Е.В. Казанов. Загрязняя пресную воду, мы загрязняем себя и будущие поколения

Гость редакции / РЭЭ №4, 2018

Загрязняя пресную воду, мы загрязняем себя и будущие поколения

Екатерина Сергеева и Ангелина Парафейникова

Евгений Казанов – один из главных инициаторов амбициозного экологического проекта «Солнечная регата». Это первые в России соревнования катеров, которые приводятся в движение солнечной энергией, разработанных и построенных силами студентов технических вузов. Проект, руководителем которого является Евгений Валерьевич, направлен на развитие в нашей стране альтернативных источников энергии и подготовку квалифицированных кадров из числа талантливой молодежи.

Директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», Президент оргкомитета инженерных соревнований «Солнечная регата», руководитель экспедиции «Эковолна»

Евгений Валерьевич Казанов

– Евгений Валерьевич, расскажите, как появилась идея создания «Солнечной Регаты» и почему проект получил именно такое название?

– Идея создания «Солнечной Регаты» возникла в 2013 году. Я и еще несколько выпускников Бизнес Школы «Сколково» (Виталий Полехин – глава ассоциации венчурного финансирования России; Павел Бобков – руководитель стартап-проекта «Автономный дом»; Илья Федичев и Антон Попель – создатели компании «Электротранспортные технологии») приняли решение создать в России соревнования лодок на солнечных батареях. Мы видели положительный опыт подобных соревнований в Германии, США, Монако и других странах.

Мы долго искали название нашему мероприятию и в срочном порядке в качестве рабочего утвердили «Солнечную Регату». Мне оно очень сильно не нравилось: слишком длинное, не переводится на английский язык. Но, как часто бывает, все так к нему привыкли, что оно стало официальным и узнаваемым наименованием инженерных соревнований.

Сейчас в рамках МТИ появился новый бренд общественной инициативы «Эковолна», задачами которого мы определили поиск, развитие и продвижение технологий, которые снижают нагрузку на окружающую среду. Мы проводим профориентационные мероприятия для школьников, квесты, семинары, где ключевая мысль – постоянный поиск решений, позволяющих бережнее относиться к природе и правильно расставлять ценностные приоритеты. Например, пресная вода, по моему мнению, – это самый важный ресурс, который есть на планете и у нашей страны в частности. Он гораздо дороже, чем нефть и другие минералы, потому что из пресной воды фактически состоят все люди на 80%. Загрязняя эту воду, мы загрязняем себя и будущие поколения.

– Как Вы считаете, меняется ли что-то в сознании людей благодаря Регате? И как это повлияет на будущее страны в целом?

– У ООН есть программа целеустойчивого развития до 2035 года. Наши мероприятия попадают в 3 из 17 определенных ООН целей, они были одобрены официальным представителем Организации. «Эковолна» выступает в роли флагмана «Солнечной Регаты». Мы построили большое судно – катамаран, на котором одновременно могут находиться 12 человек – 4 каюты и 8 спальных мест для постоянной команды. Разработали очень интересный маршрут – от Балтийского до Каспийского моря через 20 регионов, который высоко оценили в ООН.

Сейчас в мире началась декада защиты воды. Наша экспедиция отвечает международной повестке, потому стартовала одновременно с этой декадой. В рамках экспедиции в партнерстве с географическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова будут проведены исследования водной экосистемы. Благодаря тому, что судно работает на солнечных батареях, ученые смогут собрать чистые пробы воды, не искаженные «топливным следом» судов, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. По результатам проб планируется построить экологическую карту рек, по которым пролегает маршрут катамарана. В случае успешного завершения экспедиции уже скоро экологичные суда, построенные по использованным в катамаране технологиям, могут появиться в крупных городах страны.

– Инновационный катамаран уже проделал больше половины намеченного пути. Довольны ли Вы тем, как проходит экспедиция в этом году? Были ли достигнуты поставленные задачи?

– Уже сейчас из всего запланированного маршрута – 5200 км, не считая «катаний» гостей, катамаран прошел 3300 км до Чебоксар. Осталось пройти чуть меньше 2000 км для успешного завершения экспедиции в Астрахани и представления ее результатов широкой общественности. Экспедиция «Эковолна» станет самой протяженной в мире речной экспедицией на солнечных батареях, и мы планируем подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса.

– Что отличает «Солнечную Регату» 2018 от экспедиций предыдущих лет?

– Наши соревнования проходят ежегодно с 2014 года. Это были этапы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Владивостоке одновременно, затем в Калининграде и Нижнем Новгороде и Великом Новгороде. В первые два года это были соревнования только для студентов, затем появился новый класс соревнований для школьников, в этом году выделилось еще одно направление – беспилотные модели судов, т.е. роботизированные лодки на солнечных батареях. В будущем планируется изготовление больших судов.

– Расскажите подробнее о структуре мероприятия.

– Основная часть «Солнечной Регаты» – это подготовка к соревнованиям: работа с командами, экспертно-консультационная помощь – у нас есть свои преподаватели, которые работают со школьниками, мы объединяем производителей и поставщиков с конкурсантами, эта часть невидимая, но самая большая. А видимая – непосредственно сами соревнования, они проходят в течение двух-трех дней согласно регламенту. Этот регламент был согласован с немцами, поэтому у нас и в Европе он единый.

Непосредственно соревновательная часть состоит из гонок на скорость, гонок на маневренность и гонок на выносливость. Гонки на выносливость традиционно считаются самым эффективным способом проверки судов, потому что развить большую скорость можно и на аккумуляторе, а выносливость может обеспечить только энергоэффективная система, которая способна питаться от солнца.

– Как Вам кажется, что самое сложное для конкурсантов в процессе соревнований?

– Это фактор личностных качеств: кто-то отличный организатор, но не слишком хорошо подкован в теоритической части, другой – прекрасный теоретик, но не знает, как применять знания на практике. Самая большая сложность – подобрать команду участников таким образом, чтобы в ней одновременно был сильный лидер, теоретики с обширной базой знаний и оперативно реагирующие на изменяющиеся условия инициативные практики.

Для того чтобы все конкурсанты были в равных условиях, мы сделали ограничение по длине, ширине судна, ограничили массу и некоторые технические параметры. На этих условиях участникам предоставлялась полная свобода. Они могли использовать электрические двигатели или придумывать магнитные. Ребята, как мне известно, в процессе изготовления лодки минимум 2–3 раза вносили серьезные изменения в проект. Они создавали первичный проект, потом осознавали, что он неэффективен и переделывали все с нуля. Они провели колоссальную работу.

– Ведется ли какая-то работа по выводу «Солнечной Регаты» на международный уровень?

– Еще в 2014 году мы подписали соглашение с Берлин-Бранденбургской Ассоциацией солнечных лодок и поддерживаем с ними тесный контакт. Кроме того, мы сотрудничаем с Техническим Университетом Прикладных Наук Вильдау. Это два наших ключевых партнера в Германии. 29 июня координатор проекта «Эковолна» Александр Разводовский в неформальной обстановке выступил перед руководителями немецких команд, членами жюри инженерных соревнований Solarbootregatta Werbellinsee 2018 и представителями немецких технических вузов с презентацией российского экспериментального катамарана на солнечных батареях и научно-исследовательской экспедиции «Эковолна». Также мы поддерживаем связь с организаторами американских соревнований «Solar Cup» в Калифорнии. Их опыт очень интересен, но по ряду причин нам сложно организовать совместные мероприятия – логистика и дорога очень дорогие, плюс различные визовые вопросы.

Обычно дважды в год в Европе проводятся соревнования, на которые мы отправляем своих конкурсантов. В июле этого года ездили пять команд, из которых две заняли призовые места. Очень достойно выступили команды Московского Политеха и Центра социальной пост-интернатной адаптации Москвы. Все ребята показали себя большими молодцами, это мотивирует нас развивать школьное направление.

Развитие внутренних водных путей сохраняет потенциал для социально экономического развития страны и межрегиональных связей. Эффективность использования водных ресурсов на современном технологическом уровне является вызовом для молодого поколения инженеров.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик