Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который определяет дополнительные механизмы защиты российский организаций – поставщиков и потребителей энергоресурсов в условиях санкций и позволит Правительству оперативно реагировать на возникающие у них риски.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который определяет дополнительные механизмы защиты российский организаций – поставщиков и потребителей энергоресурсов в условиях санкций и  позволит  Правительству оперативно реагировать на возникающие у них риски.

Проект федерального закона106868-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления особенностей правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения) в 2022-2023 годах) подготовлен в целях исполнения решений, принятых на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Павел Завальный, председатель комитета по энергетике – ответственного за законопроект, пояснил его суть, выступая на пленарном заседании Государственной Думы.

С 28 февраля 2022 года Центробанком в целях сохранения сбережений граждан и ликвидации инфляционных рисков  была установлена ключевая ставка в размере 20 %, на данный момент она составляет 17%. В соответствии с действующим законодательством РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате по договорам поставки газа, его транспортировки, поставки электроэнергии, услуг по ее передаче по электросетям; поставки тепловой энергии, холодной, горячей, технической воды, услуг по водоотведению пени и штрафы рассчитываются исходя из установленной ставки Центробанка.

Соответственно, потребители – индивидуальные предприниматели и юридические лица, том числе ТСЖ и УК, оказывающие коммунальные услуги, вынуждены в случае просрочки платить минимум двойной размер неустойки по сравнению с периодом до  28 февраля 20022 года, когда  ставка была 9,5%. У них возникают трудности и даже невозможность оплаты поставляемых энергоресурсов в случае ее просрочки, что влечет за собой рост кредиторской задолженности перед поставщиками ресурсов и риск нарушения финансовой устойчивости как потребителей, так и самих поставщиков.

Павел Завальный обратил внимание коллег на то, что 14 марта 2022 года Федеральным законом № 58 Правительство РФ уже было наделено правомочием устанавливать особый порядок исчисления пени и штрафов для граждан при просрочке оплаты коммунальных услуг, и сейчас она исчисляется из ставки, действовавшей до 28 февраля 2022 года (9,5 % и ниже). Проектом федерального закона предлагается наделить Правительство РФ аналогичным правомочием в отношении ИП и юридических лиц–потребителей энергоресурсов и дать ему возможность самостоятельно определять величину, исходя из которой будет рассчитываться неустойка.

Также законопроект наделяет Правительство РФ правомочиями:

– по установлению особенностей, связанных с реализацией реализуемых инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и электроэнергетики в части формирования финансовых потребностей на их реализацию,

– по установлению особенностей организации и проведения отбора мощности на конкурентной основе и иных конкурсных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности (КОММод, ДПМ ВИЭ).

Нормы законопроекта распространяют его действие на отношения, возникшие до 28 февраля 2022 года.

«Принятие законопроекта приведет к стабилизации платежей по поставляемым ресурсам, укреплению платежной дисциплины и восстановлению финансовой устойчивости как потребителей, так и поставщиков ресурсов», отметил Завальный. Учитывая необходимость срочного принятия  этих решений, председатель комитета по энергетике  попросил депутатов не только принять законопроект в первом чтении, но и поставить его в повестку на следующий день для принятия во втором и третьем чтениях. Государственная Дума позицию комитета поддержала.

Источник