А.М. Воротников. Актуальные направления зеленого финансирования в Арктике

Российская Арктика / РЭЭ №3, 2018

Актуальные направления зеленого финансирования в Арктике

Александр Воротников

Современное развитие Арктики должно базироваться на принципах устойчивого развития, которые были сформулированы в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН. Устойчивым было названо «развитие, удовлетворяющее нужды настоящего без угрозы возможности будущих поколений удовлетворять их собственные нужды». В основе концепции устойчивого развития находится согласование и уравновешивание экономической, социальной и экологической составляющих самого процесса развития общества, ориентируя рост экономики в долгосрочной перспективе на достижение социальных и экологических целей, обеспечивающих рост уровня и качества жизни людей.

Доцент кафедры государственного регулирования экономики ИОН РАНХИГС, к.х.н., эксперт ЭЦ ПОРА

Александр Михайлович Воротников

Реализация принципов устойчивого развития в АЗРФ позволит решить проблему социально-экономического развития АЗРФ, на достижение которого направлена Государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской федерации», обновленная и продленная до 2025 года, что невозможно без решения как экологических, так и социальных проблем.

Такой подход к развитию требует и новых методов, и новых инструментов финансирования. Появилось новое понятие «ответственное инвестирование». Это связано с тем, что для бенефициара проекта важна не только прибыль от его реализации, но и социальные выгоды, а самое главное, проект не только не вредит экологии, а происходят позитивные изменения в экологической обстановке. Хотя на сегодняшний день более распространен такой термин, как «зеленое» финансирование (ЗФ). Оно подразумевает использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов.

ЗФ включает в себя отбор, финансирование и реализацию «зеленых» проектов. Инструменты ЗФ активно используют все экономические агенты без ограничений. В целях снижения рисков диверсификация происходит на уровне не только портфелей «зеленых» проектов, но также и используемых инструментов. Наиболее распространенные инструменты ЗФ в мировой практике: «зеленые» облигации, «зеленое» кредитование, гарантии под финансирование «зеленых» проектов, государственные и муниципальные «зеленые» фонды, субсидии, «зеленые» банковские и страховые инструменты, дочерние «зеленые» фонды, гранты и т.д. ЗФ представляет собой инвестиционные потоки, используемые для перехода на «зеленое», устойчивое развитие, которое приводит к качественному изменению и модернизации отдельных отраслей. Это предполагает определение новых целевых показателей на продукцию и технологические процессы в среднесрочном периоде в соответствии с новым регулированием и технологическими возможностями.

Такое финансирование отдельных отраслей приводит к значительному технологическому прогрессу в этих отраслях, а также способствует развитию прорывных передовых технологий, что в итоге приводит к существенному ценовому сдвигу в экономиках. Отсутствие такого подхода в российской экономике означает, что продукты, технологии, услуги, которые не будут удовлетворять указанным целевым показателям и требованиям, лишатся перспектив выхода на рынки Европы/США/Азии и на конкуренцию с импортными аналогами на российском рынке. Для нашей страны это фактически означает увеличение серьезного отставания – как технологического, так и интеллектуального, и, как следствие, экономического и геополитического.
Основным инструментом ЗФ в мире являются «зеленые» облигации (ЗО). Это долговые инструменты, используемые для привлечения средств на проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом или низкоуглеродной экономикой, которые существуют на финансовом рынке уже более десяти лет. Их выпуск превысил в 2017 году $200 млрд. В первую очередь, это стало возможным благодаря развивающимся рынкам. В России к ЗО пока только присматриваются. Хотя Республика Казахстан, например, уже утвердила стандарты ЗО.

Россия находится в самом начале пути по развитию ЗФ. Хотя уже есть примеры финансирования «зеленых» проектов, в частности, финансирования проектов в области ВИЭ.
Как показывает мировая практика, перспективны для ЗФ достаточно многие отрасли и направления. Каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития. В этой связи представляется целесообразным на первом этапе не задавать жесткие критерии «зеленых» проектов, а определить наиболее важные отрасли, переход которых на «зеленое» развитие, во-первых, будет экономически и социально выгодным, во-вторых, может быть проведен с наименьшими административными и транзакционными издержками, и, в-третьих, максимально повысит качество ВВП страны.

Было выделено несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств ЗФ для АЗРФ:

  • Проекты по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ).
  • Проекты в области развития возобновляемой энергетики (ВИЭ).
  • Проекты в области переработки мусора и бытовых отходов.
  • Проекты по повышению энергоэффективности.
  • Инвестиционные программы компаний.
  • Инфраструктурные проекты (проекты адаптации).
  • Проекты в области транспорта.
  • Проекты в сфере «зеленого» строительства.
  • Органическое сельское хозяйство (зеленая агропромышленность).

Остановимся только на тех, которые особенно актуальны для развития АЗРФ.

1. Проекты в области развития транспорта

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры АЗРФ (ТЛИ) – одна из важнейших задач для достижения устойчивого развития Арктики.
С учетом того, что ТЛИ АЗРФ слабо развита и требует больших инвестиций, оптимальным было создавать ее на принципах устойчивого развития с использованием самых современных технологий (НДТ) и с использованием ЗФ. В своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г., Президент России дал много важных поручений связанных с развитием АЗРФ и ее ТЛИ.

Вот небольшой список проблем при деятельности ТЛИ АЗР, которые решаются с применением ЗФ:

  • предупреждение и ликвидация нелегальных сливов нефтепродуктов и отходов в море;
  • переход на новые низкоуглеродные и безуглеродные виды топлива, включая газомоторное;
  • новые технологии проектирования и строительства ТЛИ, сохраняющей биоценозы, и сокращающих территории занимаемые ТЛИ;
  • создание системы обращения с отходами деятельности ТЛИ;
  • использование в АЗРФ экологически чистого транспорта, в том числе и городского (например, электрический, гибридный, общественный, железнодорожный, немоторизованный, мультимодальный транспорт, инфраструктура для экологически чистых транспортных средств и сокращение вредных выбросов).

Решение этих проблем в создании и развитии современной, инновационной ТЛИ АЗРФ позволит увязать и уравновесить экономическую, социальную и экологическую составляющие устойчивого развития АЗРФ и обеспечить рост уровня и качества жизни людей.

2. Проекты создания и развития минерально-сырьевых центров

Минерально-сырьевые центры (МСЦ) – это совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям. Создание и развитие МСЦ в АЗРФ предусмотрено Госпрограммой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской федерации». Реализация такого проекта, совершенно очевидно, возможна с использованием ЗФ. Проект создания МСЦ является комплексным, и это позволит согласованно использовать несколько направлений ЗФ.

В АЗРФ будут востребованы и проекты, связанные с развитием распределенной генерации и в сфере обращения с коммунальными отходами.

Таким образом, реализация инфраструктурных проектов в АЗРФ, направленных на сохранение хрупкой экологии Арктики, позволит использовать ЗФ для их реализации, и в тоже время, позволит реализовать их с меньшими затратами. Дело осталось за малым – разработать нормативно-правовую базу ЗФ, создать институты ЗФ, утвердить стандарты «зеленых» облигаций, как уже сделал недавно Казахстан и начать реализовывать проекты «зеленого» финансирования.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик