Итоговая резолюция II Международной конференции «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов России»

Российская Арктика / РЭЭ №2, 2017

Итоговая резолюция II Международной конференции «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов России»

Конференция вызвала повышенный интерес со стороны представителей профильных министерств и ведомств, крупнейших российских и зарубежных нефтегазодобывающих и сервисных компаний, производителей оборудования и техники, ведущих научно-исследовательских центров и средств массовой информации. Участники Конференции проявили высокую заинтересованность в анализе сложившейся ситуации и подготовке предложений по решению актуальных проблем развития регионов России, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации, с особым вниманием отнеслись к обеспечению экологической и технологической безопасности производственной деятельности и, прежде всего, – в процессе разведки, добычи и транспортировки нефти. В этом контексте повышенное внимание участники Конференции уделили вопросам предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти в арктических условиях, энергообеспечению функционирования в Арктике изолированных производственных комплексов и поселений, логистическим аспектам обеспечения жизнедеятельности в Арктике и подготовке кадров для эффективного решения жизненно важных задач на инновационных началах.

Участники Конференции предложили следующие выводы и рекомендации:

  1. Общие положения
    1. Освоение углеводородных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации с использованием морской схемы транспортировки, используемой как для вывоза добываемого сырья, так и для поставок оборудования и материалов для обустройства месторождений и обеспечения их деятельности, требует координации усилий федеральных и региональных органов управления и инвесторов на всех этапах реализации проектов – от лицензирования недр для проведения поисково-оценочных работ до формирования благоприятной инвестиционной среды.
    2. Площадкой для проведения обсуждения и формирования предложений для Государственной комиссии по вопросам развития Арктики может и должен стать Деловой совет Государственной комиссии, включающий в качестве своих членов большинство организаций, ведущих освоение минеральных ресурсов Арктической зоны и обеспечивающих транспортировку продукции на мировые рынки.
  2. Ликвидация последствий разливов нефти
    1. В настоящее время в РФ отсутствуют или нуждаются в совершенствовании нормативные документы, регламентирующие:
      • мероприятия по реагированию на разливы нефти в ледовых условиях;
      • проведение работ по ликвидации разливов нефти (ЛРН) в ледовых условиях с использованием одобренных технологий;
      • технические характеристики оборудования для ЛРН в ледовых условиях, а также ограничения по его использованию.
    2. Необходима разработка следующих нормативных документов:
      • руководство по применению механического, термического и физико-химического методов для ЛРН в ледовых условиях;
      • руководство по использованию оборудования для поджога нефтяного пятна в ледовых условиях;
      • требования по применению технологии диспергирования нефти и применяемым диспергентам нефти при низких температурах;
      • мероприятия по предупреждению и реагированию на разливы нефти в ледовых условиях;
      • методика оценки необходимого состава сил и средств ликвидации разливов нефти в ледовых условиях.
    3. Создание научно-технической базы для разработки технологий и оборудования ЛРН в ледовых условиях, а также нормативного обеспечения данных разработок, позволит:
      • организовать в РФ производство оборудования для ЛРН с использованием отечественных комплектующих деталей и элементов;
      • провести оснащение новых морских нефтегазовых объектов на шельфе РФ необходимым для проведения работ по ЛРН в ледовых условиях оборудованием;
      • создать в РФ нормативное регулирование проведения работ по реагированию на разливы нефти в ледовых условиях;
      • повысить экологическую безопасность и снизить риск возникновения аварийных ситуаций с разливами нефти при эксплуатации морских нефтегазовых объектов на шельфе Арктики;
      • снизить ущерб морским промыслам и судоходству, а также прилегающей береговой линии, в районах размещения объектов морской инфраструктуры шельфовых месторождений.
    4. Признавая высокие риски, связанные с разливами нефти в морских условиях, а также высокую стоимость ЛРН и фактическое отсутствие достаточных средств у многих компаний, занимающихся добычей и транспортировкой УВ-сырья на арктическом шельфе, на финансирование ЛРН, предлагается инициировать принятие закона о создании специального фонда по финансированию мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий нефтяных разливов, формируемого за счет отчислений компаний, занимающихся добычей и транспортировкой УВ-сырья на континентальном шельфе.
    5. Механический сбор разлитой нефти в ледовых условиях возможен, и такие методы должны быть включены в состав стратегии ликвидации разливов нефти во льду.
    6. Создать более «густую» сеть баз ЛРН, в том числе и в мобильном варианте.
    7. Повысить надежность технических средств ЛРН, наладив их испытания в условиях, приближенных к арктическим.
    8. Разработать и создать парк транспортных средств по доставке людей и технических средств ЛРН в битом льду, на мелководье, заболоченной местности.
  3. Экологическая и техносферная безопасность
    1. Выделить опорные зоны, минерально-сырьевые центры с перспективой организации новых производств и новейших, специфических для Арктики, технологий.
    2. Уточнить основные категории государственной политики в отношении регионального трудового ресурса с созданием системы подготовки и переподготовки кадров для создания новых рабочих мест.
    3. Разработать национальные экологические стандарты по применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для обеспечения экологической безопасности на конкретных территориях России.
    4. Осуществлять мониторинг дрейфующих льдов, в том числе айсбергов, чтобы свести к минимуму потенциальные угрозы, возникающие для буровых платформ, добывающих природные минералы и морских судов, транспортирующих различные ресурсы по Северному морскому пути (СМП).
    5. Создать волоконно-оптические линии связи ВОЛС (проект РОТАКС) по линии Северного морского пути с кабельными отводами для потребителей на побережье Арктики и Дальнего Востока.
    6. Разработать стратегические варианты развития арктической морской транспортной системы в соответствии с принятыми к рассмотрению вариантами динамики изменения климата и прогнозом научно-технологического развития отраслей.
    7. Обосновать наиболее эффективные логистические схемы морских грузоперевозок в Арктическом регионе, включая трассу СМП, а также смежные акватории Берингова моря, с учетом полученных прогностических оценок динамики климата и состояния ледового покрова.
    8. Разработать программно-информационные комплексы для обоснования характеристик и конструктивных элементов судов и ледоколов нового поколения и высокоэффективных транспортных систем вывоза углеводородов с морских и прибрежных месторождений российской Арктики, а также для СМП.
    9. Разработать технологии комплексной оценки и снижения техногенных и экологических рисков при освоении ресурсов российского арктического шельфа применительно к различным районам и объектам морской техники.
    10. Провести стендовые испытания прочностных, энергетических гидро- и аэродинамических характеристик проектируемых морских объектов и техники, включая концептуальный облик корпуса судов, ледоустойчивость морских буровых платформ, ледопроходимость ледоколов, надежность движительных установок для работы в ледовых условиях.
    11. Разработать информационно-управляющие системы техносферного и экологического мониторинга объектов морской техники, занятых в добыче углеводородного сырья на шельфе морей западной Арктики, включая буровые платформы.
  4. Геологоразведка в Арктике
    1. Ускорить модернизацию и импортозамещение в отечественной геологоразведке, сконцентрировав усилия на совершенствовании методико-технологического обеспечения ГРР, ведущихся в шельфовых и транзитных областях АЗРФ.
    2. Ускорить создание современного отечественного оборудования для буровых и геофизических работ, эффективных транспортных средств для передвижения на суше и в акваториях, надежной связи для оперативной передачи больших объемов информации и телефонии с использованием российских орбитальных технологий.
    3. В целях преодоления сложившейся многолетней зависимости от импортного программного обеспечения, прежде всего, геофизических работ следует предусмотреть создание новых технологий обработки и интерпретации получаемых геолого-геофизических данных, в том числе применительно к шельфовым и транзитным областям АЗРФ.
    4. Для контроля и своевременной корректировки исследований, выполняемых за счет госбюджетных ассигнований, нужно возродить практику системного оперативного анализа поступающей новой геолого-геофизической информации на предприятиях, непосредственно выполняющих полевые работы, предусмотрев расходы на этот вид работ при составлении соответствующей проектно-сметной документации.
    5. Для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей уже существующих методико-технологических комплексов, доказавших свою высокую геолого-экономическую эффективность в условиях Арктики, необходимо создание специализированных научно-производственных центров. В качестве пилотного проекта по этой проблематике рекомендуется принять успешно развиваемую на Таймыре инновационную импортонезависимую технологию СГММ (сейсмогравимагнитное моделирование.
    6. Для решения широкого круга вопросов, связанных с геологоразведкой в Арктике, необходимо разработать единую Программу геологоразведочных работ в АЗРФ на ближнюю (5 лет), среднюю (15 лет) и дальнюю (25 лет) перспективы, увязав ее с действующими стратегическими документами по изучению и освоению Арктики и согласовав с Государственной комиссией по вопросам развития Арктики.
  5. Энергетика Заполярья
    1. Просить Правительство РФ поручить Минэкономики России и РАН с участием Росатома, Минпрома, Минфина России и других заинтересованных министерств и ведомств проработать вопрос целесообразности принятия Национальной программы развития малой атомной энергетики для освоения богатств Арктики.
    2. Для практической реализации инновационных технологий создания элементов энергетических комплексов, строительства и монтажа установок на основе ВИЭ с учетом их адаптации к условиям сурового российского климата провести НИОКР и создать пилотный образец типового модуля автономного энергетического комплекса на основе ВИЭ с локализованной отечественной ВЭУ и ИСПУРЭ для северных и арктических условий.
    3. Создать унифицированный для нескольких групп потребителей проект Атомных станций малой мощности (АСММ) модульной компоновки и подтвердить его технико-экономические характеристики на головных образцах. На начальных стадиях развитие системы АСММ возможно только при государственном участии и для государственного заказчика. В дальнейшем возможна организация государственно-частного партнерства.
    4. В качестве автономных источников энергоснабжения на побережьях Северного Ледовитого и Тихого океанов использовать малые комплексные морские электростанции, включающие в себя свободнопоточные приливные гидроагрегаты, волновые, ветровые и солнечные установки, размещенные в едином энергоблоке.
  6. Подготовка кадров для работы в условиях Арктического региона
    1. Министерству труда и социальной защиты РФ рассмотреть предложения о предъявлении к уровню образования спасателя следующих требований – среднее (полное) общее образование и профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и учесть данные требования при разработке профессионального стандарта по профессии «спасатель».
    2. Министерству труда и социальной защиты РФ для обеспечения спасателям всех льгот, связанных с трудными условиями труда, должность спасателя отнести к категории рабочего (в настоящее время спасатель на основании ЕТКС и ОКЗ отнесен к категории служащего) с приведением в соответствие всех нормативных документов.
    3. Министерству образования и науки РФ внести профессию спасателя в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. В настоящее время обучение спасателей осуществляется по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее образование, что ограничивает права граждан, желающих работать спасателями и не имеющих первоначального профессионального образования.
  7. Технологии «зеленого строительства»
    1. Нормативно закрепить требования и правила раскрытия информации о состоянии архитектурной среды городов и сел, о программах повышения ее качества и отчетах об их исполнении с учетом требований и рекомендаций экологического управления проектами «зеленого» строительства.
    2. Внедрить систему индикаторов оценки влияния архитектурной среды городов и сел на социальное здоровье и экологическую безопасность населения в Российской Федерации.
    3. Внедрить обязательную архитектурную экспертизу, в том числе инновационных и типовых проектов «зеленого» строительства (с указанием закрытого перечня критериев), предусмотрев антикоррупционный механизм и механизм предотвращения создания условий недобросовестной конкуренции.
  8. Заключение
    • Учитывая положительный опыт Конференции «Арктика 2017», рекомендовать Дирекции ежегодное проведение конференции «Арктика».

Итоговая резолюция подготовлена на основе предложений участников Конференции «Арктика-2017».

Дирекция Конференции направит Итоговую резолюцию в различные государственные организации.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик