Предложения к проекту протокольной рекомендации совместного совещания Экспертного совета ГД по энергетике и членов ПРЭН-Клуба

Предложения к проекту протокольной рекомендации совместного совещания Экспертного совета ГД по энергетике и членов ПРЭН-Клуба

Георгий Кутовой

Заслуженный энергетик России, председатель подкомитета ТПП РФ, научный руководитель ЦЭМУЭ НП «КОНЦ ЕЭС», д.э.н., профессор

Георгий Петрович Кутовой

В исследованиях, изложенных в кратких выступлениях В.А. Шкатова и С.С. Белобородова, показана неприглядная ситуация в электроэнергетике нашей страны, обусловленная, с одной стороны, накопившимися проблемами создавшихся избытков генерирующих мощностей, накопившегося на балансах энергокомпаний старого оборудования и слабой загрузкой электросетевого комплекса (~ 38% от номинала), а с другой – стагнирующая динамика спроса на электроэнергию.

Все эти факторы обусловливают постоянный рост цен (тарифов) на электроэнергию и тепло, что обременяет реальный сектор экономики, и эти обстоятельства требуют принятия уже запоздавших нормативных и законодательных поправок как в действующую нормативно-правовую базу функционирования ОРЭМ и розничных рынков, так и поправок в систему ценообразования на энергоресурсы. В связи этим, необходимо замолвить слово за действующие ТЭЦ – генерацию, искаженное ценообразование на продукцию которых превращает их в стагнирующие хозяйствующие субъекты, что противоречит их физической и технологической эффективности комбинированного производства электроэнергии и тепла по сравнению с системами так называемого раздельного энергоснабжения.

Основная причина сложившегося экономического парадокса заключается в том, что сложившаяся система ценообразования на ОРЭМ не учитывает технологическую особенность ТЭЦ, куда законодатель загнал ее требованием ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 31 ФЗ) как обычную конденсационную электростанцию и тем самым искусственно, через неадекватное ценообразование, создал условия неконкурентоспособности ТЭЦ и на рынках тепла в каждом городе, и на ОРЭМ, превратив эти электростанции в ценопринимающие и «вынужденные» генерации.

Вместе с тем, в выполняемых Схемах теплоснабжения городов, при разработке которых рассматривается сравнительная технико-экономическая эффективность совершенствования и развития централизованного энергоснабжения потребителей города на базе комбинированного производства электроэнергии и тепла по сравнению с раздельными системами энергоснабжения на базе производства электроэнергии на КЭС и котельных всегда подтверждается первый вариант в зонах уже сложившегося централизованного теплоснабжения, где экономия топлива на ТЭЦ оправдывает содержание магистральных и распределительных теплосетей, ограничивая расширение зоны централизованного теплоснабжения потребителей технико-экономическими показателями «альтернативной» котельной. А почему же, в жизни получается наоборот?

Виной тому, еще раз подчеркну, неучет особенностей ТЭЦ при ценообразовании на ОРЭМ и трансляции этой ценовой несправедливости на розничный рынок. Давайте разберемся в этом вопросе. Дело в том, что продукция ТЭЦ должна учитываться тремя составляющими:

  • теплоэнергией, отпускаемой с коллекторов ТЭЦ в тепловую сеть города, стоимость которой должна быть снижена на всю величину стоимости экономии топлива при комбинированном производстве;
  • электроэнергией, произведенной в теплофикационном режиме производства, стоимость которой должна определяться без учета экономии топлива комбинированного производства, т.е. как производство электроэнергии в конденсационном режиме;
  • электроэнергией ( мощностью), произведенной на конденсационном хвосте, т.е. на недогруженном комбинированным производством электроэнергии и тепла турбоагрегате, на котором из-за потерь в энергии пара в градирне расходуется в 1,5 и более раза топлива, чем в комбинированном производстве и на конденсационных паросиловых энергоблоках.

Поскольку в настоящее время теплофикационная загрузка ТЭЦ в среднем не превышает и 50%, то неучет этого фактора существенно искажает ценообразование на продукцию ТЭЦ на ОРЭМ и обусловливает неконкурентоспособность ТЭЦ.

Экономическое положение для ТЭЦ усугубляется еще и тем обстоятельством, что, обязав практически все ТЭЦ мощностью свыше 25 МВт быть субъектами оптового рынка, виртуально поставляющих электроэнергию на ОРЭМ и обратно возвращающих ее на розничный рынок, к производственной стоимости электроэнергии добавляют стоимость всех транспортных услуг, включая сети ФСК, МРСК, ТСО, СО ЕЭС, а также стоимость услуг коммерческой инфраструктуры ОРЭМ и регионального рынка. При таком ценообразовании на электроэнергию конкретный потребитель на розничном электрорынке не видит тех экономических выгод комбинированного энергоснабжения, которые были определены в Схемах централизованного теплоснабжения от ТЭЦ. А если учесть, что в действующей методике разнесения эффекта комбинированного производства лишь одна треть экономии топлива относится на тепло, а остальные 2/3 относятся на электроэнергию, то с экономической позиции потребителя энергии выгодно строить собственную котельную и получать дорогую электроэнергию от энергосбытовой компании на общих условиях или строить небольшую собственную когенеративную электростанцию. Но появление в зоне централизованного теплоснабжения от ТЭЦ мелких потребительских котельных и когенеративных энергоустановок разного типа (распределенная генерация) снижает энергоэффективную теплофикационную загрузку ТЭЦ и тем самым увеличивает ее неэффективный конденсационный хвост. Если эту ситуацию с ценообразованием не изменить, прогноз для ТЭЦ – это ее, прямо скажем, незаслуженное целенаправленное банкротство вопреки и техническому и экономическому здравому смыслу.

