Чиновники и депутаты разошлись во мнениях о будущих штрафах отрасли ВИЭ

В министерствах и профильных ведомствах Правительства РФ продолжается обсуждение параметров программы ДПМ ВИЭ 2.0. Одним их спорных моментов является система штрафов для отрасли возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Участники рынка ВИЭ, представители депутатского корпуса и эксперты критикуют предложения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) о резком ужесточении штрафов для ВИЭ-генераторов.

Обсуждение инициативы некоторых федеральных ведомств, обозначенной в консолидированном документе Минпромторга (письмо Минпрормторга в Минфин) перешло в публичную дискуссию. Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) высказывает категорическое несогласие с подходом, обозначенным в актуальной версии документа.

Говоря об инициативе федеральных органов ужесточить штрафы по программе поддержки на 2025–2035 гг., директор АРВЭ Алексей Жихарев обозначил крайне негативную реакцию Ассоциации.

В последней редакции проекта постановления, учитывающего поступившие в адрес Минпромторга предложения ФОИВ, резко повышены штрафы за недостижение уровня локализации оборудования – до 100% от платежа за мощность для всех видов ВИЭ-генерации с 2025 года.

«При том, что требования по локализации возрастут в два раза, что повлечет необходимость дополнительных инвестиций в промышленные объекты в объеме до 50 млрд. рублей, штрафы на уровне 100% выглядят вызывающе. Это создает риск полного обесценивания инвестиций и крайне негативно отразится на росте стоимости проектов и заемного финансирования», – комментирует ситуацию Алексей Жихарев.

В АРВЭ считают более сбалансированным дифференцированный подход, при котором 100% штраф применяется только, если инвестор существенно (на 10-20%) отклонился от целевых показателей.

Позицию АВРЭ поддержал первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Валерий Селезнев.

«Данная инициатива, обозначенная Минпромторгом, не несет конструктивного характера и противоречит целям развития ВИЭ в РФ. Безусловно, углубление локализации имеет высокую значимость, однако система штрафов должна, на мой взгляд, быть более гибкой и дифференцированной: к примеру, размер штрафа должен возрастать пропорционально отклонению от целевого показателя локализации», – сказал Валерий Селезнев.

Заведующий Центом развития ВИЭ Института энергетики Высшей школы экономики Георгий Ермоленко также предлагает дифференцированный подход и считает, что инициатива федеральных ведомств не может быть отражена в итоговом документе.

«Считаю, что позиция федеральных органов, обозначенная в письме Минпромторга, существенно понижает вероятность дальнейшего развития отрасли возобновляемой энергетики, создавая высокие риски для инвесторов и, таким образом, ухудшая инвестиционный климат отрасли. Систему штрафов я бы перевел в систему стимулирующих поощрений за достижение и превышение заданных показателей и штрафов, дифференцированных по степени недостижения зафиксированных показателей локализации», – отметил Георгий Ермоленко.

Представители отрасли, законодательной власти и эксперты так же негативно высказались по поводу предложений об ужесточении требований по экспорту и увеличении штрафов за их невыполнение.

Напомним, что показатель экспорта согласно проекту постановления рассчитывается как отношение «экспортной» выручки по определенным категориям продукции к стоимости инвестиционного проекта ВИЭ. В текущем проекте постановления требования по экспорту для ветровых и солнечных станций (ВЭС и СЭС) с вводом в 2025–2030 годах предлагается установить на уровне 5%, а в 2031–2035 годах– 15%, а показатель для мини–ГЭС– на уровне 3–5%, соответственно. Если инвестор не выполнит требование, то ему грозит снижение платы за мощность на 20%.

В Комитете по энергетике Госдумы предлагают иной подход.

«Изложенная в проекте постановления система штрафов за невыполнение целевого показателя экспорта может снизить инвестиционную привлекательность ВИЭ. Необходимо учитывать, что норма об обеспечении экспортных поставок при реализации ДПМ ВИЭ после 2024 года требует от генерирующих компаний решения сложной задачи по продвижению на зарубежных рынках оборудования и услуг теми компаниями, в отношении которых инвесторы в проекты ВИЭ не имеют операционного контроля в части планирования производственной деятельности», – отмечает Валерий Селезнев.

Депутат предлагает, напротив, снизить размер штрафных санкций за недостижение целевого показателя экспорта для солнечной и ветрогенерации. Так в период с 2025 по 2030 гг. снизить до 2%, а в период с 2031 по 2035 гг. – до 5%.

При этом, считает депутат Госдумы, установление целевого показателя для малой гидрогенерации, требует отдельного рассмотрения.

«На мой взгляд, на данном этапе стоит отказаться от идеи установления обязательных целевых показателей экспорта для гидрогенерации»,– подчеркнул Валерий Селезнев.

В АРВЭ считают, что новые экспортные требования ФОИВ выглядят избыточными – штраф не должен многократно превышать обязательства по экспорту.

«Появление этого показателя может стать ограничением для инвестиций, стимулом к выходу на экспортные рынки должен быть не огромный штраф, который в денежном выражении превышает обязательства по экспорту более чем в 10 раз, а дополнительные баллы за локализацию. Тогда будет решаться одна из основных задач программы – рост промышленного выпуска и ВВП», – подчеркивает Алексей Жихарев.

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике поддерживает инициативу АРВЭ в части введения стимулов–- считает целесообразным учитывать вклад баллов за экспорт при определении степени локализации генерирующего объекта с 2031 г.

«Подобная мера позволит инвестору реализовать стратегию локализации с ориентацией на экспорт, при которой потребуется специализация на отдельных видах продукции и достижение эффекта масштаба, что будет служить альтернативой стратегии освоения производства широкого спектра оборудования или значительного углубления локализации производства отдельных элементов», – сказал Валерий Селезнев.

Несмотря на то, что в отрасли сохраняются разногласия по параметрам программы, участники рынка ВИЭ настаивают на своевременном формировании единого документа уже в августе 2020 года. Принятие решения регулятором в самое ближайшее время имеет важное значение для планирования отраслевых инвестиций.

Источник