А.М. Воротников. Арктика – приоритет развития России

Государственное регулирование / РЭЭ №2, 2018

Арктика – приоритет развития России

Александр Воротников

Президент России Владимир Путин 1 марта 2018 года обратился с ежегодным Посланием (далее – Послание) к Федеральному Собранию. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания в силу конституционного статуса Президента, его полномочий, приоритетного места в системе разделения властей и политической практики, обладают обязательностью для исполнительной власти и носят рекомендательный характер для законодательной власти. Важно то, что Послания обладают стратегически направляющей функцией и задают тон развитию всей страны минимум на год.

Эксперт Экспертного центра ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС, , к.х.н., PhD

Александр Михайлович Воротников

Естественно, что задачи поставленные Президентом, актуальны для всей страны и касаются всех ее регионов. Однако мы проанализировали именно те части Послания, которые непосредственно касаются Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).

Очевидно, что важную часть Послания заняли социальные проблемы, которые в силу объективных причин в Арктике более остры. Естественно, реализация этой части Послания, направленной на народосбережение, главным, ключевым фактором которого являются благополучие людей, достаток в российских семьях, сыграет огромную роль в развитии АЗРФ. Конкретные задачи сформулированы в Послании в демографии, продолжительности жизни, жилищной политике, здравоохранении и т.д.

В своем Послании Президент отметил, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной – это преодоление технологического отставания. В настоящее время в мире стремительно нарастает скорость технологических изменений, она идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнет, утопит.

Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате – потерю суверенитета. Отставание неизбежно ведет к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.

Россия к этому вызову готова, и многие современные инновационные технологии уже начинают внедряться, либо готовиться к внедрению и в АЗРФ. С этого года началась реализация новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной постановлением правительства РФ от 31.08.2017 № 1064 (далее – Программа). Программа включает в себя три подпрограммы:

  • подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;
  • подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;
  • подпрограмма 3 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».

Вот лишь некоторые примеры высокотехнологичных проектов, предполагаемых к реализации в АЗРФ:

  • введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»;
  • создание мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего безусловный приоритет страны в арктическом морском регионе как в части транспортировки круглогодично по СМП углеводородов и высокотехнологичных грузов, так и в обеспечении обороноспособности страны в этом регионе и безопасности арктического судоходства;
  • создание трех испытательных полигонов: Западно-Арктического (г. Мурманск), Восточно-Арктического (пос. Тикси) и Ненецкого (Ненецкий автономный округ, побережье Печорского моря) для проведения испытаний и сертификации новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования, предназначенного для геологического изучения и промышленного освоения полезных ископаемых.

Реализация таких сложных проектов в суровых условиях Арктики, с учетом ее хрупкой экосистемы, безусловно, потребует самых высоких технологий, технологий будущего. Но важно понимать, что для преодоления технологического отставания нужны те, кто это будет осуществлять и организации, где это будут осуществлять. Хотя об этом не говорится прямо в Послании, именно в отношении АЗРФ, однако одна из главных проблем России – это проблема школьного и вузовского образования, тесно смыкающаяся с проблемами науки и отечественных научных кадров, и именно успехи в этой области, являются основой для преодоления технологического отставания, добиться которого Президент считает одной из основных задач в Послании: «опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан». Реформы в организации обучения в институтах и университетах, назрели давно. Но нужны люди, которые бы взяли на себя заботу не только о студентах, но и молодых ученых, и не только о россиянах. Тут надо возродить советский опыт и присмотреться, как это работает в Европе и в Америке.

И поэтому «в полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний». С учетом специфики АЗРФ реализация задач в области образования и науки требует особого подхода. Несмотря на наличие признанных научных и образовательных центров в АЗРФ, они достаточно малочисленны, и не всегда обладают необходимыми компетенциями. Выходом в данном случае является сетевая организация как образования, так и научных исследований в интересах развития Арктики. Примером может служить, Ассоциация «Национальный арктический научно-образовательный консорциум», целью деятельности которого является консолидация ресурсов в сфере кадрового и научного обеспечения устойчивого социально-экономического развития и освоения северных и арктических территорий Российской Федерации. Однако необходимо расширение числа его участников и привлечение новых структур для образовательной и научной деятельности в АЗРФ, которые привнесут и создадут новые компетенции для деятельности в Арктике.

России также необходимо разработать программу по подготовке специалистов для «Цифровой экономики», а самое главное создать им условия для работы, с целью сократить или прекратить их эмиграцию. Герман Греф в своем выступлении на Гайдаровском форуме-2018 отметил, что через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причем это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов. Как утолить кадровый голод? Для этого вузам и ссузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тысяч студентов-айтишников ежегодно. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития интернет-инициатив. Поэтому необходим анализ потребности необходимого количества специалистов и нужных специальностей для работы в АЗРФ.

Одна из важнейших задач развития страны в Послании – на основе Стратегии пространственного развития (на сегодняшний день МЭР России разработана только Концепция стратегии пространственного развития) подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Для АЗРФ наличие такого документа актуально, его развитие с существующей инфраструктурой обречено на провал. Все регионы России, а арктические особенно, обладают слабо развитой дорожной сетью, особенно межрегиональной и региональной. Ярким примером тут является строительство автодороги Нарьян-Мар – Усинск, которая должна соединить НАО и Республику Коми. Поэтому, в предстоящие шесть лет необходимо удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, на эти цели будет направлено более 11 трлн рублей из всех источников.

Актуально для АЗРФ и предложение Президента реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России, чтобы через шесть лет половина межрегиональных рейсов выполнялась напрямую.

В Послании, отмечено, что ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет СМП. К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз, до 80 млн тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией. Важнейшим фактором развития магистральной инфраструктуры страны, и соответственно СМП, является развитое и с адекватными мощностями портовое хозяйство. В Послании намечено дальнейшее его развитие. Важную роль в реализации этого направления, на наш взгляд, сыграют «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утвержденные указом Президента20 июля 2017 года № 327, которые предполагают: расширение использования инструментов ГЧП для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования военно-морского флота в мировом океане и создание в удаленных районах Арктического и Дальневосточного регионов РФ объектов инфраструктуры двойного назначения в целях обеспечения базирования гражданских судов, кораблей и судов военно-морского флота и органов федеральной службы безопасности.

В Послании утверждается, что развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику.

Уже к 2024 году в стране будет обеспечен практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удаленные, небольшие населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников. Недавно Минкомсвязи РФ внесло в правительство РФ окончательный вариант концепции развития спутниковой связи в Арктике. Министерство связи предлагает создать группировку спутников на высокоэллиптических орбитах для обеспечения связи в Арктике. Общий объем требуемых инвестиций составляет около 90 млрд рублей.

В Послании отмечено, что будут внедрены новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 трлн рублей частных инвестиций. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью распределенной генерации будет решен вопрос энергоснабжения отдаленных территорий, что актуально для АЗРФ.
В результате, как отмечается в Послании, Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных. России необходимо использовать свои естественные климатические условия, создавать в Арктике инновационные охладительные системы, способные комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения на промышленных объектах. Это могут быть типовые хранилища, охлаждаемые подземным холодом, или морозильные установки с интеллектуальными системами управления, позволяющие рационально комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения в зависимости от сезонных климатических условий. В том числе и дата-центры. Создание центров хранения данных или центров обработки данных перспективно в АЗРФ, т.к. они потребляют огромное количество энергии, во многом благодаря мощным системам охлаждения. Однако холодный арктический климат и постоянная мерзлота поможет уберечь серверы от перегрева. Да и всю потребляемую дата-центром энергию можно будет производить из возобновляемых источников.

Таким образом, реализация большинства поручений Президента, связанных с развитием АЗРФ, вытекающих из Послания, может быть эффективно выполнена в рамках Программы при соответствующем финансировании. Президент также предложил использовать для финансирования инфраструктурных проектов инфраструктурную ипотеку и специальные инвестиционные контракты.

Реализуя Послание, важно понимать, что полученные результаты не будут иметь большого значения, если при этом пострадает экология страны. И естественно, проблема экологии является очень актуальной для Арктики. Поэтому предложения Президента: ликвидировать городские свалки, улучшить качество питьевой воды, внедрять экологичный транспорт, модернизировать ТЭЦ, развивать ответственное и бережное отношение к природе, несомненно, актуальны для Арктики. Особенно важна еще и проблема накопленного экологического ущерба, в связи с тем, что системы обращения с отходами в АЗРФ практически не было, и накапливались результаты реализации активной промышленной, хозяйственной и оборонной деятельности. Решение проблемы отходов в Арктике возможно при реализации Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 гг.» и «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Это возможно при создании региональных программ «Развитие системы экотехнопарков», разработанных в соответствии региональной составляющей вышеупомянутой Стратегии. Ядром этой региональной программы должны стать экотехнопарки. Экотехнопарк представляет собой территорию, где осуществляется взаимодействие производственных и сервисных компаний, стремящихся к повышению экологической и экономической эффективности за счет сотрудничества в области управления окружающей средой и ресурсами, в том числе энергией, водой и материалами. Бизнес-сообщество вместе ищет коллективную выгоду, которая больше, чем сумма отдельных выгод каждой из компаний, если они будут оптимизировать только свою индивидуальную производительность. Они осуществляют полный цикл обращения с отходами от сортировки до переработки и захоронения. Два таких проекта уже реализует ООО «Управление отходами» в Мурманской и Архангельской областях.

Таким образом, Послание Президента определило широкий круг направлений деятельности по развитию АЗРФ. Конечно реализация всех этих задач, поставленных Президентом, требует и времени, и средств. Однако, выполнение этих проектов возможно, с привлечением внебюджетных средств, с использованием ГЧП и правильной координацией взаимодействием между органами власти, обществом и бизнесом.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик