14 апреля 2021 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по энергетике

Заседание Комитета Государственной Думы по энергетике получилось очень содержательным – на повестке стояло рассмотрение 10 вопросов. 

Главным из них, безусловно, стало обсуждение проекта Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года, который планируется к рассмотрению в Правительстве РФ уже на следующей неделе. На сегодняшний день мировая нефтяная отрасль переживает определенную турбулентность в части ценообразования и прогнозируемых объемов добычи и спроса. Эксперты прогнозируют падение доли нефти и газа в мировом энергобалансе с текущих 54% до 46% (конкретно нефти – до 23%) к 2040 году, при росте доли ВИЭ с 2% до 8%, биоэнергии с 9% до 11%. При этом около 50% валютных доходов нашего бюджета основаны на экспорте нефти и газа (конкретно нефти – 30%). Именно поэтому актуализация развития отечественного нефтяного комплекса согласно проводимому в мире энергетическому переходу стоит на повестке одной из главных задач всех профильных министерств и ведомств. 

Цель обновленной стратегии развития – монетизация нефтяного сырья в меняющихся условиях мирового рынка спроса и потребления. Всем очевидно, доля нефти в мировом балансе будет и дальше снижаться, а потому задача – успеть монетизировать имеющиеся у страны ресурсы параллельно с технологическим процессом развития новых с точки зрения востребованности направлений нефтегазохимии с целью направить получившие с этого валютные доходы на перестройку и актуализацию экономики согласно меняющимся рыночным условиям. При этом, не стоит забывать, что речь не идет о процессе «все выкачать и продать» – внегласное советское правило необходимости прироста сырьевых запасов сверх осуществляемой добычи учтено и закреплено в рассматриваемом документе. Не говоря даже об Арктике, в стране имеются огромные неразведанные территории в Западно-Сибирской, Якутской и Ямальской нефтегазоносных провинциях, а потому стратегический запас и ресурс в стране будет обеспечен. В процессе рассмотрения проекта Генсхемы у определенных экспертов возникли дополнительные предложения в части совершенствования документа, а потому совместно с коллегами приняли его за основу и дали время на его доработку до конца текущей недели. 

Еще одним интересным вопросом повестки стало рассмотрение в первом чтении проекта Федерального закона № 1044680-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть законопроекта – предложение осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергоресурсов, определенных при помощи приборов учета, только в том случае, если качество энергетических ресурсов соответствует государственным стандартам и ГОСтам, СНиПам, и другим нормативно-правовым актам. Действительно, важность вопроса обеспечения потребителей качественными энергоресурсами переоценить невозможно, однако столь количественные оценки качества ресурса в разрезе каждого потребителя, в том числе и населения, сегодня представляются суперзатратными, очень продолжительными и сложно реализуемыми. Не смотря на это, механизм защиты прав граждан в части получения качественной продукции уже существует (в части электроэнергетики – 522-ФЗ), и именно его необходимо дорабатывать и развивать, а потому данный законопроект решено было отклонить. 

Последним вопросом, который я бы хотел отметить, стало утверждение Заключения Секции Экспертного Совета при Комитете по итогам состоявшегося заседания на тему оплаты максимальной резервируемой мощности. Была проведена большая экспертно-аналитическая работа, по итогам которой были формализованы основные предложения и рекомендации по совершенствованию в данный момент разрабатывающегося нормативно-правового акта в части сетевого резерва мощности, а потому совместно с коллегами решили направить этот документ в Правительство РФ и профильные ФОИВ для учета в работе.