Гость редакции / РЭЭ № 5-6, 2020
«Энергосервисная деятельность требует специальных навыков и компетенций»
Гость редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» директор Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности» Наталья Платоновна Сивцева
– Наталья Платоновна, десять лет назад в Республике Саха (Якутия) было создано Республиканское агентство энергоресурсосбережения (РАЭР), недавно преобразованное в ГАУ «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности». Каковы итоги десятилетней работы и в чем цель реформы учреждения?
– Целью преобразования Республиканского агентства энергоресурсосбережения в ГАУ «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности» в августе 2019 года является необходимость комплексного подхода в вопросах повышения эффективности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, расширения возможностей для проведения мероприятий, направленных на энергосбережение, в том числе за счет внебюджетной деятельности учреждения.
Отмечу, что за 10 лет работы специализированного учреждения в Республике Саха (Якутия) успешно стартовало освоение совершенно нового по тем временам вида деятельности как энергосервисные услуги, разработаны региональные нормативные акты, накоплен существенный опыт и привлечены значимые средства по федеральным программам. В результате в настоящее время на территории 24 муниципальных образований Якутии продолжают действовать 246 энергосервисных контракта на 433 объектах бюджетных учреждений с плановой величиной экономии 2,2 млрд рублей. Фактически достигнутая сумма экономии за период действия энергосервисных контрактов составила 1,2 млрд рублей. Такая солидная эффективность обусловлена объективно высокими затратами на производство тепловой энергии в условиях Крайнего Севера, где экономически обоснованный тариф составляет в среднем 4 375 рублей за 1 Гигакалорий, а в арктических и труднодоступных местностях достигает 20 706 рублей за 1 Гигакалорий.
Для сохранения взятых темпов по повышению энергоэффективности в бюджетной сфере сегодня уже недостаточно рассчитывать только на активность самих субъектов рынка, требуются организационные меры, способствующие выстраиванию понятной и прозрачной системы для всех участников. Особенно это важно именно в бюджетной сфере, где количество самих учреждений и их объектов весьма велико (в нашей Республике насчитывается почти 2,5 тысячи учреждений разного уровня).
Учитывая состояние объектов, отсутствие энергообследования и специальных знаний, не всегда может быть верно рассчитан потенциал снижения энергопотребления на том или ином объекте, выбраны технологии и привлечен необходимый ресурс. Требуется качественная проработка всех аспектов, начиная с анализа ситуации, технических заданий, проектирования и заканчивая обслуживанием недешевого автоматизированного энергоэффективного оборудования. В свою очередь, это требует специальных навыков и компетенций, что позволит не допустить фатальных ошибок и неоправданных расходов заказчика.
Понимая, что ресурсов нашего Центра для полноценного охвата консультационной и методологической помощью всех 2,5 тысяч учреждений никогда не хватит, был предложен вариант централизации эксплуатационно-хозяйственного обеспечения бюджетных учреждений на уровне муниципалитета района (ЭХО), где будут выделены обученные специалисты уровня энергоменеджеров. Вместо нескольких сотен разрозненных служб на территории района, действующих на свое усмотрение, мог бы появиться один действительно профессиональный центр компетенций.
Преимуществами централизованного управления на районном уровне станут возможности быстрого выявления объектов с большим потенциалом экономии и привлечения энергосервисных компаний, использование рекомендованной конкурсной документации, в том числе типовых энергосервисных контрактов, возможности определения объектов, которым энергосервис не подойдет (ветхие, аварийные здания), а потребуются иные механизмы, например, концессия. При консолидированных объемах контрактов экономия может составлять существенную сумму, которую муниципалитет вправе распределить на приоритетные статьи расходов и решить часть задач социального характера, например направить на уличное освещение населенных пунктов, где потребность превышает спрос. При правильном подходе данный механизм может стать хорошим стимулом повышения эффективности органов местного самоуправления. В любом случае, без реальной заинтересованности на местах очень сложно добиться результатов.
В масштабах республики с помощью 36 структур с профессионально подготовленными кадрами можно быстро внедрить передовые решения. В некоторых районах целесообразность централизации разглядели раньше, что реально упростило управление и ускорило процессы развития. В Усть-Янском районе, например, вместо 200 договоров на коммунальные услуги теперь заключают только 4 договора, в Ленском районе уже организована централизованная диспетчеризации приборов учета тепловой энергии и воды, потребленной на муниципальных объектах.
Кроме того, в случае централизации ЭХО достигается эффект экологичности, или другими словами – «бережливого производства» в управленческих процессах, начиная с сокращения количества заключаемых договоров с поставщиками коммунальных услуг, и заканчивая оперативным поступлением информации, быстрым реагированием на нештатные ситуации, полным наличием данных для анализа и принятия взвешенных решений.
– Какие механизмы позволят внедрить предложенную идею на территории всей республики?
– Во-первых, предложение поддержано на уровне Главы Республики Саха (Якутия) Николаева Айсена Сергеевича, во-вторых, отдельные примеры имеются в упомянутых выше районах, в-третьих, на октябрьском заседании Межведомственной координационной комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при Правительстве Республики (далее – МКК) определено организовать работу на региональном уровне с вовлечением министерств и ведомств, и конечно же, самих муниципалитетов.
Отмечу, что в условиях недостаточных полномочий регионального центра энергосбережения решения МКК, возглавляемой первым вице-премьером Правительства Республики Колодезниковым А.З., являются обязательными к исполнению и находятся на правительственном контроле.
Другой практикуемой нами формой, доказавшей свою эффективность, я бы выделила использование в работе принципов проектного управления. В нашем Центре работает несколько ведомственных проектных офисов (далее – ВПО). Благодаря деятельности ВПО «Комплексный энергосервис», в состав которого вошли представители ключевых министерств и ведомств, мы смогли за текущий год разработать и согласовать проект регионального закона об энергосервисе в многоквартирных домах. До работы в составе ВПО все ведомства были заточены только на свой узковедомственный интерес, что не позволяло решить вопрос в течение длительного времени. В настоящее время проект закона одобрен Правительством Республики и прошел первое чтение в Государственном Собрании Республики (Ил Тумэн). До конца года ожидаем принятие данного законопроекта, который положит начало энергосервису в жилфонде.
– В чем суть данного законопроекта?
– Позвольте начать с пояснения. В силу высоких затрат на обеспечение коммунальными услугами в нашей Республике для всех жителей установлены льготные тарифы на тепловую энергию, воду и водоотведение (здесь не надо путать с мерами по линии социальной поддержки для льготных категорий населения, которые в нашей Республике полностью монетизированы, в виде скидок не применяются). Ключевое отличие – это автоматически возникающая межтарифная разница между экономически обоснованными тарифами (далее – ЭОТ) и льготными тарифами. Эта межтарифная разница выделяется из государственного бюджета Республики и направляется поставщикам энергоресурсов в виде субсидии на возмещение недополученных доходов. Сумма субсидии из-за роста ЭОТ и сдерживания льготных тарифов в пределах инфляции ежегодно возрастает: в 2020 году она достигает 25 млрд руб. По сути это социальные выплаты за население, но эти средства граждане не видят и не получают на свои счета. Однако за счет централизации финансовых потоков решаются вопросы закупа топлива и его доставки в короткий навигационный период в условиях «северного завоза». В случае распределения средств до каждого потребителя не будет возможности одномоментно аккумулировать необходимые средства. В настоящее время завоз является обязательством организаций энерго– и теплоснабжения. Поэтому сегодня это объективная ситуация.
В среднем платежами граждан возмещается порядка 30% от ЭОТ, но в зависимости от территориальной удаленности и вида топлива даже при одинаковых тарифах для населения данный показатель составит всего лишь на 15% в арктических районах и порядка 70% в столице республики. Поэтому привлечение энергосервисных компаний на проекты, имеющие предельную окупаемость только на одну треть за счет населения, невозможно.
Обсуждаемый проект закона Республики в случае его принятия создаст правовое основание, когда путем участия тех 70%, выплачиваемых из бюджета, будет запущен механизм привлечения инвесторов. При достижении общей экономии в конкретном доме в результате оказания энергосервисных услуг, инвесторы смогут претендовать на получение всей своей доли экономии, а не только на часть от населения. Тем самым Республика получит сокращение объемов субсидий без дополнительных бюджетных вложений, но за счет привлечения внебюджетных средств, а у инвестора возникнет гарантированный механизм, позволяющий заключить энергосервисный договор в многоквартирных домах. Потенциал повышения энергоэффективности в жилищном фонде оценивается нами до 25%, а это огромный рынок для бизнес-проектов. Кроме того, проведение энергосервисных мероприятий могло бы частично решить вопросы капитального ремонта многоквартирных домов.
Одновременно с проектом закона мы приступили к разработке подзаконных актов. В настоящее время решено отдельно сформировать порядок предоставления субсидий на возникающий недополученный доход энергосервисной компании в части, не возмещаемой платежами собственников помещений многоквартирного дома, и отдельный порядок оплаты за услуги энергосервисной компании в части, предъявляемой собственникам помещений в многоквартирном доме. Последний документ создается для помощи гражданам и будет рекомендательным, так как на данную плату не распространяется государственное регулирование тарифов и решение принимается по соглашению с собственниками помещений. Данная плата образуется за счет экономии, поэтому граждане улучшат свои условия проживания без дополнительных расходов.
Нашей задачей как Центра ЖКХ и энергоэффективности является развитие энергосервиса в жилищном фонде двумя путями: за счет выработки финансового механизма в случае высокой доли господдержки и за счет вовлечения в это дело жителей многоквартирных домов в случае значительной доли платежей граждан. Другими словами, драйвером должен быть тот, кто наиболее заинтересован снизить свои затраты.
– Какие реализованные проекты Центр может представить в качестве практических кейсов?
– Если сегменты бюджетной сферы и жилищного фонда имеют либо обретают свои очертания в деле повышения энергоэффективности, то наиболее энергоемкие объекты в структуре экономики как и электро-теплоэнергетика, являются одновременно и самыми «тяжелыми» сегментами с точки зрения капиталоемкости. Отдельная тема должна быть посвящена промышленности и транспорту. Пока приоритетным направлением является наиболее затратное тепловое хозяйство, количество котельных превышает 1,2 тысячи единиц.
Как показывает опыт прошлых лет, одностороннее проведение энергосберегающих мероприятий только на объектах потребителей является малоэффективным. Необходимо одновременно проводить аналогичные мероприятия по снижению затрат и на объектах коммунальной инфраструктуры. Иначе, при уменьшении полезного отпуска и сохранении затрат произойдет неизбежный рост ЭОТ на единицу ресурса. В этом случае общий экономический эффект не достигается, а бюджетные расходы даже возрастают, так как в структуре экономики республики доля бюджетозависимых потребителей весьма значительна.
В 2013-2014 годах в Намском районе Якутии реализован инвестиционный проект, который предусматривал энергосервис на 55 объектах бюджетного сектора и модернизацию 12 муниципальных котельных в рамках концессионного соглашения с АО «Намкоммунтеплоэнерго». В результате комплексного охвата энергоэффективными мероприятиями снижение энергопотребления на объектах бюджетных учреждений составило 45%, на котельных инвестиции окупились в пределах 7 лет. С июля 2020 года ЭОТ снизился на 14,5%. Продолжается автоматизация и диспетчеризация котельных, исключается ручной труд и необходимость присутствия персонала на небольших котельных на природном газе. Отличительной особенностью Намского района является его высокая газификация, в том числе жилого сектора.
Барьером для распространения положительного опыта по комплексному охвату в отдельно взятом населенном пункте является необходимость вложения крупных инвестиций в один проект. Кроме того, для реализации такого проекта должны быть готовы все участники – не только потребители, но и владельцы объектов генерации и сетей, а также муниципальная власть. Причем вторая задача представляется не менее сложной, чем вторая.
Образцом внедрения энергоэффективных механизмов за счет привлечения значительных средств, включая федеральное финансирование, является пример муниципального образования «Городской округ Жатай». Благодаря усилиям главы Кистенева А.Е. и его команды за одно десятилетие удалось не только построить 11 энергоэффективных многоквартирных домов, но и полностью ликвидировать аварийное жилье в городском округе. О значимости такого достижения красноречиво говорят сами цифры – из 120 «умных» энергоэффективных домов по стране 11 домов построены в одном поселке. В глобальных масштабах капитальные вложения при строительстве этих домов полностью оправдываются во время эксплуатации и в целом продлевают жизненный цикл зданий. Субсидии на межтарифную разницу в таких домах минимальны, а собственники платят существенно ниже за те же виды коммунальных услуг в других домах.
В 2019 году Министерством ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) запущен проект Комплексное энергосбережение «Потребитель-сети-генерация» (далее – Проект ПСГ), который задуман совместить разные мероприятия за счет различных источников финансирования. Этим он отличается от ВПО «Комплексный энергосервис», нацеленного только на средства энергосервисных компаний. Надо сказать, что Проект ПСГ масштабный и реализуется поэтапно на территории 11 отобранных муниципальных образований (с. Бердигестях, п. Батагай, г. Ленск, г. Нюрба, г. Олекминск, с. Сунтар, п. Тикси, п. Усть-Нера, п. Черский, с. Чурапча, с. Ытык-Кюель). Критерием отбора населенных пунктов явилась возможность получения быстрого эффекта в жилищном фонде уже в результате установки приборов учета, соответственно, сокращение субсидий на межтарифную разницу.
На первом этапе в 2019 году за счет бюджетного финансирования в 140 многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, из них 55 индивидуальных тепловых пункта с погодным регулированием. Обеспечена автоматическая диспетчеризация, показания с приборов учета поступают в АСТКУ Центра ЖКХ и энергоэффективности. По состоянию на 1 октября 2020 года фактически полученная экономия за период август 2019 года – сентябрь 2020 года в этих 140 домах составила 18 866 Гкал (18% от норматива). Выделенные средства из бюджета на эти мероприятия окупились в течение одного года.
На втором этапе реализации Проекта ПСГ проведение энергоэффективных мероприятий планируется на объектах генерации за счет инвестиционных программ поставщиков энергоресурсов и на объектах бюджетного сектора за счет энергосервиса. В рамках второго этапа планируется установка приборов учета на 36 объектах генерации с выводом показаний на сервер; установка 123 УУТЭ и 152 АИТП, при этом плановое снижение потребления тепловой энергии должно составить 18%.
– На Центр не так давно возложены дополнительные полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Расскажите о них.
– Да, со второй половины 2020 года наш Центр начал заниматься вопросами твердых коммунальных отходов (ТКО). Пока рано говорить о каких-то результатах, идет активное участие в актуализации нормативов накопления ТКО; актуализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; сохранении финансовой устойчивости региональных операторов; экологическом просвещении населения.
Как было сказано выше, в сфере ТКО также очень важно подходить комплексно, так как в наших условиях Крайнего Севера необходимо учитывать относительно малые объемы мусора, транспортную логистику, другие факторы, влияющие на построение схемы потоков ТКО, полезных фракций, а в будущем – развитие точек местного производства из вторичного сырья.
Безусловно, кроме культуры бережливого отношения к ресурсам и экологии, воспитания энергосберегающего поведения и популяризации политики энерго– и ресурсосбережения, необходимы масштабные мероприятия по модернизации объектов коммунального комплекса, смелое внедрение современных инновационных технологий, принятие сбалансированных стратегических решений, привлечение инвестиций в отрасль ЖКХ.
Говоря о комплексе мер, хочется надеяться, что курс на энергосбережение в масштабах страны не только получил новый импульс, но и будет реализован в ближайшем будущем. Об этом же говорило все профессиональное сообщество на мероприятиях III Всероссийского совещания региональных центров энергосбережения, приуроченном в этом году к профессиональному празднику, отмечаемому ежегодно 11 ноября. Мы очень рады тому, что коллеги из федерального центра и признанные эксперты слышат регионы и разделяют мнение о необходимости консолидации усилий власти, бизнеса и общества.
ГАУ РС (Я) «Центр развития ЖКХ
и повышения энергоэффективности»
г. Якутск, ул. Кирова, 13
8 (4112) 42-19-32
Официальный сайт: www.centerjkh.ru