Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия

Государственное регулирование / РЭЭ №4, 2020

Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия

Гость журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» Директор ГКУ РХ «Центр энергосбережения» Алексей Владимирович Федоров.

Директор ГКУ РХ «Центр энергосбережения».

Федоров Алексей Владимирович

 С начала 2020 года от жителей Хакасии в адрес Президента России Владимира Владимировича Путина, главы региона Валентина Олеговича Коновалова и республиканского Правительства поступило большое количество обращений по уличному освещению. Также много комментариев люди пишут в социальных сетях. Это говорит об общественной значимости данной проблемы.

Уличное освещение не только придает эстетический вид населенному пункту в темное время суток, но и затрагивает вопрос безопасности и комфорта населения.

Несмотря на то, что организация уличного освещения входит в полномочия органов местного самоуправления, и затраты несет только местный бюджет, региональное правительство стремится помочь муниципалитетам.

Госкомтарифэнерго Хакасии, как орган исполнительной власти и координатор программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия», издал приказ «Об отборе муниципальных образований Республики Хакасия для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий приведение параметров освещенности в соответствии с нормами искусственного освещения селитебных территорий», в котором определен срок подачи заявок – октябрь 2020 года.

Отбор заявок осуществляется на основании критериев отбора, и один из них – светотехнический расчет конкретных улиц, на которых требуется организация уличного освещения в соответствии с нормами искусственного освещения селитебных территорий установленными сводом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».

Светотехнический расчет позволяет определить тип, число и мощность светильников. Вычисления производят заранее, поскольку от них зависит дальнейшее выполнение электротехнических работ. Кроме того, расчет позволяет оптимизировать число светильников, оценить их возможности при разных схемах расположения. В некоторых случаях расчет также помогает обеспечить экономию на объекте (улице), для которого он производится.

Вроде бы все просто и легко, но, как показала практика, не каждый светотехнический расчет отражает реальные параметры и не расчетные величины соответствуют требованиям ГОСТа и СП. Все начинается с определения класса. Класс объекта определяет нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских населенных пунктов с регулярным транспортным движением. Именно в этом и заключается тонкость. Если посмотреть таблицу 1 – техническая классификация автомобильных дорог общего пользования ГОСТа Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», которая содержит 3 класса и 7 категорий автомобильных дорог (от IA до V) и, как правило, этот параметр прописан в документах на дорогу, но он никак не отражает характеристику объекта и не классифицирует как улично-дорожную сеть в соответствии с требованиями свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Только на новые или реконструируемые улицы существуют проекты, где проектировщики определили одну из трех категорий (А, Б или В) и класс объекта (от А1 до В3), в результате чего при расчете должны выйти на нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских населенных пунктов с регулярным транспортным движением. Большинство светотехнических расчетов имеют только один – два параметра из восьми, и это, как правило, «Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк» и «Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2». Но не менее важный параметр «Общая равномерность яркости дорожного покрытия, Uo» и «Продольная равномерность яркости дорожного покрытия, Ul». К сожалению, на существующие (старые) улицы нет документации, отражающей класс объекта в соответствии с СП, и только сама администрация принимает какой-то класс при формировании технического задания для торгов: и на энергосервис, и на подрядные работы.

Суть субсидии кардинально отличается по подходу и целевому показателю. Если в субсидии 2020 года требовалось заменить неэффективные светильники на эффективные, и получить экономию денежных средств, то субсидия 2021 года направлена на организацию освещения. А это не только замена, но и установка новых светильников с учетом требования энергоэффективных показателей. Основная цель субсидии – увеличение доли протяженности улиц с искусственным освещением, удовлетворяющих требованиям параметров освещенности в соответствии с нормами искусственного освещения селитебных территорий относительно общей протяженности улиц муниципального образования.

Не стоит забывать, что установка дополнительных светильников без модернизации системы освещения приведет к увеличению затрат на уличное освещение, и не каждый бюджет сможет безболезненно это осилить.

Позиция Центра энергосбережения заключается не в том, чтобы организовать какое-либо освещение и освоить бюджетные деньги, а в том, чтобы получить качественный свет в широком смысле этого слова, и при этом минимизировать нагрузку на бюджет, а значит применить энергосберегающие технологии. Безусловно, расчет будет содержать не самые простые и не самые дешевые светильники, вторичная оптика присутствует в 95% случаев. Но в результате за эту работу будут благодарны жители и водители, которые перестанут испытывать дискомфорт при передвижении в темное время сток.

 

 

ГКУ РХ «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности»

655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина 42, пом. 18Н

+7 (3902) 25-90-79 • ces@r-19.ru

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик