А.Ю. Книжников, А.Ю. Климентьев. Замена традиционных энергоресурсов в рамках «северного завоза» на СПГ

Российская Арктика / РЭЭ №1, 2018

Замена традиционных энергоресурсов в рамках «северного завоза» на СПГ

Алексей Книжников и Александр Климентьев

В последние годы наблюдается тенденция дальнейшего экономического развития Арктической зоны России. Это требует надежного обеспечения, которое называется «северный завоз» – организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Руководитель программы по экологический политике ТЭК, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России

Алексей Юрьевич Книжников

Эксперт WWF России

Александр Юрьевич Климентьев

В рамках «завоза» ежегодно поставляется до 6–8 млн т горюче-смазочных материалов и до 20–25 млн т угля. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70%. Стоимость угля доходит до 8 тыс. руб./т, дизельного топлива до 80 тыс. руб./т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка.

Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло- и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологических рисков и воздействий по всей цепочке поставки. Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя.

В зависимости от места расположения и объема потребления для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии. Плавучие терминалы могут обеспечить надежные и конкурентоспособные поставки газа для потребителя и генерации электрической энергии. Поставки газа дают потребителю дешевое, экологически чистое и наиболее гибкое энергетическое решение.

Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. т СПГ. Ожидается, что при реализации трех горных проектов в российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс. т.

Организация плавучих хранилищ газа возможна с использованием емкостей типа С. Для крупных потребителей хранилища могут быть мембранного типа или на основе горизонтальных емкостей объемом до 1500 м3.

В случае крупных портов или в районах реализации масштабных инвестиционных проектов, целесообразно создание береговых систем хранения на основе вертикальных хранилищ с бетонной стенкой.

Для полного обеспечения поставки СПГ Арктическим потребителям потребуется 2 газовоза емкостью 3000 м3, 2–3 газовоза емкостью 15000 м3 и для поставки СПГ в интересах горнодобывающих проектов на Чукотке один газовоз емкостью 60000 м3.

Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:

  1. Пилотный проект вне зоны СМП – Карское, Белое, Баренцево моря.
  2. Газификация портов в районе СМП.
  3. Газификация припортовых районов.
  4. Проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использование внутренних водных путей.

СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике – Ямал СПГ, а также с планируемых производств – Арктик СПГ и Печора СПГ. В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например, в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое мере в Арктическую зону в период судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу.

Перевозки и использование СПГ вдоль СМП может основой для газификации для потребителей и вдоль сибирских рек. Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, для бункеровки океанских и речных судов.

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик