Государственное регулирование / РЭЭ №4, 2020
Государственная поддержка отрасли ЖКХ – для регионов России
Гость журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» – заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Владимировна Сердюк.
Очевидно, что жилье граждан должно быть теплым, из крана должна идти пригодная для питья вода, а канализация качественно работать – это необходимые требования к современному жилью и коммунальной инфраструктуре. Но, к сожалению, во многих городах России имеются проблемы с качеством коммунальных услуг. Значительная часть котельных, теплосетей, систем водоснабжения и водоотведения строилась еще при Советском Союзе и нуждается в модернизации. Регионам нужно масштабное обновление ЖКХ, на которое средств муниципалитетов, областных и краевых бюджетов не хватает, а для инвесторов такие проекты зачастую являются непривлекательными из-за длительной окупаемости и сложного финансового положения ресурсоснабжающих организаций.
– Каков механизм отбора наиболее эффективных проектов оказания регионам и муниципальным образованиям технической и финансовой поддержки?
Госкорпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ занимается поддержкой реализации таких проектов модернизации отрасли, в которых привлечение инвестиций на рыночных условиях затруднено. Фонд обобщает и анализирует опыт регионов по модернизации ЖКХ и предлагает для этого различные инструменты, в том числе высокотехнологичные на базе собственной цифровой платформы.
Наш опыт показывает, что даже сложно реализуемые на первый взгляд проекты могут быть успешными при правильной организации и всесторонней государственной поддержке. Анализируя результаты, мы видим нечто общее у всех успешных проектов, независимо от того модернизация ли это объектов коммунальной инфраструктуры или же капитальный ремонт многоквартирных домов.
В первую очередь, необходимо собрать достоверные и полные данные об объектах, на которые предполагается воздействовать при реализации проекта. Полнота и своевременность проводимого мониторинга позволит сделать честные выводы о текущей ситуации и масштабе проблемы, чтобы сфокусироваться на главных задачах, которые придется решить для достижения целей проекта.
Обязательно нужно научиться эффективно использовать все доступные возможности и ресурсы, в том числе частные инвестиции, средства бюджетов всех уровней, финансовую поддержку, которую может предложить Фонд, экономию за счет повышения энергетической эффективности модернизируемых объектов.
Кроме того, характерной особенностью успешных проектов в ЖКХ мы также видим качественное планирование этапов реализации таких проектов и тесное конструктивное взаимодействие всех участников работы над проектом.
– Ольга Владимировна, расскажите, в чём заключается поддержка модернизации коммунальной инфраструктуры со стороны Фонда ЖКХ?
– Сегодня в стране действует несколько государственных программ поддержки проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Но на практике наиболее эффективным инструментом показало себя бюджетное софинансирование проектов, которое позволяет покрыть инвестору часть капитальных затрат на строительство новых объектов или реконструкцию действующих. Этот механизм активно развивает Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках реализации постановления Правительства РФ №1451. Финансовая поддержка госкорпорации позволяет не только выполнять проекты в малых и средних городах, но и привлекать в них внебюджетные средства.
Если говорить более конкретно, то это помощь соответствующим специалистам органов власти субъектов РФ и муниципалитетов в подготовке проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, выделение необходимых финансовых средств, контроль за реализацией проектов на всех стадиях вплоть до достижения заявленных целевых показателей – вот основные три ключевые составляющие работы Фонда ЖКХ, способные обеспечить улучшение качества коммунальной инфраструктуры и высокую эффективность использования бюджетных средств. Отмечу главное – этот механизм позволяет осуществить требуемые мероприятия с привлечением внебюджетных средств и обеспечить население качественными коммунальными услугами, не допуская при этом резкого роста тарифов, улучшить социально-экономическую ситуацию в муниципалитетах путем развития новых территорий. Кроме очевидных экономических эффектов, можно наблюдать и дополнительный, связанный с уменьшением негативного воздействия на окружающую среду за счет уменьшения вредных выбросов и внедрения современных ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.
– Каких результатов удалось достичь в реализуемых с участием Фонда проектах капитального ремонта многоквартирных домов?
– Рост интереса собственников жилья к этой теме наглядно показывает увеличение количества заявок в Фонд ЖКХ на получение финансовой поддержки. Так, в 2019 году такая поддержка предоставлена 18 субъектам РФ на общую сумму 58,83 млн рублей на капитальный ремонт 82 многоквартирных домов.
В 2020 году по состоянию на 1 октября Фондом одобрено предоставление поддержки по заявкам от 26 субъектов Российской Федерации на общую сумму 114,11 млн рублей на капитальный ремонт 118 домов, из них: 1,72 млн рублей – на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование кредитом 9 многоквартирным домам; 112,39 млн рублей – на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 109 многоквартирным домам в 26 регионах. Расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов согласно одобренным в 2020 году заявкам составляет 71,17 млн рублей ежегодно.
Для оценки экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате выполнения энергоэффективных мероприятий разработано специальное приложение «Помощник ЭКР». Этот инструмент помогает подбирать наиболее оптимальные мероприятия в конкретном доме, считает размер поддержки Фонда, срок окупаемости таких мероприятий и класс энергоэффективности.
Самый главный результат – мы видим примеры успешного проведения энергоэффективного капремонта, когда люди довольны и видят положительные результаты. Реализация проектов энергоэффективного капитального ремонта, финансируемого с участием средств Фонда, показала, что средняя экономия указанных ресурсов составляет 20 процентов.
Цифры и факты.
В 2019 году – первом квартале 2020 года Фонд одобрил заявки от 15 регионов на поддержку инвестпроектов на условиях софинансирования в коммунальной сфере.
В 34 средних и малых населенных пунктах, в которых проживает свыше 1,48 миллиона человек, с участием Фонда планируется построить и модернизировать 48 объектов коммунальной инфраструктуры и 146 км сетей.
На проекты будет направлено почти 10 млрд рублей, из которых более 5 млрд рублей – средства Фонда ЖКХ, остальные – за счет бюджетов регионов и городов (около 2,4 млрд рублей) и средства инвесторов (почти 2,5 млрд рублей).
Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – министр ЖКХ Борис Владимирович Беляев: «Поддержка Фонда для нас очень важна. Наша главная задача – создать максимально комфортные условия проживания для людей, и с помощью Фонда, уверен, у нас все получится».
Республика Башкортостан не первый год сотрудничает с госкорпорацией. С 2016 по 2018 год в Туймазинском районе реконструировали четыре котельные, общая стоимость работ превысила 484 млн рублей, в том числе средства Фонда – более 290 млн рублей. Теперь источники тепла работают надежно и рентабельно.
В 2019 – 2020 годах Фонд одобрил еще четыре заявки от Башкирии в сфере водоотведения. До конца 2022 года планируется построить и реконструировать очистные сооружения канализации в Ишимбайском, Белорецком, Абзелиловском и Хайбуллинском районах республики на сумму более 2 млрд рублей, в том числе за счет средств Фонда – свыше 657 млн рублей, что позволит существенно улучшить экологическую ситуацию.
Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Николаевич Архипов: «Сложно переоценить значение модернизации систем теплоснабжения для сибирских регионов. В Новосибирской области первые проекты с участием Фонда были реализованы в городе Обь и рабочем поселке Маслянино, которые в 2017 году получили новые газовые котельные и сети теплоснабжения. Сейчас идет реализация проектов в городе Черепаново, в котором проживает почти 20 тысяч человек: типичный райцентр, 13 котельных работают с трудом – износ достигает 98%, а тепловых сетей – 88%. Было понятно, что локальными ремонтами проблем не решить. Необходима комплексная модернизация всей системы теплоснабжения города. Расчеты показали, что ее стоимость – 741 млн рублей. Деньги немаленькие как для городского, так и для областного бюджета. Выходом из положения стала поддержка Фонда ЖКХ. Средства господдержки составили 60%, по 20% вложат свои средства областной бюджет и частные инвесторы, которые будут управлять объектами теплоснабжения после модернизации на условиях концессии. До начала отопительного периода 2020 года построены 8 новых и модернизирована одна существующая газовая котельная общей тепловой мощностью 40,4 МВт, а также около 14,7 км тепловых сетей».
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Александр Валерьевич Героев: «В этом году Чувашия активно включилась в реализацию программы энергоэффективного капитального ремонта. Для нас это хорошая возможность привлечь дополнительные финансовые средства и ускорить проведение работ. Благодаря слаженной работе многих структур и ведомств на сегодняшний день 56 многоквартирных домов заявились на участие в программе. Мы ведем активную работу с населением – проводим различные семинары и форумы для того, чтобы привлечь как можно большее количество людей. В Чувашской Республике 974 дома на специальных счетах, планируется постепенно подключить их к программе».
Житель дома №30 по пр. Ленина (кв.79) Лена Мидхатовна Давлетова: «Управляющая компания направила заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при содействии Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Сначала были проведены работы по утеплению и облицовке фасада, в результате чего стало теплее в квартирах, а затем был установлен автоматизированный узел регулирования тепловой энергии системы теплоснабжения, в результате чего у нас снизилась оплата коммунальных услуг. Теперь у нас красивый и теплый дом и оплата коммунальных услуг ниже, чем в соседних домах».
Председатель ТСЖ многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 14, Надежда Васильевна Павлова: «В конце 2018 года поставили оборудование на систему отопления. Сразу ощутимо снизились платежи за отопление. Рядом с нашим абсолютно такой же дом, так вот они платят гораздо больше».