Что нужно сделать для того, чтобы экономическую эффективность энергоснабжения городов и потребителей его селитебной и промышленной частей поставить на здоровую экономическую основу и уйти от усугубляющейся «котельнизации всей страны»?

Представляется целесообразным на законодательном и нормативно-организационном уровне принять следующие решения.

Превратить разрабатываемые Генпланы городов и районные планировки в нормативно-правовые документы, а к разработке разделов «Энергоснабжение» должны привлекать только специализированные институты, которые в последующем должны быть разработчиками Схем теплоснабжения, электроснабжения и топливоснабжения (газоснабжения) городов. Это позволит создать соответствующие центры компетенций, как на федеральном, так и на региональном уровнях и обеспечить высокий профессиональный уровень перспективного проектирования в этой важнейшей сфере взамен деградирующим децентрализованным полупрофессиональным организациям, которые берутся за любую работу не неся практически никакой ответственности за низкое профессиональное качество работ. Этот должен быть единый центр энергетических компетенций на федеральном уровне с филиалами на уровне, например, Федеральных округов по комплексному перспективному научно-проектному обоснованию эффективного энергетического обеспечения нашего социально- экономического развития. Если правильно выстроить алгоритм решения текущих и перспективных вопросов в каждом городе, то это значит решить вопросы экономической эффективности энергообеспечения и энергоснабжения практически всей страны, т.к. в городах России сегодня проживает около 75% населения и еще большая степень концентрации промышленного производства (рабочих мест). И эта тенденция урбанизации нашей жизни будет только нарастать. Поэтому на федеральном уровне необходима сильная координация предпринимательской деятельности через механизмы ГЧП. Ниже приведен перечень важнейших проблем, на которых сегодня необходимо сконцентрировать координирующее воздействие государства и решение которых позволит продвинуть реформы в электроэнергетике, повысив ее стимулирующую роль в социально-экономическом развитии страны. Эти проблемы заключаются в отсутствии:

  • методики стратегического прогнозирования и планирования энергетической безопасности страны в условиях глубокой экономической интеграции нашей страны с экономиками стран ЕврАзЭс, включая и создание общего электроэнергетического рынка;
  • методики прогнозирования спроса на электроэнергию и мощность, основанной в том числе на параметрах социально-экономического развития страны и ее регионов;
  • единой методологии технико-экономических обоснований и оценки экономической эффективности сооружения объектов электроэнергетики в рыночных условиях хозяйствования с учетом региональных особенностей топливообеспечения электро- и теплогенерации;
  • системы определения и постоянной актуализации величины нормативного резерва генерирующих мощностей, их размещение и обеспечение запасов пропускной способности электросетевых объектов, как в текущих условиях эксплуатации электроэнергетических систем, так и в условиях динамики их развития;
  • методических документов (рекомендаций) по формированию схем и программ развития (СиПР) электроэнергетики субъектов РФ как составных частей СиПР ЕЭС в целом с учетом развития распределенной генерации и ВИЭ;
  • методического обеспечения (рекомендаций) по формированию структуры финансовых источников для реализации инвестиционных программ и конкретных энергетических объектов для решения разных целевых задач в сферах производства, передачи, распределения электроэнергии и систем внешнего электроснабжения потребителей в рыночных условиях хозяйствования как субъектов электроэнергетических систем, так и энергопотребителей;
  • взаимосвязи между принимаемыми решениями по выдаче технических условий на технологический доступ к сети (заключения договоров Техприсоединения) с СиПР ЕЭС и СиПР субъектов РФ;
  • координации между СиПР субъектов РФ с разработкой разделов энергоснабжения в составе генпланов городов и районных планировок со схемами теплоснабжения городов (муниципальных образований) и со СиПР ЕЭС;
  • национальной программы энергообеспечения и энергоснабжения регионов Заполярья на базе развития малой атомной энергетики и ВИЭ;
  • рыночных механизмов обеспечения развития электроэнергетики и соответствующего ценообразования на энергоресурсы;
  • нормативного и правового обеспечения развития распределенной генерации разного типа, включая ВИЭ, как системного фактора и нового драйвера инновационного развития ЕЭС с активным ценозависимым участием потребителей электроэнергии на рынке системных услуг;
  • организационного и законодательного обеспечения реализации Национального проекта создания интеллектуальной энергетической системы России;
  • общепринятой концепции совершенствования торгово-экономических отношений в обороте электроэнергии и соответствующей дорожной карты ее реализации в целях создания эффективной конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии для формирования экономически справедливых цен (тарифов) на электроэнергию и тепло.

