Е.С. Кутукова. Архангельская область – уникальный, интересный и привлекательный для инвесторов регион

Гость редакции / РЭЭ №2, 2018

Архангельская область – уникальный, интересный и привлекательный для инвесторов регион

Екатерина Сергеева

Назначение Елены Кутуковой на должность заместителя губернатора Архангельской области –
руководителя представительства Архангельской области при правительстве Российской Федерации стало одним из ярких событий в политической жизни Поморья. Для региона Елена Сергеевна – человек не чужой. Но если раньше она была известна преимущественно по своей общественной деятельности, являясь заместителем председателя попечительского совета при Александро-Ошевенском монастыре, то теперь стремительно меняет сложившиеся стереотипы, выполняя ответственную и серьезную работу…

Заместитель губернатора Архангельской области

Елена Сергеевна Кутукова

– Елена Сергеевна, Вы не так давно занимаете должность заместителя губернатора Архангельской области. Какие приоритеты Вы определили в своей работе?

– Говоря о приоритетах, в первую очередь, выделю такие направления как сохранение культурного наследия, включение региональных инвестиционных проектов в федеральные программы, поддержку малой авиации и развитие газификации региона. Это определено спецификой моей должности, моей работы. Моя задача – отстаивать интересы региона, позиционировать Архангельскую область как уникальный, интересный и привлекательный для инвесторов регион.

Мне откровенно досадно, когда Архангельскую область путают с другими субъектами Российской Федерации. Конечно, в последние годы это происходит все реже и реже, но это, наверное, неизбежно – до тех пор, пока областные чиновники, депутаты, представители региона в Госдуме и Совете Федерации, «Поморское землячество» в Москве не активизируют совместные усилия, совместные действия по продвижению региона. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, но, как говорят, «совершенству нет предела».

Мои функции как заместителя губернатора – далеко не только представительские. Мы начали серьезно расширять функционал московского представительства Архангельской области, особенно в части информационной поддержки, аналитической работы. Уверена, что это направление работы в ближайшее время также принесет свои результаты.

Знаете, в экономической науке есть такое направление – «экономическая теория счастья». В отличие от традиционного подхода по измерению достижений через рост ВВП, «экономика счастья» рассматривает еще и субъективные ощущения людей. И оказывается, что на нашу оценку жизни влияет не только материальное благополучие, но и нематериальные аспекты. Мне бы очень хотелось, чтобы экономика региона формировалась, как экономика счастья, чтобы местные жители гордились своей родиной и связывали с ней свое будущее. Каким образом определить и выделить наиболее важные показатели качества жизни в нашем регионе? Будут ли они отличаться от показателей качества жизни в других регионах? Эти чрезвычайно важные вопросы во многом еще остаются открытыми. Я призываю специалистов направлять мне предложения по формированию и оптимизации модели экономического развития Архангельской области.

– Какие стратегические проекты есть в Архангельской области?

– На данный момент в региональный реестр приоритетных инвестпроектов области включены 16 проектов. Четыре из них уже реализованы. Общий объем ожидаемых инвестиций составит 150 млрд рублей. Одним из итогов реализации проектов станет создание новых высокопроизводительных рабочих мест – более 7 тысяч к 2025 году.

Примечательно, что по количеству приоритетных проектов лидирует традиционная для региона отрасль – лесопромышленный комплекс. А вот по объемам привлекаемых средств впереди добыча полезных ископаемых – одна из самых молодых отраслей экономики Поморья. И это не только алмазные месторождения, кстати, единственные на европейской территории.

Статус приоритетного получил проект освоения Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. После выхода производства на проектную мощность ежегодные налоговые отчисления предприятия в бюджет области составят более 2,5 млрд рублей. При этом в проект будет вовлечена не только Первая горнорудная компания, но и предприятия Архангельской области. А сам статус приоритетного дает возможность получить льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в течение трех лет после ввода объекта в эксплуатацию.

Еще один крайне значимый проект – строительство производственно-логистического комплекса «Архангельск» в интересах Министерства обороны страны. Объем инвестиций – порядка 9,5 млрд рублей. Планируется создать порядка 500 рабочих мест. Бюджеты разных уровней получат около 700 млн рублей налогов.

– Архангельская область, как и многие северные регионы, требует колоссальных инвестиций. Каким образом привлекаете инвесторов?

– В декабре прошлого года состоялось итоговое заседание Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности российских регионов. Президент Владимир Путин констатировал, что, несмотря на трехлетнюю тенденцию сокращения объема капвложений по стране, в 21 регионе был зафиксирован рост инвестиций. А в 10 лучших субъектах федерации этот рост составил почти 40% в реальном выражении. В эту «десятку» вошла и Архангельская область.

Достигнутые показатели – не случайность, а результат длительной планомерной работы. Главным образом, это совершенствование регионального инвестиционного законодательства. При высоких энерготарифах, сложной транспортной доступности, суровых природных условиях инвестиционный климат должен быть мягким.

