Гость редакции / РЭЭ № 3, 2022
В условиях сложившейся в настоящий момент неопределенности важно искать новые Большие идеи, которые позволят сохранить и мобилизовать команды на решение новых и перспективных задач
В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стала заместитель директора по промышленной логистике компании Nawinia, председатель правления Ассоциации «Женщины в энергетике» Сколковского института науки и технологий Наталия Винокурова
В условиях неопределенности, которая сложилась в настоящий момент, транспортные услуги находятся в состоянии турбулентности, как и другие индустрии. В предыдущие годы мы видели высокий уровень развития и привлечения собственных инфраструктур для позиционирования независимости возможностей холдингов в части перевозок производимой продукции на рынке. Эти решения привели к высокому уровню цен, проблемам с вывозом грузов и многодневным «пробкам» на портовой и железнодорожной инфраструктуре.
Greenfield-проекты (реализуемые «с нуля»), которые стартовали во многих добывающих и производственных отраслях последние 10 лет, показали, что влияние логистики на формирование оптимального профиля проектов не всегда учитывалось. Ограничения на использование провозных способностей АО «РЖД», основного перевозчика в нашей стране, предполагают особенно взвешенное отношение к формированию проектов, связанных с использованием инфраструктуры для завоза грузов и материалов для нужд строительства, а также при дальнейшем использовании ее в качестве основного (одного из основных) объекта для вывоза готовой продукции.
Ошибка в проектных решениях влечет существенные потери денежных средств как при строительстве, так и в формировании прибыли компании при выводе объекта на проектную мощность. Трудности, с которыми столкнулись предприятия после массового вывода вагонов с просроченным сроком службы, показали необходимость реализации транспортной стратегии предприятия с учетом всех возможных рисков.
Рост экономики страны, который мы наблюдали последние 6 лет, позволял предприятиям проводить модернизацию активов и наращивать выпуск товарной продукции. Увеличивающиеся потоки перевозимых грузов и отправка их на экспорт создавали определенные трудности при использовании инфраструктуры АО «РЖД».
Производственные компании стали смотреть на вопросы логистики не только с точки зрения обеспечения вывоза парком и стоимости логистики в товарной продукции, также появились актуальные вопросы возможностей АО «РЖД» по приему и перевозке грузов, возможности портов по приему и хранению грузов, а также проблемы, возникающие на транспортной инфраструктуре предприятия при обслуживании изменяющихся объемов.
Встал вопрос транспортного и технологического консалтинга, с привлечением сторонних специалистов, для формирования текущих и перспективных решений. Поставленные задачи показали, что для реализации проектов необходимо привлечение экспертов с глубоким пониманием проблем и видения развития глазами клиента.
В задачи привлеченных специалистов может входить не только описание проблемы, они смогут оцифровать предложенные решения с точки зрения экономики затрат и дальнейшей эффективности решений. Важно подключить экспертов, которые смогут посмотреть на проблему «сверху», учитывая все производственные, технические, инфраструктурные возможности, предложить решения, которые будут технологически выверенными, с применением всех современных решений, смогут внести элементы быстрой трансформации для реализации перспективного роста.
Команда, которая представляет компанию «Навиния Рус», 6 лет реализует промышленный и технологический консалтинг для крупных холдингов. Более 20 реализованных проектов показали, что приглашение наших специалистов к работе дает драйвер роста самому промышленному объекту. Реализовав первую работу для руководителей, принимающих решение в холдингах, команда приглашается к дальнейшему взаимодействию ответственными за развитие логистики на промышленных площадках. Самое приятное – это понимать, что работа, реализованная командой, позволяет обратить внимание лиц, принимающих решения, не только на развитие производственных подразделений, но и на транспорт, модернизация которого дает большой синергетический эффект для компании.
Команда смогла добиться нужных для клиентов результатов, подключив к проектам технологического консалтинга специалистов, которые реализовали проекты аутсорсинга предприятий промышленного транспорта на производственных активах в различных индустриях (химическое производство, горнорудные предприятия, металлургия, портовая инфраструктура). Основными драйверами роста объема предоставляемых услуг были необходимые и достаточные решения, которые команда формировала и в случае необходимости предлагала к реализации собственными силами.
С точки зрения Brownfield-проектов (реализуемых с ограничениями текущего профиля предприятия), которые сейчас активно рассматриваются в холдингах, решение по привлечению экспертов, которые доказали свою эффективность и могут сопровождать проекты на всем жизненном цикле (начиная от пред-пир, формирования технических заданий и до проверки правильности формирования профиля и технологии работы, сформированной проектными институтами), является необходимой.
При реализации проектов аутсорсинга команда во многих проектах формирует новую технологию работы промышленных объектов, занимается обучением и презентациями переформатированных технологий работы для специалистов, работающих на площадке, реализует кейсы, позволяющие проводить постоянные улучшения на промышленных объектах, как с точки зрения технологии работы площадки, взаимодействия с АО «РЖД», так и формирования гибкости в работе с перевозочными средствами.
