А.М. Воротников. Туризм – актуальный тренд развития арктических регионов

Российская Арктика / РЭЭ №1, 2018

Туризм – актуальный тренд развития арктических регионов

Александр Воротников

Сравнительно недавно в России начали уделять вниманию одной из эксклюзивных туристических локаций страны – Арктике. Хотя Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусматривает одним из приоритетных направлений ее реализации в целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в Арктике.

Доцент РАНХ и ГС, заместитель директора ООО «Системный Консалтинг»

Александр Михайлович Воротников

Развитие туризма в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) включает в себя совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере туризма, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), содействие формированию региональных туристических кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках. Несмотря на некоторую активизацию работы региональных и местных властей, равно как и активную позицию туроператоров в ряде арктических регионов России, а также на общее смещение фокуса на внутренний туризм в связи с внутриэкономическими и внешнеполитическими потрясениями последних двух лет, реальных подвижек в полярном туризме в России не так и много. Это объясняется системными и труднопреодолимыми проблемами развития данного макрорегиона.

В настоящее время происходят важные изменения в арктической политике России, которые влекут за собой серьезные изменения и в туризме. Принята новая редакция основного механизма реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (ГПАЗРФ), которая утверждена летом 2017 г.

В этой связи Министерством экономического развития Российской Федерации разработана подпрограмма № 1 ГПАЗРФ «Формирование опорных зон развития, обеспечение их функционирования и сбалансированное социально-экономическое развитие Арктической зоны», реализация которой при непосредственном участии субъектов РФ обеспечит:

  • привлечение капитала в экономику регионов за счет создания и функционирования опорных зон развития (ОЗР) Арктики и стимулирование инвестиционной активности;
  • поддержку проектов в сфере промышленности, туризма и в других отраслях, являющихся коммерчески эффективными;
  • развитие транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, обеспечивающей стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий;
  • улучшение качества жизни населения, проживающего и работающего в АЗРФ, повышение уровня их социального и культурного обслуживания;
  • стабилизацию численности населения на уровне, достаточном для устойчивого развития территории и снижение уровня социальной напряженности;
  • создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения за счет повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются и функционируют ОЗР Арктики.

Выполнение данных направлений ГПАЗРФ позволит снять многие ограничения для развития туризма в АЗРФ, связанных с привлечением капитала, инфраструктурными ограничениями и т.д.

Положительные изменения, связанные с арктическим туризмом, планируются и в новой федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019–2025 годы» (далее – ФЦП Туризм). В концепции ФЦП Туризм предполагается развитие 15 перспективных туристических направлений (дистинаций), две из которых связаны с АЗРФ:

  1. Русская Арктика, в состав которой предполагается вхождение большинства регионов АЗРФ (Архангельская и Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия));
  2. Серебряное ожерелье, в которое войдут все регионы АЗРФ, входящие в состав СЗФО (Архангельская, Мурманская, Республика Карелия, Республика Коми и Ненецкий автономный округ).

Включение регионов АЗРФ в ФЦП Туризм позволит им активно использовать все инструменты федеральной поддержки для развития туризма в Арктике. Важное значение теперь будет иметь и региональная составляющая арктического туризма. Формируя стратегии развития своих ОЗР, приоритетом которых, в первую очередь, является добыча и переработка природных ресурсов, регионы, естественно, также будут учитывать и необходимость развития туристической отрасли. В этом и заключается преимущество подхода к развитию регионов АЗРФ через ОЗР, которые представляют собой совокупность взаимоувязанных и согласованных инфраструктурных проектов.

Развитию туризма в АЗРФ будут также способствовать:

  1. Климатические изменения. В Арктике становится теплее, и с одной стороны, это будет способствовать деятельности по развитию туристической инфраструктуры и доступности туристических объектов. А с другой стороны – подстегнет интерес к Арктике, т.к. из-за потепления многие природные объекты будут утрачены.
  2. Уникальность Арктики. В Арктике есть то, чего нет практически нигде. Экологический, экстремальный, природный, спортивный туризм – это именно то, что востребовано современной молодежью, это мировой туристический тренд, и Арктика удовлетворит его превосходно.
  3. ГЧП. Для строительства и эксплуатации большинства объектов важных для развития инфраструктуры, необходимой для функционирования туристической отрасли, возможно использовать механизм ГЧП, согласно действующему законодательству.
  4. Расширение возможностей финансирования проектов. Для финансирования проектов, необходимых для эффективного функционирования сферы туризма, в ближайшее время будет запущен механизм «инфраструктурной ипотеки». Также актуальным становится и использование «зеленого финансирования», т.к. большинство проектов в сфере туризма в АЗРФ должны быть экологичными.
  5. Распределенная энергетика. В настоящее время возникли новые возможности обеспечения энергией хозяйственной деятельности в Арктике, связанные с созданием локальных электроэнергетических систем (часто называемых микрогридами), способных работать как автономно, так и в составе централизованных энергосистем, на основе использования ресурсов распределенной и возобновляемой энергетики. Использование микрогридов позволит обеспечить объекты туристической инфраструктуры чистой, «зеленой» энергией, что крайне важно для сохранения экологии АЗРФ.
  6. Формирование в регионах туристических кластеров, включающих в себя объекты народно-художественных промыслов. Одним из главных инструментов продвижения туристического потенциала в регионах выступают как раз народные художественные промыслы и ремесла, а точнее их «рыночная составляющая». Изделия промыслов должны не только составлять культурно-историческую ценность, но и продаваться. И туризм в этом случае выступает как ресурс сохранения и развития промыслов и ремесел России и как инструмент экономического развития территории.

Использование всех возникающих новых возможностей будет способствовать развитию арктического туризма. Это, в свою очередь, приведет к развитию малого и среднего предпринимательства на территории АЗРФ и естественно, росту экономики арктических регионов.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик