А.М. Воротников. Инфраструктурная ипотека – новый механизм финансирования

Российская Арктика / РЭЭ №4, 2017

Инфраструктурная ипотека – новый механизм финансирования

Александр Воротников

В августе этого года появился важнейший документ, определивший развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2017 года № 1064 утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Доцент РАНХ и ГС, заместитель директора ООО «Системный Консалтинг»

Александр Михайлович Воротников

Программа продлена до 2025 г. и включает в себя три подпрограммы:

 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».

 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике».

 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».

Основным направлением реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» (ГП АЗРФ) станет формирование так называемых «опорных зон развития» (ОЗР). Такой подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике, значительно интенсифицировать судоходство по трассам Северного морского пути, провести системную модернизацию транспортной и иной инфраструктуры, создать объекты обеспечения безопасности и связи в портах, и в итоге оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических субъектов России.

Законодательное определение ОЗР на сегодняшний день отсутствует, и дать его должен новый федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ», без принятия которого исполнение ГП АЗРФ невозможно. В настоящее время под ОЗР понимают проекты планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий для достижения стратегических интересов Российской Федерации в Арктике с применением всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки. В основе проекта «опорной зоны» будут находиться проекты создания и развития минерально-сырьевых центров (МСЦ). А самое главное, должен быть применен проектный подход, территориальное развитие должно идти по проектному принципу через взаимоувязку всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек.

ГП АЗРФ в настоящее время выделено восемь ОЗР. Для каждой опорной зоны предусмотрена своя специализация:

  • Кольская опорная зона – горнодобывающая, судостроительная и рыбная промышленность, а также главный логистический хаб для снабжения всей западной части АЗРФ.
  • Воркутинская опорная зона – разработка новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, реализация проекта «Белкомур» (строительство железнодорожной магистрали «Белое море – Коми – Урал»), строительство дороги «Карскомур» от Воркуты до порта «Арктур» на берегу Карского моря в местечке Усть-Кара, одновременно развивая Северный широтный ход, строительство автомобильной дороги «Сыктывкар – Нарьян-Мар» с подъездами к городам Воркута и Салехард.
  • Ямало-Ненецкая опорная зона – газ и нефть, реализация транспортных проектов в рамках Северного широтного хода (СШХ) и развитии морского порта Сабетта в Карском море. СШХ – железная дорога протяженностью 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, которая должна связать между собой западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Особое место занимает реализация проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ).
  • Архангельская опорная зона – промышленный кластер с обеспечением добычи серебра, свинца и цинка на архипелаге Новая Земля.
  • Ненецкая опорная зона – самый перспективный район нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.
  • Таймыро-Туруханская опорная зона – горнодобывающая промышленность с опорой на Норильский ГМК, Ванкорское нефтяное месторождение, создание базовой инфраструктуры Северного морского пути в порту Диксон.
  • Северо-Якутская опорная зона – добыча угля, золота и олова, базовая инфраструктура Северного морского пути в порту Тикси.
  • Чукотская опорная зона – добыча широкого комплекса цветных и драгоценных металлов (медь, никель, висмут, ртуть, олово, свинец, уран, золото, платина, серебро), развитие портов Анадырь и Певек.

Реализация таких масштабных проектов требует привлечения серьезных финансовых ресурсов. И естественно, реализация этих крупных проектов требует определенных мер государственной поддержки, например, таких как: механизмы государственно-частного партнерства и концессии, государственные гарантии, специальные инвестиционные контракты, капитальные гранты и прямые субсидии, налоговые льготы и возвратное налоговое финансирование.

Однако в настоящее время существуют ограниченные возможности для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Это связано с замораживанием финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития Правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов.

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании XXI Петербургского международного экономического форума предложил внедрить, новый для России механизм «инфраструктурной ипотеки» для инвесторов. По итогам форума Президентом был дан ряд поручений Правительству РФ, которые должны стимулировать запуск «инфраструктурной ипотеки».

В настоящее время, Минэкономики России готовит предложения по реализации «инфраструктурной ипотеки» в РФ.

В экономике под ипотекой, понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.

Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов. Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит.

Следует отметить, что действующее законодательство о государственно-частном партнерстве и концессиях уже предполагает покупку инфраструктуры в кредит. Важно то, что объект строится не тогда, когда заложены деньги в бюджет на его строительство. А строится на деньги инвесторов, если это необходимо для государства, в кредит, который потом погашается в течение определенного времени. А время − это срок окупаемости этого объекта. Это выгодно инвесторам.

Однако данная схема отличается от классической концессии по закону ФЗ-115, и запуск инструмента «инфраструктурной ипотеки» потребует внесения поправок в закон о концессиях. Хотя схема «инфраструктурной ипотеки» близка схеме «концессии с платой концедента». Например, могут быть такие новации, как наличие нескольких концедентов, а также пользователей, которым нужен этот объект. Например, федеральный и региональный бюджеты, инфраструктурные и частные компании, их пул будет ежегодно платить за пользованием инфраструктурным объектом.

Для обеспечения платежей по «инфраструктурной ипотеке» необходимо использовать механизм государственных гарантий. Привлечение государственных гарантий возможно в тех случаях, когда проект представляет особый интерес для экономики государства: градообразующие предприятия, инновационные проекты, ресурсные и инфраструктурные проекты. Ликвидность государственных гарантий в настоящее время практически не вызывает сомнений и неуклонно увеличивается. В свою очередь привлечение такого вида гарантий позволит снизить стоимость привлекаемых под проект ресурсов и повысит привлекательность проекта.

В Основных направлениях долговой политики на 2017–2019 гг., Минфин предлагает выделить на госгарантии 190,1 млрд в 2017 г., и в следующие два года, соответственно, 133,5 млрд и 119,7 млрд руб. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов) участвующих в данной сделке в определенных долях, в рамках одного кредитного соглашения. В настоящее время, синдицикация кредитов в РФ законодательно не регулируется и производится отдельным договором российского банка и компании, или же по английскому праву, если в сделке участвуют иностранные банки.

В настоящее время, в Государственной Думе готовятся поправки в закон о банках и банковской деятельности, которые позволят выдавать синдицированные кредиты по российскому праву. Изменения готовятся в несколько федеральных законов: в закон о банках и банковской деятельности и в закон о Внешэкономбанке, что позволит ему активно участвовать в синдикации кредитов. Эти изменения в законодательстве позволят использовать в финансировании проектов «инфраструктурной ипотеки» различные финансирующие организации (государственные и частные банки, российские и зарубежные, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, российские и иностранные институты развития и т.д.).

Для повышения устойчивости проектов «инфраструктурной ипотеки необходимо активно использовать механизм секьюритизации. Как органы власти, так и частные инвесторы могут выпускать инфраструктурные облигации для реализации конкретных проектов, и через секьюритизацию обязательства по их погашению, возможно выделение в отдельную, защищенную строку бюджета. Такой инструмент наиболее близок к механизму ипотеки и активно применяется, например, в США в инфраструктурных проектах.

Механизм инфраструктурной ипотеки должен реализовать сложную задачу – по возможности стандартизировать проекты, что облегчит подключение механизмов рефинансирования этих стандартных проектов, их упаковки в «портфели» и далее их секьюритизации. Именно в этом и будет решающая роль «фабрики проектного финансирования», которая создается на основе Внешэкономбанка. Схема работы «фабрики проектного финансирования» предполагает несколько этапов: центр компетенции Внешэкономбанка проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. Внешэкономбанк будет структурировать проекты по уровню риска.

Например, под любой из них могут быть выпущены облигации разного старшинства: выпуски с низким риском и низкой доходностью (старшие) и с более высоким риском, но и более высокой доходностью (младшие). В случае проблем с погашением купонов первыми страдают держатели высокодоходных бумаг. Таким образом, риски наиболее консервативных инвесторов будут защищены. Причем если консервативные инвесторы все же посчитают риск не реализации проекта очень высоким, им может быть предоставлена государственная гарантия.

Таким образом, «фабрика проектного финансирования» будет отвечать за три задачи: отбор проектов и их подготовка, структурирование проекта и его мониторинг. Цель − привлечь максимально широкий круг инвесторов − банки, пенсионные фонды и др.

У Внешэкономбанка здесь будет роль Европейского банка реконструкции и развития. Это в основном консалтинг, структурирование и мониторинг. Задача фабрики − доводить все предложения от уровня «сырых» бизнес-идей до уровня прибыльных проектов.

Таким образом, исполнение поручений Президента России позволит создать в стране комплексную систему реализации инвестиционных проектов с использованием такого механизма, как «инфраструктурная ипотека». Это сделает возможным реализацию важнейших инфраструктурных проектов в АЗРФ необходимых для создания и развития ОЗР в Арктике. Актуальная задача на сегодня – совместно с ВЭБ отбор и претворение в жизнь пилотных проектов в АЗРФ с использованием инфраструктурной ипотеки.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик