Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020
Как гармонизировать экономику и экологию в Арктике?
Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации Николай Викторович Корчунов
В следующем году Россия будет председательствовать в Арктическом совете. Какие приоритеты выделяются в работе над проблематикой устойчивого развития северных территорий? Старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации по линии МИД рассказывает о социальных, экономических и природоохранных факторах, которые будут поставлены во главу угла. А также о ключевом значении корпоративной и социальной ответственности бизнеса в арктических условиях, путях развития природосберегающих технологий, обеспечении охраны и сохранения уникальной арктической среды.
– Каким образом пандемия коронавируса сказалась на работе Арктического совета (АС) и его органов? Какие особенности АС в связи с этим проявились?
– Деятельность в рамках Арктического совета (АС) и его органов продолжилась и во время пандемии коронавируса. Особо хотелось бы отметить эффективный подход исландского председательства в АС по адаптации к новым условиям. Получили развитие дистанционные формы и методы работы, которые позволили и дальше взаимодействовать без ущерба для качества и содержания. Консультации проводятся в формате видеоконференцсвязи: в июне и в ноябре с.г. в таком формате состоялись заседания Комитета старших должностных лиц (СДЛ) АС – руководящего органа организации, на повестке которого среди прочего рассматривалась проблематика коронавируса. В прошлом месяце – серия дискуссий, посвященных механизму морской деятельности СДЛ.
Уже в период пандемии Россия внесла в АС ряд проектных предложений, в том числе направленных на укрепление взаимодействия арктических государств в области биобезопасности, включая противодействие вирусным инфекциям типа COVID, а также предполагающих закрепление Арктического региона на рельсах устойчивого развития.
В частности, Институт экологии НИУ «Высшая школа экономики» в рамках работы экспертной группы по здравоохранению АС принял участие в подготовке доклада на тему: «Актуальные вопросы распространения новой коронавирусной инфекции в Арктике: опыт стран и основные проблемы для здоровья населения и социально-экономические последствия».
Арктика – территория больших расстояний, поэтому дистанционные методы работы здесь в порядке вещей.
– Какие угрозы безопасности Арктического региона Вам представляются наиболее вероятными?
– Угрозы безопасности в Арктике в основном касаются «мягкой» ее составляющей – проблемы экологии, изменения климата и деградации вечной мерзлоты, что представляет реальную угрозу хозяйственной деятельности в регионе. Это и проблема протаивания грунта, проседания несущих конструкций зданий и абразия берегов с соответствующими проблемами береговой линии и портовых сооружений. Отдельно следует отметить проблему сохранения биологического разнообразия.
Одним из насущных вопросов является обеспечение эффективного управления хозяйственной детальностью в Арктике, гармонизация экономической и экологической составляющих.
Все более оживленным становится судоходство в Арктике, а арктические маршруты все чаще используются судами неарктических стран. Более напористой становится военная активность внерегионалов, что размывает закрепленную в основополагающих документах арктическими странами приверженность к сохранению Арктики в качестве зоны низкой напряженности, мира и конструктивного взаимодействия.
– Насколько адекватны меры безопасности, предпринимаемые нашей страной по урегулированию судоходства по Северному морскому пути?
– Предпринимаемые Российской Федерацией меры адекватны и соответствуют задачам обеспечения безопасного судоходства, охраны природы и сохранения биоразнообразия.
– Есть ли в Арктике проблемы, которые требуют силового решения?
– В Арктике нет проблем, которые требуют силового решения. Убеждены, что сохранение мира и стабильности на Крайнем Севере возможно только через конструктивный диалог с нашими соседями, в том числе по вопросам политики безопасности. Исходим из того, что любые возникающие проблемы следует решать политическим путем, за столом переговоров. На это настраивает и дух Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г., в которой говорится о необходимости укрепления сотрудничества и мирном урегулировании всех возможных споров.
Российская Федерация последовательно придерживается принципа ненанесения ущерба безопасности других стран при обеспечении собственной. Призываем и другие государства опираться на этот базовый постулат. В таком случае говорить об опасности гонки вооружений не придется.
– США говорят о «присвоившем себе приарктический статус Китае» как об опасном конкуренте на Крайнем Севере. Какова наша позиция?
– Географически Китай не является арктическим государством, это общеизвестно. В подобного рода заявлениях между тем просматривается попытка проецирования проблем двусторонних отношений на Арктический регион, а кое-где и недобросовестная конкуренция.
Для нас же главное, чтобы внерегионалы не привносили разделительные линии и не действовали в ущерб безопасности арктических стран во всех ее проявлениях. Это – наша принципиальная позиция.
– Арктический регион все активнее включается в международную экономическую деятельность. Вместе с тем, экология Крайнего Севера очень уязвима и хрупка. Как здесь найти баланс? Можно ли заблаговременно – еще на стадии планирования экономической деятельности – выявить и устранить или минимизировать сопутствующие риски?
– Можно. Все зависит от того, насколько точно мы сможем прогнозировать потенциальные риски, возникающие в контексте экономической деятельности, как эффективно мы выстроим взаимодействие между бизнесом и властью и реализуем на практике стандарты корпоративной ответственности.
К сожалению, в настоящее время наблюдается дистанцирование некоторых крупных международных инвестиционных компаний (BlackRock, Goldman Sachs и др.) от финансирования добычных арктических проектов. Хотел бы обратить внимание на то, что такие решения принимаются в контексте логики корпоративной ответственности ESG. Некоторые компании с недоверием смотрят в безаварийное будущее арктических добычных проектов, эффективное внедрение экономики замкнутого цикла, о необходимости перехода к которой говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию 15 января с.г. Эти факторы, конечно же, нужно учитывать, ведя последовательную работу, которая бы снимала эти озабоченности и открывала дорогу новым инвестициям.
Стоит отметить, что социальный компонент ESG предполагает ответственность этих компаний перед коренными жителями Арктики, которые на данном этапе не получают необходимых инвестиций для обеспечения их благосостояния и реализации мер по адаптации к изменению климата.
– Есть ли в планах развития Арктики «зеленые проекты»? Расскажите о деятельности «ядерного окна».
– Да, Российская Федерация инициировала ряд проектов по линии Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета. Это – проект «Устойчивое арктическое судоходство», основной целью которого является обеспечение экономического развития и экологической безопасности в Арктике с учетом интересов местных жителей за счет определения наиболее эффективного способа обеспечения судоходства в Арктике, интенсивность которого растет в связи с промышленным освоением региона и увеличением доли международной торговли. В ходе реализации проекта предстоит детально проанализировать альтернативные виды топлив, способные обеспечить снижение выбросов в атмосферу и минимизировать ущерб от потенциальных разливов. Также стоит упомянуть проектное предложение «Устойчивое арктическое финансирование» и проект создания международной научной арктической станции «Снежинка», основанной на безуглеродном сырье – энергии водорода, солнца и ветра, который уже вызвал интерес и желание сотрудничать у ряда зарубежных коллег.
«Ядерное окно» – это проект по линии «Северного измерения», представляющий собой многосторонний механизм финансирования проектов по решению проблем обращения с ядерными отходами. «Ядерное окно» дополняет собственные российские и двусторонние программы по выводу из строя кораблей с ядерными установками, созданию в регионе безопасной и надежной инфраструктуры для хранения и обработки ядерных материалов и вывозу использованного ядерного топлива из региона.
Стоит отметить, что по мере освоения Арктического региона и переходя к климатически нейтральной экономике запрос на ядерную энергетику будет возрастать.
– С какими странами ведется работа по развитию туризма в Арктике?
– Работа по этому направлению ведется со всеми арктическими странами, но в большей степени с государствами Баренцева региона.
В рамках реализации программы приграничного сотрудничества Россия-ЕС «Коларктик» на 2014-2020 гг.
с участием России, Финляндии, Швеции, а также Норвегии реализуется ряд российско-финско-норвежских проектов в сфере туризма.
В частности, на повышение туристической привлекательности и продвижение новых инновационных туристических услуг в наших северных регионах (Мурманская и Архангельская области) направлены такие проекты как «Феномены арктической природы» и «Индустриальный туризм: развитие новых направлений в Арктике».
Проект «Сокровища северной природы» подразумевает создание механизмов продвижения региональной продукции арктических регионов.
Еще один интересный совместный проект в сфере туризма – «Система мониторинга за северным сиянием для нужд туристического бизнеса», предполагающий установку камер наблюдения за полярным сиянием и его онлайн-трансляцию.
Мы планируем и дальше развивать взаимодействие с нашими северными соседями в этой сфере. В конце прошлого года начались консультации по подготовке нового цикла программ приграничного сотрудничества на 2021-2027 гг., в частности, программы «Коларктик», где большое внимание предполагается уделить осуществлению совместных проектов в Арктике.
Уверен, что в период российского председательства в АС в 2021-2023 годах тема устойчивого арктического туризма, в том числе круизного, получит свое дальнейшее развитие.