Для решения вышеизложенных проблем и выполнения функций аналитики и координации работ множества организаций разного профиля в экспертном сообществе давно обсуждаются варианты создания специального единого межотраслевого центра компетенций с высокой квалификацией специалистов и полномочиями принимать обязательные к исполнению координирующие решения в зоне своей ответственности.

Справочно:

Именно для решения перечисленных проблем и для координации усилий множества научных и проектных организаций предлагается создать новый Единый Центр компетенций (далее – ЕЦК), что позволит консолидировать имеющейся в настоящее времени потенциал научных и проектных организаций для образования консорциума или некоммерческого саморегулируемого ГЧП научных и проектно- изыскательских организаций разного организационно-правового статуса и энергетического профиля, с участием в нем крупных энергетических и энергомашиностроительных компаний и их объединений, ассоциации потребителей энергии. Такое решение позволило бы обеспечить концентрацию сегодня распыленного по деградирующим энергетическим организациям научного и профессионального потенциала, активизировать к участию в решении энергетических проблем непосредственно потребителей энергоресурсов и, естественно, обеспечить транспарентность принимаемых решений в общих интересах его участников.

Организационную структуру такого саморегулируемого партнерства в виде ЕЦК в электроэнергетике можно представить, например, в виде нескольких основных блоков компетенций:

  • блок НИОКР по стратегическим исследованиям энергетической безопасности и надежности функционирования и развития ТЭК России, включая развитие ЕЭС России с учетом евразийской интеграции;
  • блок схемно — технических исследований в электроэнергетике с разработкой схем развития и размещения объектов системной энергетики и схем развития электроэнергетических комплексов на территориях субъектов РФ с формированием инвестиционных федеральных и региональных программ;
  • блок нормативно-методического и законодательного обеспечения функционирования и развития электроэнергетики и энергообеспечения экономики страны;
  • блок нормативно-технической унификации проектного обеспечения инновационного развития электроэнергетики;
  • блок – НТС ЕЦК;
  • блок – объединенный научно-образовательный центр по вопросам реализации интеллектуальной энергетики;
  • блок внешних связей и информационно-издательской деятельности.

Состав такого саморегулируемого партнерства – ЕЦК электроэнергетики можно было бы организовать, например, из двух основных частей, первую как научно-исследовательскую и методическую часть на базе ЭНИН им. Г.М. Кржижановского с участием других отраслевых научно-технических центров и НИИ РАН ( ИНХП, АО НТЦ ЕЭС, ИСЭМ СО РАН, ИНЭИ РА, ИЯИ им Курчатова, НИКИЭТ РАН, НИИПТ и др.), а вторую – нормативно-техническую и проектную часть – на базе АО «Энергосетьпроект», с участием других отраслевых проектных организаций (АО «Атомэнергопроект», АО «Институт Гидропроект», АО «ТЭП», АО «ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» и др. профильных энергетических организаций).

Научно-Технический Совет ЕЦК целесообразно создать на базе функционирующего НП «НТС ЕЭС», расширив его состав за счет участия представителей ассоциативнных объединений производителей и потребителей энергии, а также представителей электротехнических и энергомашиностроительных организаций.

Предусмотреть внесение в СНиП положений прямого действия об исполнении в конкретных проектах технических и технологических принципов, заложенных в разработанных и утвержденных в установленном порядке Генпланах городов и Схемах комплексного энергоснабжения городов, запретив принятие противоречащих этим принципам решений в конкретных проектах, начиная с выдачи технических условий технологического доступа новых энергопотребителей к инженерной инфраструктуре естественных монополий.

Преобразовать существующую структуру торговых отношений в электроэнергетике, создав действительно конкурентные розничные рынки электроэнергии в рамках территорий субъектов РФ и конкурентные рынки теплоэнергии в каждом городе на принципах одного покупателя и одного продавца. Соответствующие поручения Правительства РФ на этот счет пока не выполнены.

Внести поправку в ФЗ «Об электроэнергетике» (Ст. 31), разрешающую всем ТЭЦ быть субъектами соответствующих конкурентных региональных рынков электроэнергии в части оборота их электроэнергии, выработанной в теплофикационном режиме, а мощность и потенциально возможную выработку электроэнергии «конденсационного хвоста» поставлять на рынок системных услуг ОРЭМ (размещение горячего резерва мощности в центах нагрузок, участие в покрытии пиковых части совмещенного графика нагрузки энергосистем, регулирования частоты тока, перетоков мощности по межсистемным ВЛ и загрузки трансформаторов в системных центрах питания сетей ФСК, участие в системных мерах противоаварийной автоматики ЕЭС и пр.).

Предложить Минэнерго России с участием других министерств и ведомств, представителей заинтересованного бизнеса и представителей научного и экспертного сообщества, например, ПРЭН-клуба и НП «НТС ЕЭС» и др. образовать рабочую группу (Комиссию) с конкретным программным заданием и сроками исполнения подготовить проекты нормативных и законодательных документов для их рассмотрения в исполнительных и законодательных органах федерального и регионального уровней.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик