Доклад министра Михаила Меня на совещании Президента России

Доклад министра Михаила Меня на совещании Президента России о начале отопительного сезона в регионах Российской Федерации

Уважаемый Владимир Владимирович!

В этом году нам пришлось готовиться к зиме в условиях существенного сокращения бюджетного финансирования, но несмотря на это, нам удалось мобилизовать регионы и подготовить страну к зиме, обеспечив темпы даже несколько выше, чем в прошлом году.

Так, на 1 октября в целом по стране жилищный фонд подготовлен к зиме на 99,6%; котельные готовы на 99%; тепловые, водопроводные и электрические сети – на 99%. Запасы угля на сегодня составляют 98% от плана, жидкого топлива – 100%.

В этом году объем бюджетного финансирования предзимних работ сократился на 90 млрд рублей, но за счет замещения инвестиций средствами самих компаний, заменено на 135 км тепловых сетей больше, чем в прошлом году, водопроводных сетей – почти на 6000 км.

Это говорит о начале реальной работы концессионных соглашений, инструментов ГЧП в ЖКХ и других механизмов, направленных на привлечение частных инвестиций в отрасль.

В большинстве субъектов региональные власти очень ответственно подошли к этой работе несмотря на финансовые трудности. Оставшийся процент “неготовности” связан, как правило, с завершением плановых мероприятий в регионах с более теплым климатом.

Важно отметить, что прошлогодняя “десятка отстающих” регионов (Забайкальский край, Калмыкия, Чечня, Брянская область, Новосибирская обл, Адыгея, Кабардино – Балкария, Еврейская автономная область, Ингушетия, Ненецкий АО) в этом году показала хорошие темпы и достигла показателей выше среднероссийских.

Отопительный период уже начат в 68 регионах, и для нас принципиально важным является не формальное его объявление, а реальное наличие тепла в домах. Именно поэтому мы поручили регионам запустить работу «горячих линий», на которые люди могли бы обратиться в случае наличия проблем с отоплением в своем доме. Такие «горячие линии» по информации регионов созданы во всех субъектах Российской Федерации, работоспособность ряда из них проверена сотрудниками Минстроя.

Дополнительный контроль отопления в домах осуществляют региональные государственные жилищные инспекции, которые после модернизации законодательства фактически стали нашими руками в регионах.

Кроме того, мы запустили мониторинг региональной и федеральной прессы, социальных сетей на предмет наличия сообщений о проблемах с отоплением. Проверяем каждый факт и контролируем исправление ситуации в случае подтверждения информации.

В министерстве создан оперативный штаб, специалисты которого в любой момент готовы выехать на место аварии в случае, если коллегам из регионов потребуется помощь.

С начала отопительного периода без аварий, конечно, не обошлось – зафиксировано 61 нарушение, все они носили локальный характер и были устранены в установленные сроки.

Теперь о проблемах.

В этом году, к сожалению, участились случаи, связанные с проблемами запуска тепла из-за наличия задолженности за ранее потребленные энергоресурсы. Так проблемы зафиксированы в Ярославской области, по причине долгов нам пришлось в ручном режиме запускать тепло в Переславле-Залесском.

Проблема долгов в ЖКХ копилась годами и сейчас выходят на первый план. Для исправления ситуации мы разработали комплекс мер по повышению платежной дисциплины.

Одной из таких мер стало введение ответственности управляющих компаний за нарушение порядка оплаты долгов. Теперь за игру с деньгами граждан управляющая компания может лишиться лицензии.

Кроме того, с января следующего года за некачественную услугу или неправильную квитанцию предприятия ЖКХ начнут платить штраф именно потребителю. Для контроля и координации работы с должниками в каждом регионе созданы специальные комиссии. Благодаря принятым мерам только за последние несколько месяцев нам удалось сократить задолженность на 8 %.

Тем не менее, проблема накопленной задолженности и текущей ситуации с долгами становится очень серьезной.

Совокупный объем задолженности в ЖКХ сегодня составляет 968 млрд рублей, в том числе 250 млрд рублей – долги граждан, а остальное (718 млрд рублей) – долги юридических лиц друг другу за потребленные ресурсы.

Что касается граждан: наш анализ показывает, что это категория людей, имеющих постоянный доход, часто – второе (инвестиционное) жилье, и не нуждающихся в социальной поддержке. Типичный портрет неплательщика – это совсем не бедный человек со стабильным уровнем дохода. Он активный, но ленится платить регулярно. Либо это владельцы инвестиционных квартир, которые платят постольку-поскольку.

Мы, по поручению Правительства продолжим работу по сокращению задолженности и выработке дополнительных мер по повышению ответственности плательщиков.

В настоящее время завершается работа еще над двумя законодательными инициативами, направленными на введение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями и упорядочивание деятельности расчетных центров, принимающих плату от населения за коммунальные услуги. После их принятия деньги граждан не будут оседать на счетах управляющих компаний и РКЦ, а будут направляться напрямую поставщикам ресурсов.

В целом ситуация с подготовкой к отопительному сезону стабильная и находится под контролем.

Источник: пресс-служба Минстроя РФ