Модель работы, реализуемая командой, – выработка стратегии решения текущих проблем и поддержка реализации этой стратегии на местах – доказала высокую эффективность. Такая идея позволяет выработать Большую идею, а также сохранить и мобилизовать команды, вывести их из состояния тревожности. При формировании правильного бизнес-процесса мы видим поступательное движение к улучшению взаимодействия между производственными и транспортными подразделениями.
Проблемы, с которыми столкнулись все участники транспортного рынка в настоящий момент, уникальны. Бизнес находится в ситуации, когда трудности не оказывают негативного влияния на репутацию.
Ценность устойчивости в ближайший год будет явно доминировать над ценностью развития. Но устойчивость – это гибкость, маневренность, умение создавать новые формы. В сложившейся ситуации важно сформировать вектор развития реальных, пусть и не масштабных изменений. Транспортные решения могут стать тем подспорьем, которое поможет компаниям нивелировать потери от переориентации логистических потоков. Для решения этих задач важно развивать новые технологические решения и трансформацию управленческой культуры. Формировать «двухядерную» модель работы – традиционного бизнеса и новой экономики XXI века. Такая модель воспринимается как гораздо более устойчивая, чем «одноядерная».
В ситуации санкционного давления холдинги не отказываются от концепции экологического, социального и корпоративного управления» (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG). Это направление деятельности компаний приобретает все большее значение в рамках развития новых больших проектов и принятия по ним инвестиционных решений. Цепочки поставок не дадут уйти от углеродного регулирования ЕС. При переориентации на азиатский рынок вопросы экологии будут касакадированы на российских производителей.
ESG-программы, стартовав как инициатива по минимизации выбросов от производств, в настоящий момент основное внимание уделяют социальным аспектам, в связи с высокой турбулентностью буквы G и невозможностью прогнозировать ситуацию в перспективе нескольких лет. На сегодняшний день на первое место выходят такие ценности, как социальная значимость и ответственность, экология, забота о людях.
На соответствии компании концепции экологического, социального и корпоративного развития строится ее ESG-индекс привлекательности для инвестиций. Компания Сбербанк в 2021 году сформировала 100 основных показателей ESG-трансформации. Таким образом, можно говорить о том, что компании, не учитывающие в своей деятельности социальные потребности или необходимость ответственного отношения к экологии окружающей среды, неизбежно будут терять свои позиции в бизнесе, какой бы высокой капитализацией они ни обладали в настоящий момент.
Арктический регион, обладающий особенно хрупкой экосистемой и достаточно суровым для человеческой жизни климатом, требует к себе особого подхода и отдельного внимания. Под это определение попадают самые разнообразные проекты, связанные с защитой окружающей среды – с изменениями климата, декарбонизацией и борьбой с парниковыми газами, инициативы по очистке региона от мусора. В связи с бурным развитием туризма в России Ростуризм и Росстандарт уже разработали национальные стандарты арктического туризма, что должно повысить безопасность путешествий и качество предоставляемых услуг в регионе. Несмотря на реализуемые меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, основными игроками в Арктическом регионе остаются крупнейшие промышленные корпорации.
В соответствии с рейтингом российских компаний RAEXEurope, лидерами среди них по критерию «эффективного корпоративного управления» являются «Ямал СПГ», ОСК, «ЕвроХим». «Норникель» и «Новатэк» активно реализуют социальные программы у себя в регионах. Развитие арктических территорий напрямую зависит от социальной ответственности бизнеса. На сегодняшний день тренды устойчивого развития являются не просто популярной темой, ESG-трансформация производит синергетический эффект и позволяет реализовывать проекты: изменение образа мышления управленческого состава предприятий, социальные и экологические аспекты ведения бизнеса, эффективность и прозрачность управления.
Развитие консалтинговых проектов в части формирования проектных решений по развитию, поддержке и модернизации текущей транспортной инфраструктуры, строительству новой железнодорожной и портовой инфраструктуры, синхронизация их с программой «Цифровой двойник Северного завоза», стартовавшей несколько лет назад, отвечают требованиям потребителей. Важно в текущих условиях объединить потребности крупных игроков, представленных в Арктической зоне, для формирования качественной, современной логистической инфраструктуры, применения новых видов транспорта, обучения специалистов.
Основная задача, решаемая проектами: формирование оптимальной инфраструктуры, технологичность проводимых работ, разгрузка инфраструктуры АО «РЖД» за счет графиковости, минимизация затрат на строительство и обслуживание, оптимизация стоимости предоставляемых услуг для клиента, развитие и привлечение специалистов. Будущее Арктики в ее устойчивом социально-экономическом развитии. Развитие транспортной инфраструктуры выступит основной поддержкой и в то же время драйвером реализации проектов и планов, сформированных правительством, что в конечном итоге приведет к повышению уровня жизни людей.