Инициатива «девяти мостов» Республики Корея для устойчивого развития Арктики

Российская Арктика / РЭЭ №5-6, 2019

Инициатива «девяти мостов» Республики Корея для устойчивого развития Арктики

Арктика на сегодняшний день – это зона, чрезвычайно богатая необходимыми для человечества природными ресурсами, имеющая важное экологическое и планетарное значение, а также удобное географическое положение, превращающее этот регион в точку столкновения многих государств и повышенной заинтересованности крупных транснациональных компаний. Участие в арктических проектах является подтверждением статуса «мировой державы». И поэтому наряду с арктическими странами в Арктике появился целый ряд государств, являющихся наблюдателями Арктического совета – неарктическими государствами, имеющими собственные интересы к полярной зоне, в число которых входит и Республика Корея.

Эксперт Экспертного центра ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС

Воротников Александр Михайлович

Студентка ИОН РАНХиГС

Гуламова Ирада Васифовна

Начиная с 1987 года в Южной Корее был создан ряд организаций, занимавшихся исследованием полярной территории – Центр полярных исследований (Polar Research Center) при Корейском институте исследования и освоения мирового океана (Korea Ocean Research and Development Institute) и Корейский национальный комитет исследования Антарктиды (Korean National Committee on Antarctic Research). Из этого следует, что изначально главным интересом Республики Корея была Антарктида, если учитывать название организаций и основные программы их исследований. Но, возможно, именно это и стало фундаментом для формирования корейской стратегии к изучению Арктики.

Период 90-х годов был для страны достаточно сложным в экономическом плане, и Республика Корея была вынуждена заниматься множественными научными исследованиями Арктики совместно с другими странами, в основном с Японией.

2002 год знаменуется открытием научно-исследовательской станции «Дасан», расположенной в Ню-Олесунн на архипелаге Шпицберген. Далее, в 2004 году, после ряда преобразований прошлые исследовательские институты объединились в один Корейский научно-исследовательский институт полярных исследований (Korea Polar Research Institute), центр которого находится в Инчхоне.

По-настоящему существенным достижением стало завершение строительства первого исследовательского ледокола Кореи, Араона, который в тот же год совершил свой первый рейс. До сегодняшнего дня он продолжает проводить научные исследовательские экспедиции в Арктике.

Следующим важным этапом развития арктической политики Южной Кореи стала инициатива Президента Республики Корея Мун Чже Ин «Девять мостов сотрудничества», которые необходимо навести с Россией, озвученная в сентябре 2017 года на пленарной сессии Восточного экономического форума. В феврале этого года подписан план по реализации программы «Девять мостов сотрудничества» между Россией и Южной Кореей, который включает в себя проекты в нескольких сферах: природный газ, железные дороги, морские порты, электричество, арктические судоходные маршруты, судостроение, рабочие места, сельское хозяйство и рыболовство. Реализация проектов в данных областях самым положительным образом скажется на устойчивом развитии АЗРФ. Некоторых из этих проектов уже реально воплощаются в жизнь, отметим лишь некоторые из них.

Во-первых, это возможность использования Северного морского пути (СМП), что значительно сократит маршруты перевозок товаров и грузов в Европу. Данный аспект особенно важен для Южной Кореи, ведь как известно, страна славится своими судостроительными компаниями (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries и др.), одними из лучших и конкурентноспособных на мировом рынке. Также это означало бы открытие новых коммерческих возможностей, позволяющих Республике найти новые рынки сбыта судов собственного производства.

На сегодняшний день морской маршрут из корейского портового города Пусан до порта Роттердама пролегает через Суэцкий канал и имеет расстояние в 20 100 км. Новый маршрут, пролегающий по Северному морскому пути, занял бы на 8000 км меньше и сократил бы время доставки товаров на 7–10 дней. Также это позволило бы значительно уменьшить расходы на топливо.Так Корея активно использует СМП для перевозки авиационного топлива в Европу. В 2017 году южнокорейским судном Hyundai Glovis, вышедшим из российского порта Усть-Луга 16 сентября, был совершен первый коммерческий рейс, которым был доставлен груз из Европы в Азию по арктическому маршруту вдоль Северного морского пути (СМП). В южнокорейский порт Гваньянг судно Hyundai Glovis прибыло 21 октября 2017 года. Конечно, длительность перехода превысила ожидаемую, почти в 3,5 раза.

Важно и то, что регулярное коммерческое использование всего маршрута СМП потребует гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, а также полноценной портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ. По мнению авторов, большая часть этих проблем будет решена при реализации Федеральной программы «Северный морской путь», который является составной частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Во-вторых, это участие в освоении природных ресурсов Арктики. Ведь, как известно, Арктическая зона содержит большое количество неразведанных запасов нефти, часть которых находится на прибрежной территории и доступна для бурения.

Корейские компании производят крупные ледокольные танкеры для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) по проекту «Ямал СПГ» компании Новатэк. Важно отметить, что эти танкеры, как топливо, используют также СПГ и являются высокоэкологичными, что немаловажно.

Использование углеводородов Арктики позволило бы Корее получить независимость от нефти, импортируемой из Ближнего Востока, а, следовательно, значительно снизить затраты на топливные и сырьевые материалы. Приоритетом для Южной Кореи остается СПГ. Корейский концерн KOGAS готовился к участию в новом проекте Новатэка «Арктик СПГ-2». Новатэк и KOGAS в июне 2019 г. подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере сжижения газа. Документ предполагал не только вхождение KOGAS в проект «Арктик СПГ-2» и покупку газа с проекта, но и участие корейской компании в проекте «Новатэка» по строительству СПГ-терминала на Камчатке. Однако в проект вошли китайские инвесторы, чьи условия были для Новатэка предпочтительнее. Корейская компания еще и учитывает в своих планах и возможность санкций со стороны США. Тем не менее, компании Республики Корея будут задействованы в данном проекте. Судостроительный комплекс «Звезда», основной поставщик танкеров для этого проекта и Samsung Heavy Industries (SHI) заключили контракт на проектирование судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Согласно документу, Samsung Heavy Industries станет технологическим партнером проекта и передаст ССК «Звезда» техническую спецификацию, а также права на проектную документацию проекта судов. Также корейская компания окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации.

Таким образом, участие Южной Кореи в освоении и развитии Арктики, реализация крупных проектов, в частности, развитие судостроения, добыча углеводородного сырья послужит устойчивому развитию Арктической зоны Российской Федерации.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик