые сегменты рынка теплоизоляционных материалов показали рост от 3 до 6%. Среди драйверов роста – строительство спортивных объектов, программы реновации ЖКХ, повышение требований к энергоэффективности зданий, развитие экспорта.

В общей сложности в структуре ТЕХНОНИКОЛЬ производство теплоизоляционных материалов осуществляется на 15 заводах, где работают 2600 человек, действуют 3 Научных центра. Масштабы направления позволяют ТЕХНОНИКОЛЬ выступать экспертом на рынке теплоизоляции.

По данным маркетинговых исследований ТЕХНОНИКОЛЬ, на 2017 год основными сегментами теплоизоляционных материалов являются каменная вата (45% потребления), стекловата (24% потребления), пенопласт (17% потребления), экструзионный пенополистирол (13%), PIR (0,5%). Начиная со второй половины 2014 года и до 2016 года на спрос на теплоизоляционные материалы серьезное влияние оказал экономический спад в России. Но уже в 2017 году ситуация постепенно начинает стабилизироваться. «Если в 2016 году сегмент каменной ваты показал спад в размере 2%, то в 2017 году мы фиксируем рост на 3%. При этом динамично растет экспорт. По итогам первых девяти месяцев 2017 года объем экспорта соответствует объему аналогичного периода 2016 года. Причем экспорт каменной ваты из России более чем в два раза превышает импорт. И на сегодняшний день ТЕХНОНИКОЛЬ – номер один среди экспортеров каменной ваты в России», – рассказал руководитель направления «Минеральная изоляция» Василий Ткачев.

Основными драйверами строительного рынка эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ считают строительство спортивных объектов, сельскохозяйственную отрасль, программу реновации ЖКХ, региональные инвестиции и жилищное строительство. Учитывая ожидаемый рост жилищного строительства, Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ видит для себя перспективным развитие сегментов кровельной и фасадной изоляции, а также сегмента общестроительной продукции для ремонтов и частного использования. Кроме того, в связи с ростом промышленности и модернизации по программе ЖКХ, будут востребованы изоляционные материалы технического назначения и огнезащиты. В итоге, в 2018 году эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ ожидают рост сегмента каменной ваты на 5%.

«Российский рынок экструзионного пенополистирола (XPS) в 2017 году вырос на 6%. Это произошло в большей степени благодаря активизации жилищного строительства в Москве, центральных регионах и на юге страны, – отметил коммерческий директор направления «Полимерная изоляция» Александр Рожин. – Продолжающееся уже не первый год падение спроса на строительный пенопласт (EPS) позволяет XPS активно замещать его на конструкциях фасадов и фундаментов. Одним из драйверов роста рынка XPS мы видим тренд на энергоэфективность зданий – повышение норм на тепловую защиту зданий и, как следствие, увеличение толщины теплоизоляционного слоя».

Полимерная изоляция также активно экспортируется. В частности, ТЕХНОНИКОЛЬ на данный момент поставляет экструзионный пенополистирол в 27 стран мира, включая такие экзотические, как Шри-Ланка, Мексика и Мальдивская Республика.

Направление теплоизоляции PIR в России пока только развивается, но является весьма перспективным. Этому может способствовать популярность материала в США и Европе, а также наблюдающийся в мире кратный рост потребления полиуретана по всем сегментам.

Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ запустила в Рязани собственное производство утеплителя PIR. «В 2017 году с данным теплоизоляционным материалом было построено более 200 объектов по всей России от Калининграда до Владивостока. Сейчас доля PIR занимает 0,5% рынка теплоизоляционных материалов в России, к 2020 г. планируем достичь доли в 5%, а к 2025 г. – 7% от общего объема рынка утеплителей в стране», – поделся планами руководитель направления «Полимерные мембраны и PIR» Евгений Спиряков.

Екатерина Алексеёнок