А.М. Воротников. Актуализация роли моногородов Арктической зоны Российской Федерации

Российская Арктика / РЭЭ №5-6, 2017

Актуализация роли моногородов Арктической зоны Российской Федерации

Александр Воротников

Состоявшиеся 13 ноября 2017 г. в Государственной Думе РФ парламентские слушания были посвящены комплексному развитию моногородов» и прошли с участием руководителей органов местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований (моногородов) страны, представителей профильных министерств Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского конгресса муниципальных образований, Фонда развития моногородов, межмуниципальных ассоциаций России, экспертного сообщества.

Доцент РАНХ и ГС, заместитель директора ООО «Системный Консалтинг»

Александр Михайлович Воротников

Слушания были организованы по инициативе комитетов Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, с докладами выступили председатели комитетов. Участие в дискуссии о развитии моногородов приняли депутаты Госдумы, представители регионов, в том числе законодательных собраний и региональных правительств, мэры моногородов, представители профильных ведомств, ответственных за реализацию программы по развитию моногородов, общественники, эксперты.

На парламентских слушаниях были обсуждены проблемы и перспективы развития моногородов, внесены предложения по формам и видам государственной поддержки, необходимые поправки в законодательство. Открыл парламентские слушания, заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, который подчеркнул, что тема касается каждого десятого жителя России – именно столько, фактически 10% граждан, проживает в моногородах, а уровень безработицы по-прежнему выше среднероссийского более чем в полтора раза. В своем выступлении руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский обвинил в такой непростой ситуации в моногородах министра труда.

Заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, курирующий тему моногородов в Минэкономики, рассказал о совершенствовании нормативно-правовой базы для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В частности, будут проработаны вопросы получения статуса резидента ТОСЭР индивидуальными предпринимателями, продления льгот по налогам и социальным платежам для резидентов ТОСЭР, получивших этот статус после третьего года действия режима ТОСЭР.

Руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева, сообщила участникам слушаний о промежуточных результатах реализации приоритетных проектов комплексного развития моногородов при поддержке Фонда развития моногородов, включая мероприятия «Пяти шагов благоустройства». В общей сложности за период с декабря 2014 года по 1 октября 2017 года реализовано 434 проекта в 245 моногородах на общую сумму 3,8 млрд рублей. Она отметила в своем выступлении, что уже 27 моногородов получили статус ТОСЭР, но есть отставание, т.к. до конца года этот статус должны получить всего 50 моногородов. Также успешно во многих моногородах реализуются и другие приоритетные проекты национального развития.

В условиях существенного изменения государственной политики в отношении Арктической зоны РФ возрастает роль арктических моногородов и актуализируются проблемы их перспективного развития. В настоящее время в АЗРФ находится 14 моногородов и в них проживает практически четверть населения российской Арктики. Большинство из них находятся в 3-й и 2-й категориях моногородов и в основном связаны с промышленным производством. На парламентских слушаниях выступили два представителя Арктической зоны Российской Федерации. Виктор Иконников, заместитель губернатора Архангельской области по стратегическому развитию и инвестиционной политике, отметил, что моногорода значительно различаются по уровню социально-экономического развития, географическим и климатическим характеристикам, но все они объединены общими проблемами: это моноотраслевая структура экономики, дотационность бюджетов, узость рынка труда градообразующих предприятий, высокая степень износа городской инфраструктуры, состояние которой затрагивает все сферы жизнедеятельности города.

Он предложил, в рамках государственной политики по обеспечению стабильного экономического развития моногородов, разработать нормативно-правовые акты или внести изменения в действующее законодательство в области электроэнергетики и государственного регулирования тарифов, предусматривающие особый порядок ценообразования на электрическую энергию, поставляемую потребителям (в том числе населению) в моногородах. Также Виктор Иконников озвучил еще ряд предложений, направленных на разработку отдельной подпрограммы по развитию арктических моногородов, в состав которой могут войти конкретные мероприятия по строительству и реконструкции инфраструктурных объектов моногородов, предусмотрев меры прямой и косвенной поддержки.

В своем выступлении председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор подчеркнул важность программ развития моногородов, адаптированных под локальные условия, пояснил свою позицию на примере моногорода Воркуты, мэром которой он был 10 лет и других городов арктической зоны.

В условиях существенного изменения государственной политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации возрастает роль моногородов и актуализируются проблемы их перспективного развития. В новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» заявлен новый подход к экономическому развитию АЗРФ.

Ключевыми механизмами реализации государственной программы в АЗРФ призваны стать опорные зоны развития (ОЗР), представляющие собой комплексные проекты социально-экономического развития, направленные на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности, предусматривающие синхронное скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Моногорода, в частности Норильск и Воркута, естественно станут центрами опорных зон развития (ОЗР), Таймыро-Туруханской и Воркутинской, соответственно. А некоторые – минерально-сырьевыми центрами или портами (в соответствии с Законом о свободных портах) в инфраструктуре Северного морского пути.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик