Использование СПГ имеет гораздо больший потенциал, чем использование компримированного природного газа

15 сентября 2021 года, во второй день работы Тюменского нефтегазового форума (TNF 2021) состоялась стратегическая сессия «Энергопереход – возможности для газа и СПГ». Участники обсудили актуальные и планируемые к реализации газовые проекты, риски, а также представили долгосрочную модель видения нефтегазового рынка. Модератором выступил управляющий директор РБК ТВ Илья Доронов.

В сессии приняли участие:

– заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин;

– председатель Совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе;

– заместитель председателя правления – директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Сергей Соловьев;

– генеральный директор ПАО «ЯТЭК» Андрей Коробов;

– президент Ассоциации «Энергоинновация» Михаил Смирнов;

– старший аналитик Wood Mackenzie Николай Новиков;

– руководитель департамента стратегии и инноваций ПАО «Газпром нефть» Сергей Вакуленко.

Николай Новиков в своем выступлении представил последние климатические сценарии и перечислил основные возможности для газа и СПГ в перспективе до 2050 года: «В последнее время мы видим, что многие страны (Китай, США, страны ЕС) поставили достаточно амбициозные цели по чистым нулевым выбросам к 2050-2060 годам. Из этого мы сделали наш 2-градусный прогноз (сценарий потепления на уровне +2С). Мы видим, что при его исполнении выбросы парниковых газов могут упасть примерно на 70%. Остаток будет приходиться на развивающиеся рынки (Индия, Пакистан и т.д.). Это оптимистичный сценарий, он вероятен при определенной политической воле, при изменении законодательства, при наличии огромных инвестиций в «зеленую» энергетику.Как всё будет выглядеть для разных типов энергии? Мы видим, что в базовом прогнозе потребление энергии будет потихоньку повышаться примерно на 15% следующие 20-30 лет, а потребление газа может вырасти примерно на четверть. В то же время у потребителей, особенно это касается Китая, спрос на уголь будет падать».

«Наверное, все знают огромную цифру потребления газа в день – 10,5 млрд. куб. м природного газа. Эта цифра не будет снижаться. Любой серьезный обзор даже при самых агрессивных «зеленых» политиках, говорит о том, что природный газ будет основным источником энергии человечества, – отметил во время своего доклада Андрей Коробов.

По его словам, задача, стоящая перед миром, формулируется достаточно просто: снижение выбросов парниковых газов.

«Если мы говорим о солнечно-ветровой энергетике, то надо понимать, что даже в самом оптимистичном сценарии эти виды энергетики могут покрыть не более 25% потребностей человечества в энергоносителе.Еще один интересный слайд – это количество минеральных ресурсов, которое требуется для подъема ветровой и солнечной энергетик. По сравнению с добычей и переработкой природного газа человечеству потребуется в десятки раз больше минералов. При добыче минералов у нас будет происходить эмиссия парниковых газов. Все это тянет те же самые последствия, с которыми нужно бороться», – сказал спикер.

Алексей Кахидзе представил доклад с темой «Пути снижения транспортных издержек»: «На сегодняшний день в России используется несколько видов седельных тягачей, которые мы тоже используем. Представители «КАМАЗ» долго говорили, что сделают тягач, и они его сделали. Он практически конкурентоспособен с европейской и китайской техникой. К сожалению, он пока пробегает вдвоем меньше, чем китайские или европейские тягачи, но при этом водители охотно садятся именно на российскую технику. Он проходит всего 1100 км, китайский проходит 2200-2500 км, европейский 1500-1700 км без груза. Скорее всего, это связано с тем, что водитель на месте может его как-то реанимировать. Сегодня существует огромная проблема с персоналом, который использует СПГ-технику. И я говорю не только о седельных тягачах».

«Использование СПГ имеет гораздо больший потенциал, чем использование компримированного природного газа. Это несопоставимые вещи. Переводя 50 тыс. грузовиков на СПГ, мы получим примерно тот же самый эффект, как при переводе 2,5-3 млн. обычных машин с точки зрения снижения выбросов. Это важно понимать, на этом нужно концентрироваться. Если мы сможем удешевить грузовые перевозки, это будет иметь соответствующий эффект по всей цепочке с точки зрения цен для конечных потребителей», – подчеркнул Павел Сорокин.

Источник