Несмотря на все сложности, мы изменили законодательство так, чтобы налоговые преференции позволяли инвесторам реализовывать проекты с расчетом на возврат инвестиций. Сейчас областное законодательство скорректировано для снижения инвестиционных рисков, упрощены процедуры ведения бизнеса, максимально эффективно ведется сопровождение инвестпроектов.

Была утверждена инвестиционная стратегия региона, план ее реализации, сформированы дорожные карты, обеспечивающие упрощение жизни бизнесу. Но областное инвестиционное законодательство и далее будет совершенствоваться. Например, уже в этом году будет закреплен статус «региональный инвестиционный проект».

Также планируется внедрить механизм специальных инвестиционных контрактов, предполагающий преференции по налогу на прибыль, и создать особые условия для инвесторов, работающих в моногородах.

При этом, повторюсь, что при привлечении инвесторов для нас остается главным сохранение самобытности и культурного наследия региона. Инвесторы должны учитывать духовный компонент при разработке проекта и принимать во внимание мнение местного населения.

Привлечение инвестиций тесно связано с развитием кадрового потенциала региона, повышением квалификации местных специалистов, приглашением молодых кадров в регион для долгосрочного проживания. У нас есть, где получить образование – мы заинтересованы, чтобы больше студентов из разных регионов учились в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова. У нас есть уникальные предприятия Севмаш, Звездочка – студенты технических вузов могут проходить здесь практику. Хочу рассказать, что появилась тенденция переселения в регион уже состоявшихся специалистов, готовых работать как в правительственных структурах региона, так и в сельских поселениях. Люди устали от ритма мегаполиса, хотят видеть результаты своих трудов на практике и применять свой опыт во благо региона. Мы не обладаем теми инструментами поддержки деловой активности населения, которые имеются на Дальнем Востоке, но всячески приветствуем такие инициативы и помогаем им осуществиться.

– На прошедшей недавно в Москве конференции «Арктика 2018» Вы отмечали сложную транспортную доступность населенных пунктов региона. Есть какие-то пути решения этой проблемы?

– Действительно, географические и климатические особенности Архангельской области вызывают объективные трудности на пути развития транспортной инфраструктуры, что, в свою очередь, сказывается на инвестиционной привлекательности региона.

Собственно, выход один – повышать транспортную связность и внутрирегиональную, и межрегиональную. Поэтому развитие дорожно-транспортной сети – одно из приоритетных направлений работы областной власти. Только за последние пять лет было построено более 100 км дорог, более 300 км – отремонтировано.
Одно из важнейших достижений – приведение в нормативное состояние участка Брин-Наволок – Плесецк трассы Архангельск – Каргополь – Вытегра. Эта дорога входит в единый транспортный маршрут от столицы Поморья до Санкт-Петербурга, который не только сокращает время в пути между двумя городами, но и обеспечивает подъезд к объекту федерального значения – космодрому «Плесецк».

В рамках этого проекта завершено строительство единого транспортного узла, образованного за счет строительства участков в увязке со строительством путепровода через железную дорогу в районе города Мирный. Это позволило вывести транзитный транспорт за пределы Плесецка, повысить безопасность дорожного движения. В 2018 году планируется передача автомобильной дороги в федеральную собственность.

Завершено и строительство первого пускового комплекса автодороги Котлас – Коряжма. Причем строительство шло в связке со строительством Восточного шоссе в Котласе. Это позволило обеспечить вывод транзитного транспорта за пределы населенного пункта, повысить безопасность дорожного движения, улучшить экологическую обстановку в Котласе.

Еще одно важнейшее направление работы – приведение в нормативное состояние автомобильной дороги Усть-Вага – Ядриха. Здесь за пять лет приведено в нормативное состояние 65,2 км автомобильной дороги, в том числе 2 моста. Всего за период действия госпрограммы планируется капитальный ремонт и ремонт 166,5 км дороги, включая устройство асфальтобетонного покрытия на участках с щебеночно-гравийным покрытием.

Но помимо дорожной сети большие надежды мы связываем с возрождением «малой авиации», с возрождением внутрирегиональной сети авиаперевозок. Соответствующая стратегия разрабатывается, определены опорные аэропорты региональной сети. Уверена, что реализация этой стратегии также позитивно скажется на транспортной доступности удаленных территорий области.

– Продолжим тему транспорта. Один из главных инфраструктурных проектов региона – «Белкомур». Расскажите о его реализации.

– В настоящее время проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая свяжет морские порты Архангельска с промышленными районами Урала и Сибири, проходит последние стадии согласования. Финансовая модель проекта предусматривает реализацию в рамках инвестиционного соглашения частной концессионной инициативы.

«Белкомур» вписывается в инициативу китайского правительства «Один пояс, один путь». Инициатива направлена на интеграцию евразийских стран и предусматривает создание транспортных и экономических коридоров.

Независимые исследования проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» были завершены к декабрю 2017 года и показали, что проект является уникальным по экономической эффективности и комплексному подходу к развитию территорий. Необходимый объем инвестиций на создание железнодорожной магистрали «Белкомур» предварительно оценивается в 251,5 млрд рублей. Срок реализации – около 30 лет.

Но нельзя рассматривать проект «Белкомур» сугубо в транспортной плоскости. В его «зоне притяжения» находится целый ряд других инвестиционных проектов. Реализация проекта «Белкомур» повысит инвестиционную привлекательность регионов, значительно расширит возможности эффективного использования природно-ресурсного потенциала на ранее труднодоступных территориях, в том числе лесных ресурсов и полезных ископаемых, часть из которых относится к уникальным.
В целом же, создание магистрали позволит реализовать 39 крупных инвестиционных проектов на сумму 760 млрд рублей, создать порядка 40 тысяч новых рабочих мест.

Все вложения инвесторов окупятся за десять лет эксплуатации дороги. Спустя 25 лет после окончания строительства магистраль «Белкомур» будет передана Российской Федерации для дальнейшего использования.

Но мы принципиально рассматриваем проект «Белкомур» в связке с другим крупным проектом – строительством глубоководного района морского порта «Архангельск». Он находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и удобен для отправки грузов как в традиционном западном, так и в восточном направлении по трассе Северного морского пути.

Также морской порт Архангельск способен принимать транзитные грузы из Западного и Центрального Китая, пролегающие по транспортному коридору традиционного Шелкового пути. Расчеты логистических цепочек, выполненные в рамках исследования факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности морского порта Архангельск, показывают экономическую эффективность перевалки грузов в столице Поморья.

– Вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности актуальны везде, но на севере особенно. Что делается в этом плане в Архангельской области?

– Действительно, долгое время регион оставался фактически заложником решений, принятых еще в советские годы, в соответствии с которыми энергетика области базировалась на привозных, достаточно дорогих видах топлива – угле и мазуте. Возможно, в прежней экономической модели это было оправдано. Но времена изменились.

Сегодня мы очень серьезно работаем над изменением топливного баланса, смещая акцент на использование биотоплива – пеллет, кородревесных отходов. Только за последние годы на территории муниципальных образований Архангельской области построено и модернизировано с переводом на биотопливо более 25 источников теплоснабжения. При этом параллельно ведутся работы по модернизации тепловых сетей.

Ярким примером подобной работы может служить село Карпогоры. Здесь в 2016 году завершено строительство отопительной котельной мощностью 9 МВт, работающей на биотопливе. Пуск новой котельной позволил завершить первый и основной этап модернизации системы теплоснабжения Пинежского района, в результате которого выведено из эксплуатации в общей сложности 7 неэффективных угольных котельных.

По итогам реализации мероприятий инвестпрограмм в прошлом году сэкономлено 3550 тысяч условных тонн топливно-энергетических ресурсов, потери тепловой энергии на тепловых сетях сократились на 19 300 Гкал, экономия электрической энергии, потребляемой в технологических процессах водоподготовки, водоснабжения и водоотведения, составила 406 400 кВт*ч.

Еще один шаг в повышении энергоэффективности – реализация мероприятий по газификации Архангельской области. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов и председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер утвердили инвестиционную программу развития газоснабжения и газификации Архангельской области.

Программой предусмотрено проектирование и строительство 25 объектов для газификации городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Няндомы, пос. Савинский Плесецкого района, пос. Кулой Вельского района, населенных пунктов Приморского, Холмогорского и Вилегодского районов.

Планируемый объем инвестиций ПАО «Газпром» в развитие газификации региона на период до 2020 года составит порядка 2,4 млрд рублей.

– Вы активно выступаете за сохранение культурного наследия Архангельской области. Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

– Богатейшее, разноплановое культурное наследие области – это ресурс развития региона. Развития как материального, так и духовного. Лично для меня Архангельская область началась со знакомства с Каргополем, с замечательными по своей красоте деревнями Лядины и Ошевенск.

С благословения владыки Даниила в целях сохранения памятников Ошевенского в 2015 году был создан музей «Ошевенская волость». Старый дом, восстановленный после пожара, – центр нашего музея. Всего в комплексе сейчас – три дома и лужайка, на которой когда-то танцевали кадриль. Всего же в Ошевенске более 30 музейных объектов.

А глобальная задача – это конечно сохранить и развить Поморье во всем его многообразии, в том числе, не дать исчезнуть уникальным историческим селам и деревням, чтобы наши дети могли приобщиться в полной мере к самобытной культуре области, к своим историческим корням.

Беседовала Екатерина Сергеева

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик