Как гармонизировать экономику и экологию в Арктике?

Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020

Как гармонизировать экономику и экологию в Арктике?

Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации Николай Викторович Корчунов

Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации

Корчунов Николай Викторович

В следующем году Россия будет председательствовать в Арктическом совете.  Какие приоритеты выделяются в работе над проблематикой устойчивого развития северных территорий? Старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации по линии МИД рассказывает о социальных, экономических и природоохранных факторах, которые будут поставлены во главу угла.  А также о ключевом значении корпоративной и социальной ответственности бизнеса в арктических условиях,  путях развития природосберегающих технологий, обеспечении охраны и сохранения уникальной арктической среды.

– Каким образом пандемия коронавируса сказалась на работе Арктического совета (АС) и его органов? Какие особенности АС в связи с этим проявились?

– Деятельность в рамках Арктического совета (АС) и его органов продолжилась и во время пандемии коронавируса. Особо хотелось бы отметить эффективный подход исландского председательства в АС по адаптации к новым условиям. Получили развитие дистанционные формы и методы работы, которые позволили и дальше взаимодействовать без ущерба для качества и содержания. Консультации проводятся в формате видеоконференцсвязи: в июне и в ноябре с.г. в таком формате состоялись заседания Комитета старших должностных лиц (СДЛ) АС – руководящего органа организации, на повестке которого среди прочего рассматривалась проблематика коронавируса. В прошлом месяце – серия дискуссий, посвященных механизму морской деятельности СДЛ.

Уже в период пандемии Россия внесла в АС ряд проектных предложений, в том числе направленных на укрепление взаимодействия арктических государств в области биобезопасности, включая противодействие вирусным инфекциям типа COVID, а также предполагающих закрепление Арктического региона на рельсах устойчивого развития.

В частности, Институт экологии НИУ «Высшая школа экономики»  в рамках работы экспертной группы по здравоохранению АС принял участие в подготовке доклада на тему: «Актуальные вопросы распространения новой коронавирусной инфекции в Арктике: опыт стран и основные проблемы для здоровья населения и социально-экономические последствия».

Арктика – территория больших расстояний, поэтому дистанционные методы работы здесь в порядке вещей.

 

– Какие угрозы безопасности Арктического региона Вам представляются наиболее вероятными?

– Угрозы безопасности в Арктике в основном  касаются «мягкой» ее составляющей – проблемы экологии, изменения климата и деградации вечной мерзлоты, что представляет реальную угрозу хозяйственной деятельности в регионе. Это и проблема протаивания грунта, проседания несущих конструкций зданий и абразия берегов с соответствующими проблемами береговой линии и портовых сооружений. Отдельно следует отметить проблему сохранения биологического разнообразия.

Одним из насущных вопросов является обеспечение эффективного управления хозяйственной детальностью в Арктике, гармонизация  экономической и экологической составляющих.

Все более оживленным становится судоходство в Арктике, а  арктические маршруты все чаще используются судами неарктических стран. Более напористой становится военная активность внерегионалов, что размывает закрепленную в основополагающих документах арктическими странами приверженность к сохранению Арктики в качестве зоны низкой напряженности, мира и конструктивного взаимодействия.

 

– Насколько адекватны меры безопасности, предпринимаемые нашей страной по урегулированию судоходства по Северному морскому пути?

– Предпринимаемые Российской Федерацией меры адекватны и соответствуют задачам обеспечения безопасного судоходства, охраны природы и сохранения биоразнообразия.

 

– Есть ли в Арктике проблемы, которые требуют силового решения?

– В Арктике нет проблем, которые требуют силового решения. Убеждены, что сохранение мира и стабильности на Крайнем Севере возможно только через конструктивный диалог с нашими соседями, в том числе по вопросам политики безопасности. Исходим из того, что любые возникающие проблемы следует решать политическим путем, за столом переговоров. На это настраивает и дух Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г., в которой говорится о необходимости укрепления сотрудничества и мирном урегулировании всех возможных споров.

Российская Федерация последовательно придерживается принципа ненанесения ущерба безопасности других стран при обеспечении собственной. Призываем и другие государства опираться на этот базовый постулат. В таком случае говорить об опасности гонки вооружений не придется.

 

– США говорят о «присвоившем себе  приарктический статус Китае» как об опасном конкуренте на Крайнем Севере. Какова наша позиция?

– Географически Китай не является арктическим государством, это общеизвестно. В подобного рода заявлениях между тем просматривается попытка проецирования проблем двусторонних отношений на Арктический регион, а кое-где и недобросовестная конкуренция.

Для нас же главное, чтобы внерегионалы не привносили разделительные линии и не действовали в ущерб безопасности арктических стран во всех ее проявлениях. Это – наша принципиальная позиция.

 

– Арктический регион все активнее включается в международную экономическую деятельность. Вместе с тем, экология Крайнего Севера очень уязвима и хрупка. Как здесь найти баланс? Можно ли заблаговременно – еще на стадии планирования экономической деятельности – выявить и устранить или минимизировать сопутствующие риски?

– Можно. Все зависит от того, насколько точно мы сможем прогнозировать потенциальные риски, возникающие в контексте  экономической деятельности, как эффективно мы выстроим взаимодействие между бизнесом и властью и реализуем на практике стандарты корпоративной ответственности.

К сожалению, в настоящее время наблюдается дистанцирование некоторых крупных международных инвестиционных компаний (BlackRock, Goldman Sachs и др.) от финансирования добычных арктических проектов. Хотел бы обратить внимание на то, что такие решения принимаются в контексте логики корпоративной ответственности ESG. Некоторые компании с недоверием смотрят в безаварийное будущее арктических добычных проектов, эффективное внедрение экономики замкнутого цикла, о необходимости перехода к которой говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию 15 января с.г. Эти факторы, конечно же, нужно учитывать, ведя последовательную работу, которая бы снимала эти озабоченности и открывала дорогу новым инвестициям.

Стоит отметить, что социальный компонент ESG предполагает ответственность этих компаний перед коренными жителями Арктики, которые на данном этапе не получают необходимых инвестиций для обеспечения их благосостояния и реализации мер по адаптации к изменению климата.

 

– Есть ли в планах развития Арктики «зеленые проекты»? Расскажите о деятельности «ядерного окна».

– Да, Российская Федерация инициировала ряд проектов по линии Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета. Это – проект «Устойчивое арктическое судоходство», основной целью которого является обеспечение экономического развития и экологической безопасности в Арктике с учетом интересов местных жителей за счет определения наиболее эффективного способа обеспечения  судоходства в Арктике, интенсивность которого растет в связи с промышленным освоением региона и увеличением доли международной торговли. В ходе реализации проекта предстоит детально проанализировать альтернативные виды топлив, способные обеспечить снижение выбросов в атмосферу и минимизировать ущерб от потенциальных разливов. Также стоит упомянуть проектное предложение «Устойчивое арктическое финансирование» и проект создания международной научной арктической станции «Снежинка», основанной на безуглеродном сырье – энергии водорода, солнца и ветра, который уже вызвал интерес и желание сотрудничать у ряда зарубежных коллег.

«Ядерное окно» – это проект по линии «Северного измерения», представляющий собой многосторонний механизм финансирования проектов по решению проблем обращения с ядерными отходами. «Ядерное окно» дополняет собственные российские и двусторонние программы по выводу из строя кораблей с ядерными установками, созданию в регионе безопасной и надежной инфраструктуры для хранения и обработки ядерных материалов и вывозу использованного ядерного топлива из региона.

Стоит отметить, что по мере освоения Арктического региона и переходя к климатически нейтральной экономике запрос на ядерную энергетику будет возрастать.

 

– С какими странами ведется работа по развитию туризма в Арктике?

– Работа по этому направлению ведется со всеми арктическими странами, но в большей степени с государствами Баренцева региона.

В рамках реализации программы приграничного сотрудничества Россия-ЕС «Коларктик» на 2014-2020 гг.
с участием России, Финляндии, Швеции, а также Норвегии реализуется ряд российско-финско-норвежских проектов в сфере туризма.

В частности, на повышение туристической привлекательности и продвижение новых инновационных туристических услуг в наших северных регионах (Мурманская и Архангельская области) направлены такие проекты как «Феномены арктической природы» и «Индустриальный туризм: развитие новых направлений в Арктике».

Проект «Сокровища северной природы» подразумевает создание механизмов продвижения региональной продукции арктических регионов.

Еще один интересный совместный проект в сфере туризма – «Система мониторинга за северным сиянием для нужд туристического бизнеса», предполагающий установку камер наблюдения за полярным сиянием и его онлайн-трансляцию.

Мы планируем и дальше развивать взаимодействие с нашими северными соседями в этой сфере. В конце прошлого года начались консультации по подготовке нового цикла программ приграничного сотрудничества на 2021-2027 гг., в частности, программы «Коларктик», где большое внимание предполагается уделить осуществлению совместных проектов в Арктике.

Уверен, что в период российского председательства в АС в 2021-2023 годах тема устойчивого арктического туризма, в том числе круизного, получит свое дальнейшее развитие.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик